Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Повышение предметной мотивации учащихся начальных классов через организацию взаимосвязи урочной и внеурочной работы
Повышение предметной мотивации учащихся начальных классов через организацию взаимосвязи урочной и внеурочной работы

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. Для начальной школы на данном этапе приоритетным является формирование мотивации учения, развития познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе по любому предмету. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Учителя начальных классов ОСШ №34 г. Караганды убеждены в том, высокая мотивация учения дает ребенку:
-Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
-Повышение собственной значимости;
-Признание учителей и сверстников;
-Развитие творческих способностей;
-Гордость собой и своими успехами;
-Статус успешного человека.
Учителя начальных классов ОСШ №34 считают, что отличительными особенностями для развития познавательного интереса у учащихся являются:
-Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
-Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
-Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
-Обучение должно быть трудным, но посильным.
-Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
-Позитивная психологическая атмосфера урока.
-Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
-В обучении должны создаваться возможности для творчества.
-Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Активно используются учителями нашей школы педагогические приемы и технологии, повышающие мотивацию учащихся:
-Дидактические игры.
-Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.
Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: “Найди лишнее число в каждом ряду”, “Зачеркни его”, “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”. За время работы учителя начальных классов заметили, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение связываем с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляют через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Тема “Термометр”. Проблемные вопросы:
-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача: Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Мадина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.
Занятия с учащимися во внеурочной деятельности СОШ №34 используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся. Содержание внеурочной деятельности в начальных классах СОШ №34, определено по следующим направлениям:
-Клуб «Юные умники и умницы». Работа со слабоуспевающими учащимися и с учащимися, имеющими повышенные способности.
-Кружки «Занимательная грамматика», «Творческая мастерская»
-Проектно – исследовательская деятельность
-Интеллектуальные игры в рамках предметной недели.
-Участие в международных и республиканских интеллектуальных играх: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Парасат», «Акбота», «Золотое руно».
По результатам выполнения каждого задания делается вывод о точности отбора материала, глубине сформированности учебных знаний и навыков. Таким образом, организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации, тем самым повышает предметную мотивацию учащихся начальных классов. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.

Литература
1. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.
2. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.- С.19-21.
3.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.
Категория: Начальная школа | Добавил: лориcия (2016-01-23) | Автор: Лариса Шигабутдинова E
Просмотров: 717 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 0:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru