Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие навыка скорочтения
Тема самообразования: «Развитие навыка скорочтения»
Цель: сформировать навыки чтения: осознанность, скорость, выразительность.
Для
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
привить интерес к чтению; расширить читательский кругозор.
Актуальность: опыт показывает, что современные дети читают мало. Это ведет к низкой технике чтения.
Чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами.

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.
Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.
• Слова, написание которых отличаются одной буквой:

козы-коса друг-враг ветер-вечер
травы-травка след-следы дедушка-девушка

• Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
город-горох-грохочет
вьют - вьюн- вьюга
Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.
• Чтение односложных слов:

ус крот брат вдруг хруст
уж глаз волк гвоздь взять

• Чтение двусложных и трехсложных слов:
зима доктор деревья
поле валенки травинки
кусты пёстрый подумал

• Словосочетания и предложения:
Медведица с медвежатами.
Лисица с лисятами.
• «Работа с поисковым тренажёром»

Поиск по двум ориентирам. Учитель пишет слово из таблицы
печатными буквами и указывает координаты.
Например,
«вода»- желтый ряд, колонка под квадратом
«река» - синий ряд, колонка под квадратом
«собака»- синий ряд, колонка под треугольником
Дети, найдя слово, прочитывают молча)
чтение слов синонимов:
ключ – родник
храбрый-отважный-смелый;
Чтение словосочетаний с предлогом
и без предлога: дед да баба,
весна – красна;
Слова с наращиванием, на карточках
для быстрого чтения: зелень – зеленело-
зазеленело.
Двигать – двигаются –подвигаются.

2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.
Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.
• Упражнения в чтении букв парами:
• э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:
З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.
• Произношение скороговорок и чистоговорок:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Проворонила ворона вороненка.
Наш Полкан, попал в капкан.
Произносить слова с заданием:
Произноси медленно.
Произноси чуть быстрее.
Произноси тише.
Упражнения, в чтении согласных:
С – зима, зелёный, звон.
Ш-школа, шалаш, кувшин.
Щ- вещи, клещи, щенок.

3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.
• Упражнения, в подборе обобщающего слова:
чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;
• Разделение слов на группы:
коза корова, соловей, овца, сорока;
заяц, огурец, капуста, ежик, горох;
• Найти лишние слова:

река муравей голубь
ручей ель воробей
лейка ольха синица
озеро берёза клест
пруд осина верблюд

Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:
• чтение текста про себя;
• чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;
• чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;
• выборочное чтение;
• выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;
• чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
• нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
• нахождение и чтение отрывков по ролям.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Навык чтения:

С учащимися начальных классов было проведено анкетирование. Часто ли вы читаете с родителями?

При проведении родительских собраний предлагались следующие советы.
Советы родителям
Продолжайте читать ребёнку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чём и о ком в нём говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важно не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на домашнем этапе - тремя порциями по 10-15 минут.
Сделайте чтение для ребёнка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить; вещей, которые надо взять; книг, которые надо прочитать.
Используйте приём параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребёнок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуация проверки и оценки качества детского чтения.
Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребёнку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.
При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребёнок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
Метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребёнком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Помните, что только общими усилиями школы и родителей, можно достичь желаемых результатов. Успехов Вам в освоении навыков оптимального чтения!
Категория: Начальная школа | Добавил: samal1978 (2016-03-29) E
Просмотров: 1068 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 2:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru