Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

программа факультативного курса "Мир вокруг нас"
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» для 3 класса
Крупко Татьяна Евгеньевна-учитель начальных классов
школы гимназии №6 г. Степногорска Акмолинской области
Пояснительная записка
Человек – часть природы. Сегодня отношения природы и человека превратились в экологическую проблему. Если человек не будет бережно относиться к природе, он погубит все живое вокруг себя. Что же делать, чтобы не допустить этого? Прежде всего нужно воспитывать экологическую культуру, каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки.
И уже с самого раннего возраста начинать экологическое воспитание.
Природа – это живая, очень сложная система. Любым своим действием человек влияет на природу.От поступков каждого человека зависит,в каком мире будут жить будущие поколения. Дети с детства должны осознать и понять, что ответственность за всё живое на Земле лежит на каждом из нас. Каждый цветок,каждый живой организм играет свою роль в экологической системе, а это значит играет огромную роль и для всей природы в целом. Человек – сам часть живой природы. И он не будет здоров, если загрязнена окружающая среда. Необходимо не только дать ребенку знания, нужно воспитывать бережное отношение к природе.
Экологическое воспитание–является важным направлением образования в наши дни для младших школьников. Это наблюдение за объектами и явлениями природы, различные исследования, эксперименты. На занятиях надо предоставить детям возможность самим что-то сделать для того, чтобы улучшить экологию своего города. Ребенок с детства изучавший природу, имеющий экологические знания, став взрослым никогда не нанесет вред природе.
Программа «Мир вокруг нас » направлена на то, чтобы развить интерес к изучению природы, учить применять теоретические знания в практической деятельности. Изучение окружающего мира, закономерностей его развития дают возможность детям по–новому взглянуть на окружающую природу.
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас » разработана для учащихся 3 класса, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Это дополнение к курсу «Познание мира». Факультативный курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Актуальность создания программы факультативного курса «Мир вокруг нас» вызвана обострением экологической обстановки по причине техногенных катастроф и аварий, а также не правильного ведения хозяйства и безответственного отношения каждого человека к природе.
Факультативный курс позволяет расширить знания детей о растениях, животный своего родного края.

Цель программы факультативного курса «Мир вокруг нас» –
формирование основ экологической грамотности учащихся 3 класса , расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде, активной экологической позиции у порастающего поколения.
Задачи:
• развивать интерес к изучению природы своего родного края;
• углублять знания о родном крае, полученные на уроках познания мира
• исследовать конкретные объекты природы;
• дать представления о природных сообществах в своей области;
• познакомить с заповедниками Казахстана и Акмолинской области;
• привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края;
• воспитывать бережное отношение учащихся к природе родного края и всей страны;
• воспитывать в детях нравственные качества. Помочь стать верным другом природы.
Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- поисковый;
- исследовательский;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества

Формы работы:
-работа с энциклопедиями и другой литературой
-создание тематических стендов, выставок.
-озеленение школы и класса;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-создание памяток экологического содержания;
-просмотр фильмов о природе.

Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей

В результате реализации программы «Мир вокруг нас» планируются следующие результаты:
• ориентироваться в современном животном и растительном мире;
• развитие интереса к человеку, к общению, к миру ,различать изученные растения, животных;
• вести наблюдения в природе ;
• оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями, подкармливать птиц в кормушках
• проводить поисково-исследовательскую деятельность
• применять полученные знания на практике
• работать самостоятельно и в коллективе
• экологически грамотно вести себя на природе;
• принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
• осознавать себя частью природы
• быть ответственным за будущее планеты, родной природы

Календарное планирование занятий факультативного курса
«Мир вокруг нас»
№ Тема К-во ч. Содержание занятия
1. Кто в ответе за планету? 1ч
Проблемный вопрос: «Как сохранить природу для следующих поколений?»Что такое плохая экология? Путешествие по станциям. Презентация.Охрана воздуха,воды, почвы. Интересные факты.

Жизнь насекомых
2. Пчелиные семьи 1ч
Работа в группах «Хочу знать». Блиц-турнир
( насекомые). Сообщение учащихся о пчелах по плану.Составление синквейна.
3. Муравей-труженик 1ч
Игра «Верите ли вы». Работа в группах: строение тела муравья,питание, муравейник-большой дом,общение муравьев». Презентация. Составление синквейна.
4. Насекомые-друзья или враги? 1ч
Урок-суд.Человек против жуков,пчел и ос. Бабочек, мух,комаров. Их польза и вред. Защита насекомых. Все в природе взаимосвязано. Презентация.
Жизнь птиц
5. «По лесным дорожкам» КВН 1ч
Конкурсы: визитка, разминка,птичья семейка, лесная аптечка, деревья, экологические знаки. Кроссворды.
6. Пернатые соседи. Как помочь зимой? 1ч
Составление кластеров «все о птицах», работа в группах. «Корзина идей» Как помочь птицам зимой. Высказывание мнений. Практическая работа изготовление кормушек.
7. Птичка-невеличка.Воробей. 1ч
Внешний вид, повадки-сообщение учащихся. Воробей- герой произведений. Интересные факты. Составление синквейна.
8. Сорока-белобока 1ч
Загадки. Считалки. Сказки о сороке.
Работа в группах: внешний вид,повадки.Конкурс рисунков.
9. Птичка-синичка 1ч
Презентация. Фотоальбом. Лакомства синиц. Интересные факты о синицах.Синквейн.

10. Пернатый доктор. 1ч.
Работа в парах«Верные и неверные утверждения».Сообщенияучащихся.Обсуждение произведений о дятле.
Жизнь зверей
11. Колючая семейка 1ч
Интересные факты о ежах. Внешний вид, питание. Обсуждение в группах: способы защиты ежей. Правила поведения в лесу. Синквейн.
12. Белка-хлопотунья 1ч
Внешний вид, повадки. Сообщение и обсуждение в группах:как зимует белочка? Составление кластеров.

13. О лисичке-сестричке 1ч
Сказки, загадки,стихи о лисе. Внешний вид,повадки. Презентация. Синквейн.
14. Беляк и русак 1ч
Обсуждение в группах:как зимует беляк. Питание. Зайчиха и детеныши. Тонкие и толстые вопросы. Конкурс рисунков.
15. Серый хищник 1ч
Презентация.Игра «Верите ли вы?»
Повадки волка-работа в группах.
Синквейн.
16. Косолапый великан 1ч
Фотоконкурс «Мишка-игрушка».
Блиц-турнир о медведях. Работа в группах : медведица-мать. Синквейн.
17. Как зимуют звери. 1ч
Проблемный вопрос: как зимуют звери.
Работа в группах-составление эссе.
18. Домашние питомцы 1ч
Презентация «Питомцы нашего класса». Сообщение учащихся. Обсуждение в группах правила ухода.Синквейн.
19. А если нет хозяина? Проблема бездомных животных. 1ч
«Мозговой штурм» -бездомные животные. Статистика по городу. Как помочь-обсуждение в группах. Презентация.
Растительный мир
20 Этажи леса 1ч
Работа в группах «Хочу знать», кроссворды, загадки. Конкурс на лучший гербарий. Синквейн.
21. Листопадные и вечнозеленые деревья. 1ч
Игра «Узнай дерево»,составление коллажа. Работа в группах описание дерева. Экскурсия в парк.
22. О чем шумят деревья? 1ч
Обсуждение в парах: как сохранить лес.Презентация. Вопросыэкологии. Создание памяток.
23. Растения-лекари. 1ч
Кроссворд. Таблица «Знаю,хочу знать, узнал».Конкурсы в группах: описание, лечебные свойства, места произрастания.
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

24. Сад на подоконнике. 1ч
Польза комнатных растений- обсуждение в группах.
Практическая работа: озеленение класса. Уход за растениями. Составление кластера.
Неживая природа
25. Три состояния воды 1ч
Интересные факты о воде. Проблемы экологии и экономии воды. Составление синквейна.
26. Везде ли есть воздух? 1ч
Блиц-турнир .Составление коллажа. «Мозговой штурм» обсуждение в группах вопросов защиты воздуха от загрязнений.
27. Что мы знаем о погоде? 1ч
Что рассказывают синоптики. Сообщение учащихся. Кроссворд(работа в парах). Составление синквейна.
28. Осадки 1ч
Работа с календарем погоды. Сообщения об осадках. Загадки о явлениях природы.
29. Радуга- разноцветное чудо. 1ч
Фотоконкурс. Интересные факты.
Таблица «Знаю,хочу знать, узнал». Работа с энциклопедией.
30. Реки и озера Казахстана 1ч
Презентация. Прием «Верные и неверные утверждения». Интересные факты о озерах Казахстана. Легенды. Создание тематического стенда.
31. По страницам Красной книги Казахстана 1ч
Знакомство с Красной книгой.Работа в группах: редкие растения и животные Казахстана . Составление синквейна.
32. Заповедники Казахстана 1ч
Просмотр фильма о природе Казахстана. Прием тонких и толстых вопросов. Составление кластера.
33 «В каком мире ты хочешь жить?» Дискуссия 1ч Прием «Тонкие и толстые вопросы»-работа в парах. Вопросы охраны природы-дискуссия.
34 Итоговое занятие. Фотовыставка. 1ч
Фотовыставка. Прием «Верные и неверные утверждения»
Правила поведения в природе.

Источник: http://Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. — 184 с. Плешаков А.А. Велик
Категория: Начальная школа | Добавил: krupko_tatyana63 (2016-03-25) | Автор: Крупко Татьяна Евгеньевна E
Просмотров: 277 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru