Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Что нужно сделать для того, чтобы научить детей учиться?
Что нужно сделать для того, чтобы научить детей учиться?

Найти ответ на данный вопрос, мне помогла Программа повышения квалификации учителей Казахстана третьего (базового) уровня.
В основном содержании Программы, мною были рассмотрены все семь модулей обучения, которые указывают на результат обучения ученика, как ему учиться, чтобы стать самомотивированным, независимым, саморегулируемым, с развитым критическим мышлением, владеющим тремя языками и умеющим свободно общаться.
Для того чтобы направлять детей в быстроменяющемся мире учитель должен сам, отойдя от старых подходов, овладеть новыми методами обучения, знаниями и навыками, чтобы передать их своим ученикам. Учитель должен быть подготовлен к творческому управлению процессом усвоения учениками соответствующих знаний, умений и навыков, что поможет ему обоснованно избирать и сознательно применять методы и организационные формы обучения, адекватные выдвинутым задачам, определенному учебному материалу и конкретным условиям, в которых происходит процесс обучения.
Действия учеников: они будут формулировать собственные вопросы и гипотезы, консультировать друг друга, консультироваться с учителями, уметь ставить цели, получать хорошие результаты, рисковать, зная, что ошибки – это неотъемлемая часть обучения. Мы должны отслеживать процесс целенаправленной работы для мотивации учеников. Другими словами, ученики будут иметь само мотивацию, и как следствие – стремление и любознательность.
Поменять свой взгляд на обучение, мне помогли идеи теории конструктивисткой, применять которую необходимо в новых подходах обучения и преподавания. Здесь задействована саморегуляция учеников, которые формируют самостоятельно и пробуют развивать собственное мышление, ведя конструктивный диалог "ученик-ученик". А педагог помогает ученикам отвечать за обучение. Возникает вопрос: "Почему мне необходимо перестроить процесс обучения и воспитания?"
Время идет, не стоит на месте. Стране нужны конкурентоспособные ученики, умеющие находить выход из любых жизненных ситуаций. Ученики должны владеть такими стратегиями, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно.
Учитель, знающий свой предмет, должен преподнести его таким образом, чтобы они самостоятельно смогли составить свое толкование и мнение. Ученики будут применять свои навыки на практике. Не задумываясь, тщательно и кропотливо изучила все семь модулей программы. При разработке планов последовательных уроков, использовала и использую ежедневно, внедряю в свою работу ключевые идеи Программы. В действительности, моя работа показывает, что я как учитель формирую у своих учеников навыки обучения тому, как обучаться.
При составлении среднесрочного и краткосрочного планирования серии последовательных уроков по познанию мира, математики, русского языка, литературного чтения, я опираюсь на идею Мерсера: совместить приобретенные знания в ходе диалога, через равноправное партнерство и вовлечение в процесс «Обмена мыслями», прилагающее все усилия для получения согласованного результата, через совместное исследование.
Особое внимание уделяю обоснованию и внедрению модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении», где я так же могла внедрить такие направления как «Обучения тому, как учиться» и «Диалоговое обучение». Эти два модуля я эффективно использовала и использую в серии последовательных уроков, так как считаю, что первое направление «Обучения тому, как учиться» формирует у учащихся мотивацию к самостоятельной деятельности и развивает само регуляцию, а второе направление «Диалоговое обучение» позволяет развить речевую коммуникацию, что в результате повышает эффективность обучения.
На каждом уроке, как и на всех последующих, обязательным моментом для меня является создание необходимой коллаборативной среды на начальном этапе и, конечно же, на протяжении всего урока. Так, мною продумываются различные формы и приемы объединения учеников в группы. Это – разноцветные ленточки, геометрические фигуры, по группам полезных ископаемых, по фантам конфет и т. д. Применяя данные виды работы, и наблюдая за детьми и пришла к выводу, что психологическое состояние создает атмосферу дружелюбия и искреннего стремления к сотрудничеству, партнерству, что побуждает мотивацию учеников.
Ребята с интересом работают над созданием своего свода правил работы в группе и оформлением их на флипчарте. Свод правил, которые ребята составили, в будущем стал помогать на уроках при различных видах работ. Видна мотивация к обучению, им стало интересно и даже весело, об этом я узнала во время консультации с учащимися. Есть над чем работать. Вывод: ребята учатся взаимодействовать друг с другом в группах разного состава. На начальной стадии проведения таких уроков, были ребята недовольные выбором группы, так как большая часть учеников была с группы С, эти ученики испытывали трудности в выражении своих мыслей, так как их словарный запас невелик. В процессе работы, ученики научились распределять время для выполнения заданий, занимать позицию наблюдателя, хранителя времени, спикера и т.д. Каждый ученик чувствовал себя нужным и востребованным на уроках. Ребята группы С понимая, что нужно выполнить задание и надеяться на помощь «сильного» не стоит, стали выдвигать свои теории и способы выполнения задания, прислушиваясь, к мнениям ребят и стали включаться в работу.
Цель работы в группе была достигнута, ученики стали работать сообща.
Я стараюсь применять идеи Программы и на других уроках. Чтобы ученики не чувствовали себя скованно, «зажато». Мои ребята не теряются, с радостью откликаются на все мои новые идеи. Они научились объединяться и работать в группе с одноклассниками, с которыми раньше даже никто и сидеть не хотел. Отпала проблема посадить ребенка на первую парту, ему не видны записи с доски. Всем стало видно и слышно. Ребята работают пусть не всегда правильно, шумно, но работают. Не всегда получается выполнить тот материал, что я запланировала. Скорость письма у них еще низкая. Составляя кластеры и флипчарты, выделяем разные моменты, хотя работаем над одним материалом.
Очень сложно было остановить себя, чтобы не сказать: нет, вы делаете неправильно, надо по-другому, не ругать, а поддерживать ребят, принимая их ответы.
Ученики на каждом уроке строят свои суждения. Выбирают свои пути для достижения цели. Я стараюсь учитывать мнение учеников. И мне кажется, это принесло положительные результаты. Мои ученики, которые не всегда добросовестно готовили домашнее задание, стали приносить дополнительный материал и не просто читать «по бумажке», а рассказывать!!! Самым удивительным было, что проявлять инициативу сначала стали «тихие» ученики, а потом только включались более способные ученики. Ошибки были у меня и у моих учеников, но не ошибается тот, кто не учится.
Моим ученикам нравится определять тему урока, задачи и результат, чему должны научиться. То есть ранее я сама называла тему и цели урока, а теперь мои ученики размышляют и сами определяют, что они должны узнать и изучить, применяя критическое мышление, основываясь на личный опыт. Работая по программе НИШ, пропал страх в нехватке времени, исчезла опаска при работе в парах, группе. Что помогает мне в проведении урока? Ребята контактируют со мной на равных. Они понимают, что я на уроке не управляю учебным процессом, а направляю их. Если раньше ребята считали, что класс- это «территория» только учителя, то на данный момент их убеждения изменились. Мы - равноправные партнеры.
Столкнулась я и мои ученики с трудностями оценивания знаний на уроке. Оценивание па первом уроке было проблематичным, если в традиционной форме обучения учеников оценивала я, ученики не оспаривали оценки, то в новых подходах, ученики учились сами оценивать свои знания и анализировать допущенные ошибки. Я предлагала на занятиях учащимся проводить самооценивание и взаимоценивание, на первых уроках оценивание осуществлялось не объективно, то есть ученики завышали или занижали оценки друг другу. Акцентировали внимание на красочном оформлении, но не уделяли внимание на раскрытие сути задания. Для того, чтобы решить данную проблему, проанализировав проведенный уроки, я при консультации с учениками пришла к убеждению о необходимости разработки критериев для оценивания. При помощи разработанных критериев, ученики объективно научились оценивать друг друга, увидев и проанализировав свои допущенные ошибки. Поэтому использовать формативное и суммативное оценивание на уроках необходимо.
На уроках я стараюсь находится в роли наблюдателя. Предоставляя возможность показать свои знания тем ребятам, которые просто присутствовали на уроке, отсиживались и предпочитали отмолчаться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечать на вопросы. При работе с такими учениками, распределяла роли для выполнения определенных задач. В данной ситуации ученики проявили себя активно, как организаторы и наставники для других учащихся, и в итоге защищали работы групп перед всем классом. Многие «загорелись» познавать новое и интересное на уроке, где они свободно делились со своими сверстниками новыми идеями, такие ребята на уроки будут ходить с желанием и рвением.
Проводя анализ данных уроков и проведя анкетирование с учащимися, узнала мнения детей о том, что на уроках им нравится, что они хотели бы изменить, их предложения к проведению последующих уроков. Учтя все недочеты, рекомендации детей, мною проводятся последующие уроки.
Уроки сопровождаются презентациями, которые включают демонстрацию нового материала, физ.минутки, тесты, критерии оценивания и т.д., это позволяет мне избежать напряженности мотивационной, разнообразить учебный процесс и однозначно повысить мотивацию обучения. Ученики начального звена имеют небогатую жизненную практику, многие образы окружающего мира - незнакомы. ИКТ дает возможность подбора богатого иллюстративного материала, поиску новой информации по данной теме урока (лидерство ученика). Вывод: что применение и использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и преподавании необходим. В интервью, после завершения уроков, ученики рассказывали, что в группе они могут обмениваться мнениями, рассуждать по принципиальным вопросам. Справедливо утверждение Мерсера и Литлтона о том, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Руководство для учителя, стр. 144). Я убедилась, что диалог способствует развитию критического мышления, так как при обсуждении проблемы учебного характера наблюдается стратегия критического мышления «Мозговой штурм». Наблюдая за работой учеников (ученик А и ученик С) в группе способствует качественному обучению учеников с низким уровнем мышления в «зоне ближайшего развития». Соглашаясь с утверждением Л.С. Выготского, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в своей «зоне ближайшего развития». ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не сможет выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий нужна помощь более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому.
Мне, как и каждому учителю хочется, чтобы урок был творческим, царила атмосфера, духовности, раскрепощённости и сотрудничества. Вот почему необходимо было постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Изучив все модули Программы, пришла к выводу: я, как учитель до курсов на уроках представляла собой основной источник знаний, яркий образец авторитарного стиля ведения урока, информация на уроке становится конечным продуктом мышления. Сейчас у меня произошло осмысление прежнего опыта через призму Программы семи модулей, теперь я – учитель, координатор, консультант деятельности учащихся, помогающий им в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания высказывать свои мнения, не боясь ошибиться. Учителем – подающим информацию, которая становится основным продуктом мышления.

Используемая литература:
1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 [Руководство для учителя], третий (базовый) уровень.
2. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия, А.А.Бизяева, 2004.
Категория: Начальная школа | Добавил: yanina_1970s (2015-12-20) | Автор: Билько Светлана Ивановна E
Просмотров: 264 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru