Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

открытый урок по русскому языку "Склонение имён существительных"
Краткосрочное планирование по русскому языку 4 класс учитель Багайдина О.П.
Тема: «Склонение имен существительных».
Цели: дать общее понятие о 3-х склонениях существительных;
учить определять склонение у существительных;
развивать речь и обогащать словарный запас; орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, приложения, маршрутный лист, таблица «Три склонения существительных», карточки-критерии,
карточки с заданиями, , учебник, тетрадь, карточки-знаки, лист оценки.
Источники информации:
-программа дисциплины; технологическая карта урока; литература для учителя; учебники; интернет-сайты

Ожидаемые результаты: умеют определять склонение имён существительных по их грамматическим признакам.
Этапы урока. Ресурсы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Рефлексия.


I. Оргмомент.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях игре.
Смело чётко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель:
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Всё ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку пять.
Учитель:
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!
Психологический настрой (дети с закрытыми глазами последнее слово фразы говорят хором)
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …
-Видят!
- уши внимательно слушают и всё ….
- Слышат!
- Голова ясно и хорошо …
-Думает!
-Сегодня у нас интересный урок –урок открытия нового неизученного и в этом нам помогут маршрутные листы, которые нам прислал Добрый Учёный.
Дети приветствуют друг друга.
Дети выполняют задание.

1. Презентация 10мин..


Карточки для инд. работы по уровням.

Картинка «Лимон» 2.Каллиграфическая минутка.
-Запись на доске.
Чик ник ик ок онок ёнок тель ушк ышк ошк ое ее
- Что записано на доске?
- Что здесь лишнее?
-Что такое суффиксы?
- Красиво запишите суффиксы в тетрадь и оцените работу соседа по критериям на листочках.
3. Игра: "Собери слова".
1 группа ок
2 группа ик
3 группа ник
4 группа -ышк-
5 группа.-тель:
Учитель, носок, умник, носик, двигатель, мостик ,проигрыватель, старик, гнёздышко, строитель, стёклышко, перышко, волосок, клинышек, озорник, ежегодник, писатель, подарок , грибник, пятнышко, дождевик, грибок, воспитатель, цветник , движок, столик , ледник, игрок, крылышко.
3. Повторение. "Грамматическое домино" приложение 1.
Каждая группа получает конверт с заданием.
Защита одной группы у доски.
4. Словарная работа
Работа по карточкам. каждый ребёнок получает по карточке со словарными словами.
-Вставить пропущенные буквы о и а.Записать в тетрадь по вариантам: 1 вариант-о, 2 вариант-а. Подсчеркнуть безударную гласную, которую нужно запомнить, поставить ударение.
М...газин, м...рковь, к...ртофель, к...пуста, л...мон, ...гурец, к...рабль, д...рога, м...лина, б...лото, м...роз, л...пата, к...стрюля, г...рох.
-Какое слово лишнее и почему?
-Оцените работу в парах по критерию «Светофор»
5. Мозговой штурм
-Какие ассоциации у вас появились при звучании этого слова
лимон
кислый жёлтый круглый вкусный растёт в тёплых странах аромат
- Запишите слово лимон, устно подберите однокоренные слова.
Лимон — цитрусовый фрукт с желтой кожурой и бледно-желтой, кислой на вкус мякотью. Это самый универсальный и широко применяемый из всех фруктов. Родина лимона — Индия, Китай и тихоокеанские тропические острова.
Лимон — хороший источник витамина С.
Своими лечебными свойствами лимон славится во всем мире, но ими обладают лишь вполне зрелые плоды.
В лимонных плодах содержится много лимонной и яблочной кислоты, сахара, фитонциды, пектиновые вещества, витамины В6 В2, С (до 85 мг%), О, Р, провитамин А. В них есть кальций, фосфор, калий, железо, медь.
Лимон — ценное витаминное средство, с древних времен его употребляли для лечения цинги: в нем очень большое содержание витамина С. Сильный цитрусовый аромат лимона повышает настроение, тонизирует и воодушевляет. Обладает дезинфицирующими свойствами, применяется для очистки и дезодорации воздуха. Если вам все время не хватает свободного времени, поможет лимон, он сократит количество ночного сна, причем вы будете высыпаться, а утро встретите не только бодрыми, но и радостными, у вас пропадет желание что-то перекусывать в перерывах между основной едой, вы будете чувствовать сытость, хотя ваш рацион уменьшится. Индийские йоги называют лимон универсальным средством для поддержания здоровья. Каждый человек, говорят они, должен приучить себя к тому, чтобы съедать хотя бы один лимон в день или употреблять сок одного лимона.
- Написание, какой гласной нужно запомнить?
6. Игра «Эрудит». Работа в парах. приложение 2.
Вспомним порядок разбора слов по составу.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня пишем суффикс,
А приставку впереди.
Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.
лимонный лимончик лимонница, лимонад
- Устно составьте предложения с этими словами. -На доске записаны суффиксы,
а - ое- -ее-это окончание имени прилагательного.
Дети записывают суффиксы и проводят оценивание по критериям..

Работа в группах. ребята составляют карточки по правилам. наклеивают их на лист бумаги. Оценивание по критерию

Лимон безударная
-и-
Проверяют записанные слова
Взаимооценивание по критериям

Ответы детей

Взаимооценивание по критериям

Основная часть-25мин.

Постановка цели и задач урока.
- Что такое существительное?
-Что вы знаете о существительном?
по ходу составляется опорная таблица (приложение3. )
-Все ли признаки мы знаем у существительного?
- Сегодня на уроке мы совершим «открытие» ещё одного признака существительного.
-Каким будет этот признак?
- Что это значит?
7. Работа над новым материалом.
1. Наблюдение над словами.
(пропустив строчку, запись слов в столбик)
Лужа ветер осень
земля облако грусть
туча солнце сырость
воробьишка
-С каким временем года связаны эти слова?
-Почему?
- Что объединяет эти слова? (сущ., нариц., ед.ч., И.п.)
- Чем отличаются слова?
-Почему эти слова распределены в 3 группы? Попробуем ответить на этот вопрос.
А) выделяем окончания
Б) определяем род.
-Какие существительные объединяем в 1-ю группу?
- Какое дадим им название?
- В русском языке говорят, что эти существительные 1 склонения. (аналогично 2 скл.. 3 скл.) .Записать над столбиками на свободной строке название склонений.
1скл. 2 скл. 3скл.
Лужа ветер осень
земля облако грусть
туча солнце сырость
воробьишка
Вывод: - какой признак существительного открыли?
Может ли изменяться склонение у имён существительных
-Какой это признак и почему?
- Попробуем составить правила о склонении.
1) Составление правила.
-Какие существительные относятся к 1 скл.? 2скл.? 3скл?
(на центр доски вывешиваются таблицы)
-Можно ли по окончанию определить склонение?
-В каком случае окончания не достаточно?
-Что нужно обязательно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
2) - Повторим по таблице «Как определить склонение имени существительного»
1) определить род имени существительного
2) выделить окончание имени существительного
3) по роду и окончанию определить склонение имени существительного
- Вспомним, как определяем род имени существительного?
(имеют одинаковые окончания)
8. Закрепление.
Упражнение в определении склонения существительных в начальной форме.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
2) Самостоятельная работа. Напишите существительные в 3 столбика по склонениям: суббота, аллея, билет, яблоко, смелость, словарь, малина, медаль, честь.
Проверка:
- Прочитайте существительные, которые относятся к 1 склонению.
- Ко 2 склонению.
- К 3 склонению.
7. Работа по теме урока.
Проблемный вопрос: Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?
1) - Запишите существительные в столбик: площадь, кровать, нить, ель, тетрадь.
- К какому склонению относятся эти имена существительные?
Докажите.
- Образуйте от данных существительных однокоренные существительные, но 1 склонения. Запишите.
- Прочитайте, какие существительные записали. (Площадка, кроватка, нитка, ёлка, тетрадка)Определите склонение этих существительных.
-: Какие существительные женского рода относятся к 1 склонению, а какие – к третьему?

2) Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных женского рода(комментирование). Запишите имена существительные в 2 столбика – по склонениям.
Ветка, ветвь, сетка, сеть, кисть, кисточка, лошадь, лошадка, мышь, мышка, ладонь, ладошка, печь, печка.
3) Игра "Не ошибись". Проверка в группе.
- Я читаю слова. Запишите только имена существительные 3 склонения.
Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль, сушь.
- Какие существительные вы записали? Почему?
- Почему не записали существительные картофель, автомобиль, день, конь, пень?
Вывод: Значит, надо быть внимательными при определении склонения существительных с мягким знаком на конце. Они могут быть женского рода – 3 скл.; мужского рода – 2 ск
8.Групповая работа (приложение4. )
«Четвёртый лишний»
Каждая группа получает конверт с заданием.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
девочка, река, тропинка, стекло.
1. а) Стена, зеркало, сверло, озеро.
б) Гора, трава, озеро, дядя.
2. а) Скворец, гора, медведь, звонок.
б) Этаж, гараж, река, молоко.
3. а) Вьюга, ласточка, капля, рысь.
б) Осень, мышь, каприз, рысь.
4. а)Радость, скорость, зерно, молодость
б) Игра, папа, волк, дорожка
5. а) Автомобиль, машина, мотор, молоток.
б) Салат, стакан, жизнь, стекло.


Ответы детей

С осенью

(склонение)
нет.
(постоянный)

Определить
род имени существительного

Работа в группах.

Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по таблице.

Да, существительные женского рода к 1 и 3 склонениям, существительные мужского рода к 1 и 2
К 3 склонению
(Это существительные женского рода с мягким знаком на конце)

(Существительные женского рода с окончаниями - а, - я относятся к 1 склонению, с мягким знаком на конце – к 3 склонению)

Контроль: взаимопроверка.

(Это имена существительные мужского рода с мягким знаком на конце, относятся ко 2 склонению)

Проверка: 1 учащийся от группы называет лишние слова и доказывает точку зрения группы.

4.Физминутка2мин. МУЗЫКАЛЬНАЯ.
Дети выполняют движения.
5. Подведение итогов урока. 4мин.
- По каким признакам мы определяем склонение существительных?
- Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям.
- В каждом столбике найди лишнее слово. Докажите.
Отчёты по работе в группах. По роду и окончанию
- Рефлексия.1 мин.
Какое настроение у вас сейчас?



6. Д/з.читать

Дневники.
С.92-правило.№191. Записывают в дневники.

приложение 1.

1.Имя существительное -Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кт? что?, бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа; в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

1.Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их.
1.Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении:
1.Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие», «чей» и т.д. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.

1.Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

1.Грамматическая основа предложения состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.

приложение2.
Игра «Эрудит». Работа в парах.
лимонный лимончик лимонница, лимонад

приложение 3.

приложение 5.
Групповая работа
«Четвёртый лишний»
Каждая группа получает конверт с заданием.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
1. Девочка, река, тропинка, стекло.
2.Стена, зеркало, сверло, озеро.
3.Скворец, гора, медведь, звонок.
4.Вьюга, ласточка, капля, рысь.
5.Дочь, мышь, конь, ночь.
6.День, корабль, дядя, лось.
Радость, скорость, зерно, молодость
Игра, папа, волк, дорожка
Автомобиль, машина, мотор, молоток.
Салат, стакан, жизнь, стекло.

путник, дворник, коровник, ценник
1 группа ок
2 группа ик
3 группа ник
4 группа -ышк-
5 группа.-тель:
учитель, двигатель, проигрыватель строитель писатель воспитатель,
приложение 7.
-столик носик мостик умник, старик, дождевик
-виновник, ежегодник озорник, грибник, ледник цветник
путник, дворник, коровник, ценник
пятнышко, крылышко, стёклышко, гнёздышко, перышко, клинышек,
- грибок подарок волосок носок игрок, движок

Источник: http://fdnjhcrfz
Категория: Начальная школа | Добавил: bagaidina1966 (2015-11-01) | Автор: Ольга E
Просмотров: 751 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 3:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru