Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Цель урока: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта». Задачи: -формировать осознанное стремление быть добрым; -развивать способности осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации; -воспитывать внимательное отношение к окружающим. Используемое оборудование: бумажная кукла, слайды; клей, шаблоны деревьев, животных, птиц, детей, цветов; весы, бусинки, бумажные солнышки. Краткое описание: В результате занятия, учащиеся смогут: дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческие достоинства и недостатки. Новые понятия: гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, злобность, жестокость, бездушие. Ход мероприятия Орг. Момент - Прослушивание песни «Если добрый ты» - Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. II. Основная часть - Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают) - Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье. - Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. - Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Не навреди! Подумай! Не шуми! Всех уважай! Добрее посмотри! Не спорь, коль не уверен! Отойди! А, если с кем и вышло что не очень, То первым отойди сам, между прочим. Скажи: - Давай забудем все разборки. «Худой мир лучше ссоры» в поговорке. Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю, Тебе я, милый, очень доверяю! Ты дружелюбен! Мы не правы в паре. И эта ссора надо нам? Едва ли!» - Как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение? Ситуация. - Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. -Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь на друг друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). - Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему? - Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. - Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить» - Почему мы дольше помним обиды? - Нравиться ли нам, когда нас обижают? - Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? - Как быть добрее? Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Рассматривание ситуаций. « Просто старушка.» По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала. Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: Это твоя бабушка? Нет, – ответил мальчик. Мама? – удивилась подруга. Нет! Ну, тетя, или знакомая? Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка! -Что можете сказать о поступке мальчика? Чему учит этот рассказ? -Доброта -одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее. - А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать, добрые дела. - Скажите, какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей) Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет её. Кто любит собак Или прочих животных, Серьёзных котят И щенков беззаботных, Кто может любить и козла, и осла – Тот людям во веки Не делает зла. Р.Сеф Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. -Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? - Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей). -Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.) -Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка – добрая душа». Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. -Вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте. Как вы их понимаете? • Худо тому, кто добра не делает никому. • Не одежда красит человека, а добрые дела. • Доброе дело само себя хвалит. -Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Игра «Сказка». -Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.) - А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (Показ весов) - На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь) - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. - Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкий бисер). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла. - Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Самостоятельная работа -На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация. - Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло») - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно) III.Заключение - Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают свечу, высказывая свое мнение) - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. Ведь делать добро – это здорово. - В каждом из нас есть маленькое солнышко-доброта. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее, а любовь и помощь согревают как солнце. Подарим нашим гостям частичку своей доброты (дети дарят присутствующим солнышко с добрыми пожеланиями). | |
Просмотров: 1437 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|