Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

программа факультативного курса "Мир вокруг нас"
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» для 3 класса
Крупко Татьяна Евгеньевна-учитель начальных классов
школы гимназии №6 г. Степногорска Акмолинской области
Пояснительная записка
Человек – часть природы. Сегодня отношения природы и человека превратились в экологическую проблему. Если человек не будет бережно относиться к природе, он погубит все живое вокруг себя. Что же делать, чтобы не допустить этого? Прежде всего нужно воспитывать экологическую культуру, каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки.
И уже с самого раннего возраста начинать экологическое воспитание.
Природа – это живая, очень сложная система. Любым своим действием человек влияет на природу.От поступков каждого человека зависит,в каком мире будут жить будущие поколения. Дети с детства должны осознать и понять, что ответственность за всё живое на Земле лежит на каждом из нас. Каждый цветок,каждый живой организм играет свою роль в экологической системе, а это значит играет огромную роль и для всей природы в целом. Человек – сам часть живой природы. И он не будет здоров, если загрязнена окружающая среда. Необходимо не только дать ребенку знания, нужно воспитывать бережное отношение к природе.
Экологическое воспитание–является важным направлением образования в наши дни для младших школьников. Это наблюдение за объектами и явлениями природы, различные исследования, эксперименты. На занятиях надо предоставить детям возможность самим что-то сделать для того, чтобы улучшить экологию своего города. Ребенок с детства изучавший природу, имеющий экологические знания, став взрослым никогда не нанесет вред природе.
Программа «Мир вокруг нас » направлена на то, чтобы развить интерес к изучению природы, учить применять теоретические знания в практической деятельности. Изучение окружающего мира, закономерностей его развития дают возможность детям по–новому взглянуть на окружающую природу.
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас » разработана для учащихся 3 класса, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Это дополнение к курсу «Познание мира». Факультативный курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Актуальность создания программы факультативного курса «Мир вокруг нас» вызвана обострением экологической обстановки по причине техногенных катастроф и аварий, а также не правильного ведения хозяйства и безответственного отношения каждого человека к природе.
Факультативный курс позволяет расширить знания детей о растениях, животный своего родного края.

Цель программы факультативного курса «Мир вокруг нас» –
формирование основ экологической грамотности учащихся 3 класса , расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде, активной экологической позиции у порастающего поколения.
Задачи:
• развивать интерес к изучению природы своего родного края;
• углублять знания о родном крае, полученные на уроках познания мира
• исследовать конкретные объекты природы;
• дать представления о природных сообществах в своей области;
• познакомить с заповедниками Казахстана и Акмолинской области;
• привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края;
• воспитывать бережное отношение учащихся к природе родного края и всей страны;
• воспитывать в детях нравственные качества. Помочь стать верным другом природы.
Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- поисковый;
- исследовательский;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества

Формы работы:
-работа с энциклопедиями и другой литературой
-создание тематических стендов, выставок.
-озеленение школы и класса;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-создание памяток экологического содержания;
-просмотр фильмов о природе.

Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей

В результате реализации программы «Мир вокруг нас» планируются следующие результаты:
• ориентироваться в современном животном и растительном мире;
• развитие интереса к человеку, к общению, к миру ,различать изученные растения, животных;
• вести наблюдения в природе ;
• оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями, подкармливать птиц в кормушках
• проводить поисково-исследовательскую деятельность
• применять полученные знания на практике
• работать самостоятельно и в коллективе
• экологически грамотно вести себя на природе;
• принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
• осознавать себя частью природы
• быть ответственным за будущее планеты, родной природы

Календарное планирование занятий факультативного курса
«Мир вокруг нас»
№ Тема К-во ч. Содержание занятия
1. Кто в ответе за планету? 1ч
Проблемный вопрос: «Как сохранить природу для следующих поколений?»Что такое плохая экология? Путешествие по станциям. Презентация.Охрана воздуха,воды, почвы. Интересные факты.

Жизнь насекомых
2. Пчелиные семьи 1ч
Работа в группах «Хочу знать». Блиц-турнир
( насекомые). Сообщение учащихся о пчелах по плану.Составление синквейна.
3. Муравей-труженик 1ч
Игра «Верите ли вы». Работа в группах: строение тела муравья,питание, муравейник-большой дом,общение муравьев». Презентация. Составление синквейна.
4. Насекомые-друзья или враги? 1ч
Урок-суд.Человек против жуков,пчел и ос. Бабочек, мух,комаров. Их польза и вред. Защита насекомых. Все в природе взаимосвязано. Презентация.
Жизнь птиц
5. «По лесным дорожкам» КВН 1ч
Конкурсы: визитка, разминка,птичья семейка, лесная аптечка, деревья, экологические знаки. Кроссворды.
6. Пернатые соседи. Как помочь зимой? 1ч
Составление кластеров «все о птицах», работа в группах. «Корзина идей» Как помочь птицам зимой. Высказывание мнений. Практическая работа изготовление кормушек.
7. Птичка-невеличка.Воробей. 1ч
Внешний вид, повадки-сообщение учащихся. Воробей- герой произведений. Интересные факты. Составление синквейна.
8. Сорока-белобока 1ч
Загадки. Считалки. Сказки о сороке.
Работа в группах: внешний вид,повадки.Конкурс рисунков.
9. Птичка-синичка 1ч
Презентация. Фотоальбом. Лакомства синиц. Интересные факты о синицах.Синквейн.

10. Пернатый доктор. 1ч.
Работа в парах«Верные и неверные утверждения».Сообщенияучащихся.Обсуждение произведений о дятле.
Жизнь зверей
11. Колючая семейка 1ч
Интересные факты о ежах. Внешний вид, питание. Обсуждение в группах: способы защиты ежей. Правила поведения в лесу. Синквейн.
12. Белка-хлопотунья 1ч
Внешний вид, повадки. Сообщение и обсуждение в группах:как зимует белочка? Составление кластеров.

13. О лисичке-сестричке 1ч
Сказки, загадки,стихи о лисе. Внешний вид,повадки. Презентация. Синквейн.
14. Беляк и русак 1ч
Обсуждение в группах:как зимует беляк. Питание. Зайчиха и детеныши. Тонкие и толстые вопросы. Конкурс рисунков.
15. Серый хищник 1ч
Презентация.Игра «Верите ли вы?»
Повадки волка-работа в группах.
Синквейн.
16. Косолапый великан 1ч
Фотоконкурс «Мишка-игрушка».
Блиц-турнир о медведях. Работа в группах : медведица-мать. Синквейн.
17. Как зимуют звери. 1ч
Проблемный вопрос: как зимуют звери.
Работа в группах-составление эссе.
18. Домашние питомцы 1ч
Презентация «Питомцы нашего класса». Сообщение учащихся. Обсуждение в группах правила ухода.Синквейн.
19. А если нет хозяина? Проблема бездомных животных. 1ч
«Мозговой штурм» -бездомные животные. Статистика по городу. Как помочь-обсуждение в группах. Презентация.
Растительный мир
20 Этажи леса 1ч
Работа в группах «Хочу знать», кроссворды, загадки. Конкурс на лучший гербарий. Синквейн.
21. Листопадные и вечнозеленые деревья. 1ч
Игра «Узнай дерево»,составление коллажа. Работа в группах описание дерева. Экскурсия в парк.
22. О чем шумят деревья? 1ч
Обсуждение в парах: как сохранить лес.Презентация. Вопросыэкологии. Создание памяток.
23. Растения-лекари. 1ч
Кроссворд. Таблица «Знаю,хочу знать, узнал».Конкурсы в группах: описание, лечебные свойства, места произрастания.
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

24. Сад на подоконнике. 1ч
Польза комнатных растений- обсуждение в группах.
Практическая работа: озеленение класса. Уход за растениями. Составление кластера.
Неживая природа
25. Три состояния воды 1ч
Интересные факты о воде. Проблемы экологии и экономии воды. Составление синквейна.
26. Везде ли есть воздух? 1ч
Блиц-турнир .Составление коллажа. «Мозговой штурм» обсуждение в группах вопросов защиты воздуха от загрязнений.
27. Что мы знаем о погоде? 1ч
Что рассказывают синоптики. Сообщение учащихся. Кроссворд(работа в парах). Составление синквейна.
28. Осадки 1ч
Работа с календарем погоды. Сообщения об осадках. Загадки о явлениях природы.
29. Радуга- разноцветное чудо. 1ч
Фотоконкурс. Интересные факты.
Таблица «Знаю,хочу знать, узнал». Работа с энциклопедией.
30. Реки и озера Казахстана 1ч
Презентация. Прием «Верные и неверные утверждения». Интересные факты о озерах Казахстана. Легенды. Создание тематического стенда.
31. По страницам Красной книги Казахстана 1ч
Знакомство с Красной книгой.Работа в группах: редкие растения и животные Казахстана . Составление синквейна.
32. Заповедники Казахстана 1ч
Просмотр фильма о природе Казахстана. Прием тонких и толстых вопросов. Составление кластера.
33 «В каком мире ты хочешь жить?» Дискуссия 1ч Прием «Тонкие и толстые вопросы»-работа в парах. Вопросы охраны природы-дискуссия.
34 Итоговое занятие. Фотовыставка. 1ч
Фотовыставка. Прием «Верные и неверные утверждения»
Правила поведения в природе.

Источник: http://Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. — 184 с. Плешаков А.А. Велик
Категория: Начальная школа | Добавил: krupko_tatyana63 (2016-03-25) | Автор: Крупко Татьяна Евгеньевна E
Просмотров: 2166 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru