Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

уроки по русскому языку на тему "Время глагола"
ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ
Ц е л ь: формировать понятие о времени глагола, развивать умение определять время глагола.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
корабль яблоко мебель
На желтых пушистых цветах вербы копошились и жужжали дикие пчелы.
– Объясните правописание изученных орфограмм.
– Разберите предложение по членам, указав, какой частью речи выражено каждое слово.
II. Формирование новых умений и понятий.
1. З а п и с ь н а д о с к е:
1) Села утка за рояль
И сказала: – Кряк!
Я сыграю вам сейчас
Польку-краковяк.
Г. Сеф

2) Смотрит: коршун в море тонет,
И не птичьим криком стонет.
А. Пушкин

3) Мы посадим липы и клены.
Будет город нарядный, зеленый.
П. Воронько
– Выделите глаголы в первом четверостишии.
– В какой момент времени происходит действие?
– На какие вопросы отвечают данные глаголы?
– Прочтем вывод в учебнике на с. 143.
Аналогичная работа с другими строчками из стихотворений.
2. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом на с. 144.
Физкультминутка
3. Называние действий, которые происходят в момент речи; до момента речи; после момента речи (упр. 32).
– Объясните написание пропущенных орфограмм.
III. Итог урока.
– Как определить время глагола?
– На какие вопросы отвечает глагол в форме настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».
– Послушайте стихотворение еще раз, выпишите глаголы, распределяя в три колонки: настоящее время, прошедшее, будущее.
– Докажите правильность своего выбора.
Домашнее задание: упр. 33.

ФОРМЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
Ц е л ь: подвести к пониманию, что будущее время глаголов может быть простым и сложным; совершенствовать умения определять время глаголов.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Шоссе шахматы шоколад
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.
– Поясните смысл поговорки.
– Определите временные формы глаголов.
II. Формирование новых понятий и умений.
О п р е д е л е н и е времени глаголов.
1. Наблюдение: одним или двумя словами выражено будущее время глаголов (упр. 34).
2. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом на с. 145.
– Какие вопросы ставим к глаголам в простом будущем времени?
– Приведите примеры глаголов в простом будущем времени. (Запись нескольких глаголов на доске.)
– Какие вопросы поставим к глаголам в сложном будущем времени?
– Измените форму глаголов: глаголы в простом будущем времени превратите в глаголы в сложном будущем времени.
3. Комментированное письмо (упр. 36).
– Объясните написание слов с изученными орфограммами.
– Выделите глаголы, надпишите их время.
Физкультминутка
4. Выборочный диктант.
– Выпишите глаголы, определите время каждого глагола, надпишите.
Учитель читает:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело – сухие,
И теплый вечер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
А. А. Ахматова
III. Итог урока.
– Как изменяются глаголы?
– Как определить простое будущее время глагола? Сложное будущее время глагола?
Домашнее задание: упр. 35.

УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА
Ц е л ь: формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой по вопросам.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.

Солнечногорск водосточный здравомыслящий
С утра еще крепко морозит, а днем уже хорошо греет весеннее солнце.
– Выделите главные члены предложения.
– Охарактеризуйте предложение.
– Объясните правописание встретившихся орфограмм.
II. Формирование новых понятий и умений.
1. Определение времени глаголов.
Изменение формы глаголов по временам (упр. 37).
– Как изменяются глаголы?
2. Уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику, с. 146.
3. Определение времени глаголов (упр. 39). Работа по вариантам: каждый вариант разбирает одно четверостишие.
– Прочитайте выразительно стихотворение.
– Почему у птички такое имя?
– Выпишите глаголы, обозначив время, указав вопрос.
Физкультминутка
4. Самостоятельная работа (упр. 38).
Изменение глаголов по временам.
5. Игры Деда Буквоеда.
– Очень часто ребята путают употребление глаголов класть и положить.
Дедушка прислал телеграмму. Видимо, телеграфистка не была уверена в правильности расстановки глаголов. Заполните пропуски в предложениях.
З а п и с ь н а д о с к е:
Я всегда свои книги … на полку. Принес рукопись и … ее на стол. Допишу работу и … ее в папку. Надо всегда каждую вещь … на свое место.
III. Итог урока.
– Что обозначают глаголы в настоящем времени? В будущем времени? В прошедшем времени?
– Назовите формы будущего времени. Их отличие.
– Как определить время глагола?
Домашнее задание: упр. 40.

ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ
Ц е л ь: совершенствовать умение употреблять глаголы во всех возможных формах времени.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.

Чуковский Чайковский Черноземье
Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.
– Объясните правописание встретившихся орфограмм.
– Разберите по членам предложение, указав, какой частью речи является каждое слово.
– Почему слова во второй строке чистописания написаны с прописной буквы?
II. Формирование новых понятий и умений.
1. Дифференциация глаголов по вопросам. Запись глаголов во всех возможных формах времени (упр. 41).
– На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме?
– Все ли глаголы имеют три формы времени?
– Какие формы глаголов не образуют настоящее время?
2. Актуализация полученных знаний по вопросам, с. 148.
3. Уточнение полученных учащимися обобщений по учебнику, с. 149.
Физкультминутка
4. Самостоятельная работа (упр. 43).
Запись глаголов во всех возможных формах времени.
Работа по вариантам: I в а р и а н т – первое четверостишие, II в а р и- а н т – второе четверостишие.
5. Упражнение на сообразительность.
– Какими частями речи могут быть следующие слова?
З а п и с ь н а д о с к е: мели, окуни, пряди, простой.
6. Учитель читает:
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда:
В дым разругаетесь,
Потом –
Сгорите от стыда.
– Объясните, когда так говорят: «В дым разругаться», «Сгореть от стыда».
Домашнее задание: упр. 42.
Категория: Начальная школа | Добавил: temabitter (2016-02-28) | Автор: Биттер Христина Ивановна E
Просмотров: 120 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru