Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Программа факультативного курса по русскому языку «В мире весёлой грамматики»
Программа факультативного курса по русскому языку
«В мире весёлой грамматики».

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “В мире веселой грамматики”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта начального образования и рекомендована для учащихся 1 класса общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 33 часа. (1 раз в неделю)
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “В мире весёлой грамматики”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “В мире веселой грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
В Программе Министерства образования и науки одной из основных
целей изучения литературы и русского языка на начальной ступени является: развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления, дальнейшее развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Одной из задач изучения является развитие стремления и способности к собственному литературному творчеству, обогащение словарного запаса, использование в процессе творческой работы изобразительно-выразительных средств языка.
Основная задача факультатива «В мире весёлой грамматики» заключается в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Действие учащихся направлено на текст, на его содержание, построение, речевое оформление, а также на изучение творчества известных писателей и поэтов.
Методы обучения:
- методы развивающего обучения;
- «мозговая атака»;
- проблемный;
-частично-поисковый;
- игровой;
Формы: индивидуальная, групповая

Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны иметь следующие умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
1. Информационно-содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в произведениях.
2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст, умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Важное место отводится урокам редактирования текста, они являются логическим продолжением уроков обучения сочинениям, и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.
По окончании изучения курса учащиеся должны
Иметь:
- представление о тексте как едином целом;
- навыки определения темы, идеи текста;
- представление о видах текста, средствах выразительности;
Уметь:
- выявлять особенности каждого типа речи;
- строить монологическое высказывание на определенную тему;
- производить комплексный анализ текста.
Формы и методы контроля:
- текущий - проводится на каждом занятии, включает в себя выполнение заданий, участие в коллективной, групповой деятельности;
- промежуточный - проверка усвоения материала;
- итоговый - по завершению изучения курса проводится итоговое занятие в виде урока-отчёта.
Ожидаемые результаты:
- умение чётко и на должном уровне производить анализ художественного произведения;
- учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:
информационными - давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы, обосновывать пример, овладеть таким видом выступления как монолог;
коммуникативного типа - овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности, участие в исследовательской работе;
культурологическими - широкий кругозор, развитая речь.


Учебно-тематический план.

№ Тема Кол – во часов Дата
1 Вводное занятие. Устное народное творчество. Мир загадок. 1
2 Слово. Лексическое значение слова. Расскажи сказку. «Курочка Ряба». «Теремок». 2
3 Предложение. Виды предложений. Волшебный мир К. Чуковского. 2
4 Звуки. Игры с буквами и словами. Узнай слово. 2
5 На что похожи буквы? Буквы и звуки. Расскажи сказку. «Машенька и Медведь» 1
6 Игры с буквами и словами. Буква потерялась. 2
7 Ребусы. Узнай сказку. . 1
8 Слоги рассыпались. Игры с буквами и словами. 2
9 Скороговорки. Стихи . 1
10 Игры с буквами и словами. Сложи слово. 2
11 Расскажи сказку «Гуси-лебеди», «Красная шапочка». Литературный портрет. 2
12 Викторины по сказкам. 1
13 Шарады. 1
14 Пословицы и поговорки. 1
15 Ударение. Правильно ставим ударение.
Омонимы. 2
16 Веселые кроссворды. 1
17 Многозначные слова. 1
18 Синонимы. 2
19 Антонимы. 2
20 Фразеологизмы. 2
21 Игры с буквами и словами. 2
Итого: 33 часа

Содержание программы курса.

1. Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать свою речь. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения: определить сверхзадачу чтения, «оживить» в своём изображении действительность, отображённую в произведении, выбрать средства для исполнения данного текста. Умение импровизировать: выразительно читать один и тот же текст с разной сверхзадачей. Умение инсценировать сказку.
2. Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.
Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Умение выделять в тексте крылатые слова, определять их эмоциональную окраску, значение и назначение, правильно и уместно употреблять их в речи.
Умение распознавать стиль речи с учётом лексических особенностей текста.
3. Предложение и словосочетание.
Умение составлять простое предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
4. Текст.
Текст. Тема, основная мысль текста.
Стили речи: разговорный, художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы.
Связь между предложениями в тексте.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание элементов композиции и средств межфразовой связи.
5. Литература.
Знать произведения устного народного творчества: сказки, песни, загадки, пословицы, прибаутки, произведения известных поэтов и сказочников С. Михалкова, С.Я. Маршака, К. Чуковского, А.Л.Барто, Б. Заходера, Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, Б.Гримм. Уметь определять тематику их произведений. Уметь отличать литературные сказки от народных.
6. Логика.
Уметь составлять и разгадывать кроссворды, ребусы, шарады.

Список литературы

1. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи»- М., 1998г
2. Тимофеев Б.Н. «Правильно ли мы говорим?»- Л., 1969г.
3. Тумакова «Ознакомление со звучащим словом»-М., 1991г.
4. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить»-М.,1991г.
5. Чуковский К.И. «Живой как жизнь»- М., 1
Категория: Начальная школа | Добавил: soloveit200811 (2015-09-16) | Автор: Соловей Татьяна Юрьевна E
Просмотров: 577 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru