Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира "Среда обитания растений. Разнообразие растительного мира"
• Предмет: познание мира
• Класс: 3
Тема: Среда обитания растений. Разнообразие растительного мира.
Цель: помочь учащимся понять, что разнообразие растительного мира объясняется разнообразием сред обитания посредством проектно-исследовательской работы.
Задачи:
- показать учащимся разнообразие растительного мира и помочь понять, что внешний вид растения во многом обусловлен средой обитания.
- познакомить с основными средами обитания растений: луг, лес, степь, водоём, пустыня.
- учить работе с текстом в группе. -развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений; -воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к растительному миру.
Оборудование: карточки, распечатки текстов, кроссворд, презентация “Среды обитания растений”(в программе Power Point), книга «Сокровища растительного мира Казахстана», папка для файлов «Растительный мир моего края».
Ход урока
1.Побуждение. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Организационный этап. Вступительное слово учителя.
-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
3. Проверка домашнего задания.
- С какими темами вы познакомились на прошлых уроках?
- Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученное?
а) Самостоятельная работа учащихся по карточкам. (Приложение 1. Дифференцированные карточки 1-1,1-2,1-3,1-4)
б) Игра « Да-нет» -Я вам буду называть утверждения, а вы знаками “+”, “-” обозначать в карточке ответ. “+” - согласны с наличием этого признака «да». “-” - не согласны «нет».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1) Растения – это живые организмы. 2) Верно ли утверждение, что наш край – это край белых берёз. 3) Растения это только деревья и травы. 4) В царстве растений есть водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. 5) Подземная часть растений образована корнями. 6) Все растения любят влагу, поэтому они влаголюбивые. 7) Хлопок может расти в тени, поэтому он теневынослив. 8) Травянистые растения бывают разной высоты. 9) Осока, иван-чай, клевер, шалфей- влаголюбивые растения. 10) В тени деревьев растут теневыносливые растения.
4. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы. Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах. В бездонных пустынях и топких болотах. Множество растений поселились в морях, океанах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Вы, наверное, слышали такое выражение: “Растения - зеленая одежда Земли”. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой./показ слайд-фильма о красоте растительного мира – Приложение 2 / Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Растения не любят одиночества. Они редко растут друг от друга вдали. Часто они собираются тесными компаниями, большими группами, или, как говорят ботаники, сообществами. Эту особенность уже давно подметили люди. И каждой такой компании они дали свое особое имя: лес, бор, луг, степь, пустыня, водоём. В каждом природном сообществе - свой, особый мир его обитателей: растений, животных и других живых организмов.
а) Озвучивание темы. (Приложение 3 – презентация Power Point)
-Тема сегодняшнего урока: Среды обитания растений. Их приспособленность к среде обитания. Слайд 1
б) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться? (Сформировать представления о среде обитания растений, необходимой для их жизни , о разнообразии сред)
(Слайд 2: Цели урока.)
5. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Почему же все растения разные? Почему отличаются друг от друга? ( Растения так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях)
-В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение растений. Существует несколько сред обитания: лес, луг, пустыня, степь, водоем. С разными средами обитания мы познакомимся в группах. (деление на группы по разрезанным картинкам: лес, луг, водоём, пустыня). Класс рассаживается по группам.
5.1.) работа в группах.
-Работая в группе Вы будете делать открытия о растениях водоемов, лесов,лугов ,степей и пустынь, а затем поделитесь ими с другими группами.
- Давайте повторим, как нужно работать в группах? (Работать надо дружно. Спокойно высказывать своё мнение. Терпеливо выслушивать мысли других.
Вместе находить правильное решение. Капитан определяет выступающего.)
5.2.) Задания группам. Слайд 3.
1 группа – познакомит нас с растениями лесов. 2 группа – познакомит с растениями лугов. 3 группа – с растениями водоёмов. 4группа – с растения степей и пустынь.
- Совершать открытия 1, 2, 3, 4 группы будут по тексту-помощнику (приложение 4-«Лес»,»Луг», «Водоём», «Степь и пустыня» ); по слайд- презентациям «Растения леса», «Растения луга», «Растения водоёма», «Растения степи и пустыни» (приложение 5), а записи делать в паспорте «среда обитания». Рассмотрите, что в него входит(слайд 4)
План заполнения «паспорта» Название среды обитания растений 1.Определение среды обитания. 2. Какие растения растут в этой среде обитания. 3.Чем интересны растения? Как приспособились? 4. Значение растений данной среды обитания для человека и животных. 5. Угроза растениям данной среды обитания. 6. Охрана растений данной среды обитания.
в)Физминутка "Деревья, кустарники, травы" Исходное положение – стоя у парты.
Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия грибов и животных, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении. Правила понятны?
Мак, колокольчик, подберёзовик, облепиха, осина, маслята, тополь, малина, белка, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, пчела, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
5.3.)Работа с текстом и презентацией
( Самостоятельная работа групп с текстом и слайд- презентациями. Заполнение паспорта среды обитания растений. Защита паспортов. Просмотр соответствующих слайдов.(слайды ) После просмотра учащиеся каждой группы заполняют таблицу (приложение 6):
Среда обитания
лес луг водоём степь пустыня
Название растений
Физминутка (под музыку)
6.Этап закрепления усвоенных знаний. а) Интерактивная игра “Кто из какого царства” (флип-чарт ) (приложение 7 ) Учащиеся используют возможности интерактивной доски, размещая названия растений по их принадлежности к определенному царству (среде обитания) Даны следующие растения: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ель, ромашка, малина, береза, мак, колокольчик, подберёзовик, осина, тимофеевка, подосиновик, липа, дуб.
б) Узнай, кто я и расскажи о моей среде обитания. (Просмотр слайдов: береза, кувшинка, ландыш) Кувшинка белая.
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Цветки умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ.
Ландыш майский
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство.
Берёза
Любит влажные почвы, поэтому растет в низкогорьях, горных ущельях, по берегам небольших рек и родников. Живет от 30 до 60 лет. Единственное дерево на земле, в коре которого содержится вещество бетулин. Именно он делает кору березы почти белой. Размножается семенами. Растет очень медленно.
7.Рефлексия. Каждая группа составляет по своей среде обитания «Синквейн»
Чтение стихотворения «Берегите цветы» (приложение 8)
Продолжите предложения:
- Сегодняшний урок …
- Мне понравилось …
- Моё настроение…
8.Домашнее задание. - Найти информацию о любом растении и составить сообщение для классной мини-энциклопедии «Растительный мир моего края», в сообщении должна быть отражена среда обитания. - составить кроссворд «Растения».

Приложение 1
Карточка 1-1
Соедини слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.
Одуванчик
Клён деревья
Тюльпан
Сирень кустарники
Берёза
Ель травянистые растения
Малина
Смородина
Карточка 1-2
Напиши по 2-3 представителя к каждой группе.
Деревья. Кустарники. Травянистые растения



Карточка 1-3
Продолжи строку (Перечисли растения)
Влаголюбивые_______________________________________________________
Засухоустойчивые____________________________________________________
Светолюбивые_______________________________________________________
Теневыносливые______________________________________________________
Теплолюбивые________________________________________________________
Морозоустойчивые____________________________________________________
Карточка 1-4 Какие это растения? Подчеркни правильный ответ.
Подсолнечник (Морозоустойчивое , светолюбивое)
Верблюжья колючка (теневыносливое , засухоустойчивое)
Помидор(засухоустойчивое ,теплолюбивое)
Хлопок(светолюбивое, морозоустойчивое)
Приложение 4
ПУСТЫНЯ.
-Обширное, обычно безводное, пространство со скудной растительностью или вообще без нее и не заселенное людьми -это пустыня.
Растения пустынь за много миллионов лет выработали у себя определенные приспособления для существования и в этих невероятно трудных условиях. Как только кончается в пустыне зима и пройдут первые весенние дожди, унылые пески покрываются нежной зеленью и роскошным пестрым цветочным ковром. Расцветают золотистые звездочки гусиного лука, пурпурные маки, фиолетовые малькольмии, розовые соцветия ревеня. Эти цветы пустыни растут только в течение двух весенних месяцев, пока влажен песок и не так горячи солнечные лучи, они успевают вырасти, зацвести и дать плоды. С наступлением сухого знойного лета пустыня покрывается невысокими ярко-зелеными кустиками с мелкими листочками и массой колючек - это янтак, верблюжья колючка. Растение характерно своими длинными корнями, разрастающимися до 10-20м, которыми оно вытягивает влагу с большой глубины, нередко доходя до грунтовых вод. В пустыне произрастает и перекати-поле.
У многих растений пустыни листья покрыты либо пушком либо восковым налетом, что уменьшает площадь испарения листьев, а иногда они даже изменяют свою форму. Таким типичным деревом пустыни является саксаул и прутообразный кустарник джузгун. В Прибалхашье они занимают площадь около 1 миллиона 800 тысяч гектаров. Саксауловые леса закрепляют пески и препятствуют образованию пыльных бурь, защищают от заносов реки и каналы, населенные пункты и плодородные земли, способствуют повышению кормовой емкости пустынных и полупустынных пастбищ. Саксаульники служат местом обитания многих животных. Саксаул обладает крепчайшей древесиной и её используют для топки жилищ и приготовления пищи.
Особую группу составляют растения песколюбы, первые поселенцы на сыпучих песках, помогающие человеку их закреплять. К таким растениям относится селин. Там, где поселился селин, пески перестают передвигаться. Один селиновый куст, разрастаясь, скрепляет своими корневыми разветвлениями до 100 квадратных метров песка. Передвижные пески представляют страшное и опасное явление. Гонимые сильным ветром они нередко засыпают целые поселения, каналы, цветущие оазисы. (Оазисы- «островки» с густой растительностью и водоёмами)
Степи.
Обширное безлесное ровное пространство в зоне сухого климата, покрытое травянистой растительностью –это степи.
Разнотравные степи занимают обширную территорию Казахстана. Почвы чернозёмные, но осадки часто выпадают только весной. В это время степь цветёт, она похожа на пёстрый ковёр. Летом осадков выпадает очень мало, часто дуют сильные ветры. В степях растут ковыль ,типчак, полынь, маки, тюльпаны и другие. К середине лета многие травы высыхают. Но некоторые растения приспособились к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. У большинства степных растений длинные корни и узкие листья, чтобы испарялось меньше влаги. Степи богаты луковичными растениями (тюльпан). В степях пасут скот.

Лес .
Лес - значительное пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая почву между деревьями, состоит из кустарников, трав, папоротников, грибов.
Деревья — главные лесные жители, они определяют весь облик леса. Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты». Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. В Казахстане есть разные леса:хвойные, смешанные и лиственные. Хвойные леса растут в горах. Почва здесь каменистая, воздух прохладный. На склонах гор высятся тянь-шаньские ели, сосны. Между ними растут пушистые ёлочки и лиственницы. Они не требуют большого количества тепла. Ель – хвойное дерево. Хвоинки опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые. Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные,кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. Сосна - менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она – светолюбивое растение. Из сосновых брёвен строят дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Лиственница - каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов из лиственницы, стоят по 300 – 400 лет. В смешанных лесах вместе с хвойными растут лиственные. В лиственных лесах растут берёзы, осины, липы. Они образуют светлые леса. Береза — распространённое дерево в северном Казахстане. Березовый лес ещё называют березняк. Крохотные крылатые семена березы очень «подвижны» — они легко переносятся ветром и часто оказываются весьма далеко. Береза — неприхотливое дерево, может расти почти на любых почвах, но береза светолюбива и не выносит затенения. Обычно в лесу встречаются кустарники. Они находятся под деревьями, под лесом, поэтому их называют «подлесок». В лесах можно встретить шиповник, можжевельник, ракиту, малину. Можжевельник - единственный хвойный кустарник, растёт в еловых и сосновых лесах. Это - светолюбивое растение. Среди деревьев можно встретить мхи и травянистые растения: одуванчик, подорожник, репейник, папоротник. Они теневыносливы, любят влагу. Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и пища и укрытие для них. Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, защищает их от высыхания, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности. Лес — защитник почвы. Он регулирует действие ветра, защищает почвы от выдувания и развеивания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы. Леса имеют огромное значение для человека. Из них изготавливают бумагу, мебель, различные строительные материалы. Лес- источник древесины. Леса богаты лекарственными растениями, ягодами, грибами Беды леса: пожары и вырубка. Огонь — страшный враг леса.
луг
Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.
Луг считают украшением земли. Луга могут быть расположены на берегах рек, на равнинах и в горах. На лугах много влаги. Здесь растут густые травянистые растения с сочными листьями и небольшой корневой системой. На лугу можно встретить большое разнообразие трав. Растения в лугах цветут всё лето, в разное время цветут разные растения. Ранней весной расцветают желтые одуванчики и лютики, голубые и фиолетовые колокольчики, васильки. Эти растения ещё называют цветущие. Из них выделяются медоносные растения: одуванчик, клевер и мышиный горошек.
Луговые травы растут ярусами- этажами выше всех - светолюбивые, ниже –теневыносливые. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка, тысячелистник, лопух, пастушья сумка. Они являются ценными кормовыми растениями. Эти растения неприхотливы.
Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных. Сочные луговые травы косят, сушат. Из них получается прекрасное сено, которым зимой кормят домашних животных. Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для лугов. Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва.
Ещё один красивый цветок растёт на лугах - это купальница. Цветы у неё оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много ярких огоньков. Купальницу ещё называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу.
Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными- подорожник, ромашка, зверобой, чистотел, бессмертник, крапива. Из них готовят разнообразные препараты для лечения множества недугов. Те участки лугов, где много лекарственных трав занесённых в красную книгу, люди берут под охрану. Здесь не пасут животных, не косят траву, не собирают лекарственных растений. Часто бывает, что ребята рвут цветы на лугах, ради забавы, но этого делать нельзя.
К невысокому росту луговых трав приспособились и животные, обитающие на лугу. Они маленьких размеров, имеют характерную окраску под цвет луговых трав: бабочки, шмели, пчёлы, божьи коровки, кузнечики, жуки.
Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. На лугах растут и ядовитые растения- это вех ядовитый, лютик едкий. Одно из самых ядовитых растений- вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий.
Водоем.
Водоём - место скопления или хранения воды. Велико значение водоемов в жизни людей. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоемов в природе очень велико. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это – единственный дом.
Размеры водных растений разные: от микроскопических до нескольких метров.
Рогоз, камыш, тростник, стрелолист – корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются – ряска, водокрас. Они плавают на поверхности воды. Растения элодея, рдест полностью погружены в воду. В толщине воды плавают мельчайшие зеленые водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Но иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.
Роль растений в водоеме велика. Их основная функция - они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а также насыщают кислородом окружающую среду.
Водные растения, растущие по берегам водоёма, защищают воду от загрязнения.
Водные растения служат отличной кормовой базой (пищей) для различных рыб, животных, птиц. Водная растительность это «пастбище» для рыб, здесь много различных рачков, жучков, личинок, червей.
Растения, произрастающие под водой, на поверхности водоемов или у берегов
это ещё и убежище для водных обитателей, а для некоторых видов рыб служат
для засады. К примеру - щука и судак маскируются при помощи густых зарослей рдеста или элодеи, поджидая зазевавшегося карасика.
Животные и птицы водоёмов пытаются укрыться в тени гостеприимного камыша или тростника.
Многие виды растений являются местом для нереста рыб и надежно защищают
икринки от врагов.
Важнейшую роль в жизни водоема играет свет и температура.
Свет нужен для нормального роста растений. У затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше. Чтобы питаться и выделять кислород, необходим солнечный свет и тепло.
приложение 6
Среда обитания
лес луг водоём степь пустыня
Название растений
значение

Значение: Чистый воздух, аптека, источник пищи, место отдыха, источник топлива, место купания, источник древесины, аптека, дом для насекомых, красота, дом для животных и растений.
приложение 8
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
Категория: Начальная школа | Добавил: savenko70 (2016-04-24) | Автор: Савенко Виктория Витальевна E
Просмотров: 919 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 8:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru