Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Повышение предметной мотивации учащихся начальных классов через организацию взаимосвязи урочной и внеурочной работы
Повышение предметной мотивации учащихся начальных классов через организацию взаимосвязи урочной и внеурочной работы

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. Для начальной школы на данном этапе приоритетным является формирование мотивации учения, развития познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе по любому предмету. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Учителя начальных классов ОСШ №34 г. Караганды убеждены в том, высокая мотивация учения дает ребенку:
-Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
-Повышение собственной значимости;
-Признание учителей и сверстников;
-Развитие творческих способностей;
-Гордость собой и своими успехами;
-Статус успешного человека.
Учителя начальных классов ОСШ №34 считают, что отличительными особенностями для развития познавательного интереса у учащихся являются:
-Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
-Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
-Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
-Обучение должно быть трудным, но посильным.
-Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
-Позитивная психологическая атмосфера урока.
-Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
-В обучении должны создаваться возможности для творчества.
-Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Активно используются учителями нашей школы педагогические приемы и технологии, повышающие мотивацию учащихся:
-Дидактические игры.
-Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.
Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: “Найди лишнее число в каждом ряду”, “Зачеркни его”, “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”. За время работы учителя начальных классов заметили, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение связываем с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляют через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Тема “Термометр”. Проблемные вопросы:
-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача: Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Мадина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.
Занятия с учащимися во внеурочной деятельности СОШ №34 используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся. Содержание внеурочной деятельности в начальных классах СОШ №34, определено по следующим направлениям:
-Клуб «Юные умники и умницы». Работа со слабоуспевающими учащимися и с учащимися, имеющими повышенные способности.
-Кружки «Занимательная грамматика», «Творческая мастерская»
-Проектно – исследовательская деятельность
-Интеллектуальные игры в рамках предметной недели.
-Участие в международных и республиканских интеллектуальных играх: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Парасат», «Акбота», «Золотое руно».
По результатам выполнения каждого задания делается вывод о точности отбора материала, глубине сформированности учебных знаний и навыков. Таким образом, организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации, тем самым повышает предметную мотивацию учащихся начальных классов. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.

Литература
1. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.
2. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.- С.19-21.
3.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.
Категория: Начальная школа | Добавил: лориcия (2016-01-23) | Автор: Лариса Шигабутдинова E
Просмотров: 286 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-30, 3:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1512]
Школьный психолог [516]
История [735]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [229]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [253]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1177]
Химия [385]
Классному руководителю [656]
Биология [591]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [4001]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [375]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1570]
Особые дети [278]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [640]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1193]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [399]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [33]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru