Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Особенности применения таксономии Б. Блума в начальной школе.
Сегодня актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся, который позволил бы устранить противоречия между функцией оценки и существующей системой оценивания, сумел бы связать оценку с индивидуальным накоплением образовательных ресурсов (знаний, умений, компетенций). На наш взгляд, эту проблему наиболее полно решает таксономия Б. Блума, так как одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика при оценке результатов обучения.
В современных условиях перед школой поставлена проблема реализации компетентностного образования. В рамках данной проблемы перед учителем встает задача создания дидактических средств для формирования и диагностики проявления компетентностей учащимися в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
По мере овладения школьниками приемами самостоятельной работы степень непосредственного вмешательства учителя в процесс познания уменьшается, но возрастает необходимость опосредованного влияния учителя на самостоятельную работу учащегося. Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий. Учитель, создавая и владея всей системой специальных заданий, упражнений, тестов, стимулирует познавательную активность школьников, проектируя их движение к цели обучения, к получению результата, но должен применять и эффективную систему оценивания.
Новатором является И. Г. Песталоцци, он развил положение прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоничного развития всех сил и способностей человека. И. Г. Песталоцци имел в виду, что «развитие ребёнка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным». Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущие природным силам человека стремление к деятельности. И. Г. Песталоцци писал: «Обучая всех, хорошо учить каждого, при условии всестороннего развития их способностей».
В современной педагогике существует несколько подходов к разработке разноуровневых заданий.
Так, В. П. Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на четыре вида: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий. Ученический уровень – это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний (пересказ текста, формулировка правил, теорем и т.п. без собственных комментариев). Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность. Выполняя задания подобного типа, ученик выделяет и перечисляет все ведущие элементы знаний, даёт определение каждому из них с характеристикой основных признаков, выполняет задания по заданному алгоритму действий с применением полученных знаний и умений. Эвристический и творческий уровни обеспечивают, кроме перечисленных выше качеств знаний, их осознанность, системность и прочность.[1, с. 87]. Организация процесса обучения от низшего уровня к высшему уровню позволяет развивать умения, мотивы, активность, качество знаний и мышления и обуславливает развивающий характер данного процесса.
В современном Казахстане широкое распространение получила педагогическая технология трехмерной методической системы, разрабатываемая Ж. А. Караевым и Ж. У. Кобдиковой. Выше названные исследователи представляют три уровня познавательной деятельности как репродуктивный, конструктивный и продуктивный (творческий) и считают необходимым последовательное выполнение каждым учеником заданий всех трех уровней. Таким образом, обеспечивается личностно-деятельный подход к процессу обучения. Анализ экспериментальных работ по использованию технологий трехмерной методической системы показал, что формирование приемов мыслительной деятельности обеспечивают более высокий уровень усвоения учебного материала.[2, с.32 - 33].
Еще Аристотель отмечал, что успешность любой деятельности зависит от двух условий: правильного определения конечной цели и выбора необходимых средств ее достижения.
Исследования Б. Блума, Дж. Дьюи, В. П. Беспалько и др. показывают, что диагностическая постановка целей обучения является необходимым условием успешного реформирования образования. Методика диагностического целеобразования в свою очередь требует построения адекватной методической системы обучения, включающей в себя содержание, средства достижения сформированных целей, индивидуальные возможности и интересы каждого ученика, промежуточный и конечный результаты образовательной деятельности.
Традиционно в образовании соединяются обучение, воспитание и развитие. Современное образование ориентированно, прежде всего, на развивающую функцию обучения. В психолого-педагогическом контексте основными тенденциями развития современной системы образования являются:
- Отказ от «знаниецентрического» подхода, приоритет СУД (способов умственных действий) над ЗУН (знаниями, умениями, навыками) при определении основных целей образования.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Проблема систематизации целей решается с помощью построения таксономий.
В настоящее время наиболее популярна таксономия, разработанная Б. Блумом, позже дополненная Д. Кратволем и другими учеными.
Таксономия – классификация и систематизация объектов, построенная на основе их естественной взаимосвязи. Используется для описания категории, которые расположены последовательно, по нарастающей сложности.
Таксономия – это теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.
Таксономия нужна, чтобы:
1. Правильно ставить цели в обучении;
2. Правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;
3. Правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;
4. Правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

Б. Блум разработал иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней. Таксономия Б. Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.
В таксономии выделены три группы целей в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях. В когнитивной области представлены цели, связанные с усвоением знаний, в аффективной – цели, относящиеся к формированию эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира, формированию интересов, склонностей, убеждений и т. д. К психомоторной области относятся цели, связанные с формированием различных видов двигательной активности и нервно-мышечной координации, а также цели формирования речевых навыков и навыков письма.[3].
Таким образом, разноуровненые задания способствуют решению проблемы оценивания успешности обучения, так как содержат скрытые реальные и потенциальные возможности, для анализа, оценки и формулировки которых ещё предстоит выработать критерии, инструментарий, что в последующем может стать предметом новых перспективных педагогических исследований. Процесс работы с разноуровневыми и тестовыми заданиями сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информаци в парах, группах и т. п. процедурами, что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, то есть технологичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся. Использование в учебно-воспитательном процессе разноуровневых и тестовых заданий создает условия для реализации всего комплекса педагогических целей и задач: образовательных, развивающих и воспитательных. При составлении пакета уровневых заданий следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их возможности, интересы, имеющийся опыт. При конструировании таких заданий особо следует помнить, что важную роль играет специфика предмета.
Кроме выше перечисленных достоинств, разноуровневые и тестовые задания содержат скрытые реальные и потенциальные возможности, для анализа, оценки и формулировки которых ещё предстоит выработать критерии, инструментарий, что в последующем может стать предметом новых перспективных педагогических исследований.
Рекомендации для учителей начальной школы по применению таксономии Б. Блума в образовательном процессе:
1. Изучить таксономию Б. Блума.
2. Внедрять в свою практику элементы технологии Б. Блума.
3. Разработать критерии оценивания успешности обучения, опираясь на уровни пирамиды Б. Блума.
4. Учитывать возрастные особенности своего класса.
Категория: Начальная школа | Добавил: icefoll (2015-09-21) | Автор: Дудкина Анастасия Александровна E
Просмотров: 658 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru