Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок математики в 3 классе
Тип урока: рефлексия
Тема: Доли. Решение задач на нахождение числа по доли и доли по числу.
Основная цель: уточнить понятия: доля, дробь, знаменатель; повторить и закрепить действия с долями (сравнение), решать задачи на нахождение числа по доли и доли по числу, тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями, памятки – алгоритмы, эталоны для проверки.
Ход урока.
1.
Самоопределение к деятельности.
У. Перед вами фраза, прочитайте и объясните ее значение.
На ошибках учимся.
Д. Дают пояснение фразы.
У. Если мы заговорили об ошибках и своем отношении к ним, то какой тип урока по вашему у нас сегодня будет?
Д. Урок закрепления знаний или рефлексия.
У. В чем особенность этого урока?
Д. В том, что мы будем фиксировать свои ошибки и отрабатывать их самостоятельно.
У. Совершенно верно. Какую цель на урок каждый из вас поставит перед собой?
Д. Зафиксировать свои возможные ошибки и самостоятельно их отработать.
У. Тогда немедля ни секунды приступаем к работе.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные:
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2.
Актуализация опорных знаний.

У. Прежде всего давайте вспомним темы, над которыми мы работали на прошлых уроках.
Д. Доли. Арифметические действия с долями. Решение задач на нахождение доли по числу и числа по доли.
У. Сегодня мы продолжим работу по данной теме.
Работа фронтальная и планшетах с проверкой (Образец на интерактивной доске)
а) – Объясните, что показывают числа, записанные под каждым рисунком?

1 1 1 1 1
3 6 12 8 2

б) Выберите истинное высказывание

1 1 1 1 1 1
20 7; 3 10; 16 2;

в) Расположите доли в порядке возрастания:
1 1 1 1 1 1 1
20; 7; 10; 3; 16; 2; 5.
г) Реши задачу.
1/5 верёвки составляет 5 м. Какой длины верёвка?
Выбери правильную модель к задаче

Длина веревки – 5м
1/5часть веревки - ? м



1/5

Выбери правильное решение задачи
1) 5:5 =1 (м) длина веревки

2) 5*5=25 (м) длина веревки Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

3.
Самостоя-
тельная работа №1

На выполнение работы отводится 10 минут
1) Запиши дробь к каждому рисунку.
а) б) в) г)

2) Запиши полученные дроби в порядке убывания.
3) Реши задачу.
В книге 60 страниц. Ученик прочитал 1/3 книги. Сколько страниц прочитал ученик?
4) Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит целая дыня?
После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?"
№ задания Выполнено
("+", или "?") №
алгоритма Исправлено в процессе самостоятельной работы Исправлено
в процессе работы по эталону
Самостоятельная работа №1



Самостоятельная работа №2



Дополнительное задание


Образец.
1) 1/2; 1/6; 1/4; 1/12.
2) 1/2; 1/4; 1/6; 1/12.
3) Ответ: ученик прочитал 20 страниц.
4) Ответ: дыня весит 6 килограммов.
4. Локализация места затруднения.
Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу.
Эталон.
1) Запиши дробь к каждому рисунку.
а) Ромб разделён на 2 равных частей, закрашена 1 часть, закрашенная часть составляет 1
2
б) Прямоугольник разделён на 6 равных частей, закрашено 1 часть, закрашенная часть составляет 1
6.
в) Прямоугольник разделён на 4 равные части, закрашено 1 часть, закрашенная часть составляет 1
4
г) Прямоугольник разделён на 12 равных частей, закрашена 1 часть,
закрашенная часть составляет 1
12
1) Запиши полученные дроби в порядке убывания.
Мы знаем, что чем больше знаменатель, тем меньше доля. Следовательно для того чтобы записать дроби в порядке убывания, нужно начать с наименьшего знаменателя.
1 1 1 1
2; 4; 6; 12.

2) Решение задачи.
- Записываем краткое условие к задаче, для этого находим «ключевые слова» и арифметическое пояснения к ним.
Вся книга – 60 стр.
1/3 кн. - ? стр.
- Чертим отрезок, который обозначает «целое», т.е. вся страницы книги – это 60 стр.
- Делим весь отрезок на 3 равные части, так как ученик прочитал 1 третью часть от всей книги.
- Закрашиваем эту часть, отмечаем дробью.


- Рассуждаем: в задаче один знак ?, значит будет 1 действие. Нам нужно найти часть от целого. Чтобы найти долю, нужно число целого разделить на число частей.
- Записываем:
1) 60: 3 = 20 (стр.) третья часть книги
- Читаем вопрос к задаче, формулируем и записываем ответ:
Ответ: ученик прочитал 20 страниц.
Дополнительное задание: 2 задачи на карточках (ПУ) по выбору.
Задача №1 (ПУ)
Мама испекла 24 пирожка. В первый день дети съели 1/6 всех пирожков, во второй день 1/3 всех пирожков, а остальные пирожки они съели в третий день. Сколько пирожков съели дети в третий день?
Задача №2 (ПУ)
От куска ленты длиной 50 см отрезали 1/10 часть, а от куска ленты длиной 30 см отрезали 1/5 часть. На сколько меньше отрезали от первого куска, чем от второго?
С остальными учащимися проводится следующая работа.
– Кто допустил ошибку в № 1?
– Кто допустил ошибку № 2?
– Кто допустил ошибку при решении задачи?
– Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её). Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.
Построение проекта выхода из затруднения. У. Что, значит, определить причину ошибки?
Д. Определить, на какое правило допущена ошибка.
– Какие знания мы используем при выполнении заданий?
У. Что показывает знаменатель дроби, как правильно записать дробь;
Д. Чем больше знаменатель, тем меньше доля;
- чтобы найти часть от целого доли, нужно число целого разделить на знаменатель;
-чтобы найти число целого, нужно число доли умножить на знаменатель.
У. Как вы будете исправлять ошибку?
Д. Надо переделать задание и опять сравнить с образцом.
У. Если у вас возникнет затруднение, что необходимо сделать?
Д. Если у меня возникнет затруднение, я найду нужный алгоритм и памятку, повторю правило, на которое допущена ошибка, и снова выполню задание.
– Определив свойство, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

6.
Обобщение причин затруднений во внешней речи.
Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какие понятия и правила были допущены ошибки и эти понятия и правила проговариваются во внешней речи.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

7. Самостоятельная работа №2.
У. Выполните вторую самостоятельную работу, выбирая из заданий только те, в которых допустили ошибки.
Если вы допустили ошибку в №1, то возьмите конверт № 2 и выполняйте задание:
1) По рисунку запиши дроби.



2) Придумай 3 своих дроби и сделай рисунок. Поднеси на проверку к учителю.

Если вы допустили ошибку в №2,то только поставьте знак в карточке №2.
Придумай 3 своих верных высказываний.
Поднеси на проверку к учителю.
1 1 1 1 1 1
6 8; 12 10; 4 2.
Если вы допустили ошибку в №3, то решите задачу из карточки №3 (запиши краткое условие, схему, решение, ответ к задаче).
Поднеси на проверку к учителю.
3)Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?
Эталон
№1

1 1 1 1 1
12 2 3 6 12

№2
1 1 1 1 1 1
6 8; 12 10; 4 2.

№3
Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?
Весь арбуз – 16 кг
1
2 арбуза - ? кг

16 кг

1
2 - ? кг

1) 16:2 = 8 (кг) половина арбуза
Ответ: половина арбуза весит 8 килограммов. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

8. Рефлексия деятельности.
У. Какая была цель нашего урока?
Д. Повторить понятие доли, способы сравнения долей. Решать задачи на нахождение доли по числу и числа по доле.
У. Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель?
Д. Найти ошибку, понять её причину и исправить.
У. Кто из вас достиг цели?
Д. Учащиеся высказываются.
У. Дайте анализ своей деятельности.
Д. Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им:
1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;
2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки);
3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;
4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона;
5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;
6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их);
7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера);
8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);
9) Мне необходимо поработать над…
Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха:
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
8. Домашнее задание:
У. Домашнее задание вы выберете для себя сами. По какому принципу вы это будите делать?
Д. Мы для себя возьмем задание для отработки того затруднения, которое для себя зафиксировали. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Категория: Начальная школа | Добавил: nazarova-gsz (2015-11-03)
Просмотров: 947 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru