Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Формирование читательской культуры как условие личностного развития современного школьника
Формирование читательской культуры
как условие личностного развития современного школьника

Юровник И. Г.
учитель начальных классов
КГУ «Школа – детский сад № 26»

Книга, как птица,
Может весь мир облететь.
Книга — царица:
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня:
Чудо свершает порой.
Книга — рабыня:
Часто проходит сквозь строй.
Е. Баратынский

Разговоры о падении интереса к чтению художественной литературы давно уже стали общим местом. В обществе, которое с увлечением осваивает новые способы коммуникации, чтение серьёзных книг перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию. Желание знать обо всём сразу, специфический прагматизм в отборе информации приводит к тому, что происходит, по ёмкому замечанию психолога А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информацией».
Международные эксперты осознают чтение как проблему всей системы образования, а педагоги и психологи отмечают не только отсутствие у школьников интереса к книге, но и напрямую связанный с этим низкий уровень восприятия текста, слабое владение техникой чтения, падение речевой грамотности, что, несомненно, сказывается на общем уровне коммуникативно-речевой культуры.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.
Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм
• внеклассных занятий,
• работы с учреждениями культуры,
• работы с родителями.
Организация разнообразных форм внеклассных занятий:
• дискуссия;
• коллективное чтение;
• беседа;
• беседа-"приманка";
• состязание чтецов;
• реклама книги;
• литературный праздник;
• литературная игра;
• литературная гостиная;
• театральный фестиваль;
• библиотечный час;
• час "тихого чтения".
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
Литературные игры — игры, построенные на словесном материале (В. А. Мануйлов).
• игры и упражнения по развитию речи;
• литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
• литературные викторины;
• "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры:
• библиотечные часы, экскурсии в музеи, посещение выставок;
• городские конкурсы: театральный, чтецов;
• посещение театра, киноцентра.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры.

Список литературы:
1. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 224с.
Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 239с.
Аркин И. И. Литературу ли мы преподаём?/ Литература в школе №2.- 1991.-с.71-83
Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие- М.: Флинта, Наука, 2000 -248с.
Категория: Начальная школа | Добавил: urovnik_inna (2016-02-04) | Автор: Юровник Инна Геннадьевна E
Просмотров: 296 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-02-22, 1:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [514]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [216]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [799]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3983]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [72]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1185]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru