Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие познавательного интереса младших школьников
Байсакалова
Айша Есеновна
методист отдела образования,
физической культуры и спорта,
учитель начальных классов Кокпектинской средней школы
ВКО, Кокпектинский район, с.Кокпекты
Описание опыта работы.
В условиях модернизации системы образования Казахстана перед учителем ставится задача формирования поликультурной личности, способной к саморазвитию, к самостоятельному совершенствованию своего образования. Учитель должен не только дать определенные знания, общеучебные умения и навыки, но и научить ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из окружающей жизни. Формирование личности, привитие морально-психологических качеств, умение жить в коллективе закладывается именно в начальных классах.
Тема методической работы «Развитие познавательного интереса младших школьников ».
Цель работы:
1. Найти пути активизации познавательной деятельности учащихся, формировать правильную мотивацию к обучению.
2. Развивать активность, самостоятельность, творческое отношение к работе.
3. Воспитывать волевые качества - целеустремленность и сосредоточенность на способах деятельности.
В работе я руководствуюсь следующими принципами:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Осознанность процесса обучения и формирования правильной мотивации учащихся
3. Применение передовых технологий, совершенствование методов и приемов работы.
4. Связь с жизнью и личным опытом детей.
Средства достижения цели:
1. Использование приемов конструирования и моделирования, опора на схемы и ассоциации.
2. Организация групповых форм обучения.
3. Различные виды самостоятельных работ с учетом дифференциации знаний.
От того насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Для развития интереса стараюсь искать новые подходы, применять различные методы и приемы. Инновационные технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство творческой свободы и самое главное - приносят радость познания.
Ребенок испытывает затруднения, когда ему непонятно, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. В этом возрасте восприятие учащихся тесно связано с эмоциями. У младших школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не то, что важно само по себе. Младшим школьникам затруднительно строить свои суждения без яркой, красочной наглядности, поэтому на уроке нужны схемы-опоры, как алгоритм действий, как вывод. Таблицы и схемы помогают дать самостоятельный ответ ученику, позволяют учить детей думать вслух, доказывать последовательно, самостоятельно рассуждать. В работе я использую опорные схемы и модели: «Переместительный и сочетательный законы сложения», «Периметр», «Меры длины, массы, времени», «Животные». При обучении пересказу и заучиванию наизусть применяю прием моделирования.
При организации групповой формы работы успешно осуществляется взаимообучение. Сильный ученик, помогая слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Работа в группе полезна для всех членов группы. Для применения групповой формы работы необходимо научить детей умению планировать свою деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения осуществлять самоконтроль. Большую роль имеет организация работы в группе, прежде всего правильный подбор состава. Групповую форму работы я использую на уроках русского языка при обобщении и закреплении знаний по разделам: «Части речи», «Состав слова», «Синтаксис»; на уроках познания мира по темам: «Формы поверхности суши», «Многообразие растительного и животного мира».
При организации самостоятельной учебной работы учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность. Система самостоятельных работ способствует приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательного интереса, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. В соответствии с характером познавательной активности применяю различные виды самостоятельных работ:
1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу - деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Цель таких работ- развитие интереса, привлечение внимания учеников к тому, что объясняет учитель.
2. Самостоятельная работа по учебнику. Если сильный ученик справился с заданием быстрее, ему предлагаю задание на развитие логического мышления или творческого характера.
3. Математический диктант с последующей проверкой. По русскому языку цифровой диктант по темам «Части речи», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных звонких и глухих согласных».
Например: части речи – бежать, солнце, красный, играть, умная, книга, ваза, пишет, добрая, зима
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Г с п г п с с г п с

4. Дидактические игры: «Что изменилось?», «Кто тебя позвал?», «Найди лишнее», «Кто составит больше слов»
5. Дифференцированные задания по трем уровням. По теме «Предложения»: 1 уровень – вставь в предложение пропущенное слово; 2 уровень- определи границы предложений; 3 уровень- составь предложение из данных слов.
6. Творческие самостоятельные работы: «Продолжи ряд», «Вставь пропущенное слово», «Подбери антонимы».
-Найди значение выражений и выпиши соответствующую букву, если все вычисления верны -получится слово.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У ь о м н ч л т и с

10-9 7-4 9-4
3+3 10-2 8-5
4+5 1+6
1+9 3+6
10-8 10-4
Учись отлично.
Проводимая работа по развитию познавательного интереса дает результаты: повышение качества ЗУН по предметам, призеры районных и областных олимпиад, призеры интеллектуальных конкурсов.
Тема эта остается актуальной, считаю необходимым продолжить эту работу в дальнейшем.
Категория: Начальная школа | Добавил: ayshabaysakalova (2016-01-14) | Автор: Развитие познавательного интереса E
Просмотров: 281 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-10-19, 5:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru