Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Разработка урока познания мира 3 класс на тему: "Почва. Свойства почвы"
Урок: «Познание мира», 3 класс
Тема: Особенности почвы и её состав.
Цели:
Образовательные:
формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие:
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
Воспитательные:
прививать интерес к учебному предмету;
воспитывать организованность;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ручки, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, стеклянные палочки, ложечки, стекло предметное лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, лист наблюдений, карточки с планом движения в лабораторию, презентация «Почва».
Ход урока:
1.Психологический настрой.
Я люблю солнце – солнце любит меня,
Я люблю природу – природа любит меня,
Я люблю ЗЕМЛЮ – земля любит меня,
Я люблю гимназию – гимназия любит меня,
Я люблю пятёрки – пятёрки любят меня!
-Я искренне желаю вам, ребята, удачи на уроке, желаю, чтобы вы провели время интересно и с пользой, я верю что у вас всё получиться и понравится сегодняшний наш урок.
2.Организационный момент.
Слайд 1
Звучит песня «Сюрприз»
- Ребята, сегодня я приглашаю вас на необычный урок – я приглашаю вас в научную лабораторию и предлагаю вам на уроке быть маленькими учёными. А чем занимаются учёные?( На доску ) (задают вопросы). (Ищут ответы, наблюдают, проводят опыты). А где работают учёные? В лаборатории (на доску)Приложение 1
- Наша лаборатория находится в стране Великих Почемучек.
Слайд 2
Чтобы попасть в эту страну нам пригодятся знания, которые вы получили на прошлых уроках. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( полезные ископаемые).
3.Повторение.
Чтобы добраться до научной лаборатории необходимо вспомнить всё, что вы знаете.
Перед вами карта пути до лаборатории. ( у каждого ребёнка на парте)

На карте буквой Ш обозначена школа, а буквой Л – лаборатория. Красной точкой отмечено начало пути. На протяжении всего пути находятся несколько точек, которые вы должны соединить отрезком при правильном ответе, если же вы считаете, что ответ неверный соединять точки не надо. Если вы верно ответите на все мои вопросы, ваша ломаная линия окончится на зелёной точке «Лаборатория». Готовы? Тогда вперёд, в страну Великих Почемучек!
1.Места залегания полезных ископаемых называются месторождениями (если моё утверждение верное проведите отрезок к следующей точке)(да)
2. Уголь, нефть, газ – относятся к горючим полезным ископаемым. (да)
3.К нерудным полезным ископаемым относятся железо, алюминий, медь, свинец (нет)
4.На территории Каспийского шельфа и в Мангыстау находятся самые богатые в Казахстане месторождения нефти и природного газа (да)
5.К рыхлым породам относятся – нефть и газ.(нет)
6.Чистый песок – сырьё для производства стекла (да)
7.Горные породы, содержащие металлы и их соединения, называются рудой (да)
8.Бурый уголь на географической карте обозначается так – (нет)
9.Три основные группы полезных ископаемых: горючие, рудные, нерудные.(да)
10.Казахское название Кумтас – это песчаный камень (да)
-Ну, вот мы и на месте! Обменяйтесь картами, проверьте, верно ли шел ваш сосед. Поставьте ему оценку за знания.
- Ребята, я вижу, что все благополучно добрались. Желаю вам удачи в научных исследованиях!
4. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Введение в тему.
Слайд 3
– Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминатор космического корабля? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Слайд 4
2) – “Матрос крикнул: «Земля! Земля! Смотрите земля! ”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (в данном случае)(Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
-Ребята, действительно слово «Земля» многозначное мы говорили с вами об этом на уроках русского языка. А какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «Земля»? ( на доске Земля, ассоциативный ряд)
Слайд 5
3) – Вспомните, пожалуйста, сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле) В каком значении в данном случае употребляется слово «Земля»
– Земля, на которой растут растения, называется – почва.
- О какой земле идёт речь? (о почве)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? (на доске появляется слово ПОЧВА)
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.
Слайд 6
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
И сейчас я предлагаю посадить семя знания нашего класса , мы будем работать на протяжении урока , а в конце урока сможем подвести итог -если мы продуктивно поработаем, то надеюсь что у нас вырастет настоящее дерево « знаний».( высаживаем условно семя) Приложение2

А давайте выясним, что же такое почва? Так как мы учёные давайте попробуем дать чёткое определение почве.( высказывания детей) Молодцы. А теперь давайте проверим правильность ваших высказываний и обратимся к статье учебника. Стр.106, 1-3 абзац находим формулировку.
- А теперь давайте выясним. Что вы знаете о почве?
- Подумайте и скажите, имеет ли почва цвет, запах? (ответы детей)
- Есть ли в почве воздух, вода?
- Как вы думаете, из чего состоит почва?
- Скажите, могут ли обойтись без почвы животные и люди?
Ребята вы сказали ,что…
Слайд 7
-Почва имеет цвет, запах…
- В почве есть воздух и она пропускает воду…
- Почва состоит из …
-Животные и люди не могут обойтись без почвы…
Сейчас вы высказали научные гипотезы (предположения), а гипотеза требует доказательств. Сможем ли мы найти доказательства? Для этого нужно провести исследования, т.е. провести ряд опытов. (всё на доску)
Что будем исследовать? Слайд 8
Но прежде чем начать серьёзную научную работу, следует проверить, а все ли здоровы, все ли готовы к такой серьёзной работе, давайте спросим у доктора.
Физминутка
Учитель:
Доктор, эти все ребята-
От науки кандидаты
Я прошу вас дать совет
Все готовы или нет?
Ученик:
Попрошу сидящих встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите»
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите
Превосходно, опустите.
Наклонитесь, разогнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь.

Да, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов!
5.Практическая работа
- Ребята, в любой научной лаборатории очень важно соблюдать правила техники безопасности. Все работы вы будите выполнять строго по моей команде, ничего трогать, нюхать, пробовать на вкус, без моего разрешения нельзя! Наш с вами успех – это ваша безопасность.
У вас на парте лежит инструкционная карта опытов.
Слайд 9
В 1 колонке таблицы написана гипотеза нашего исследования, во 2 – описано оборудование опыта, в 3 – вы должны будите написать вывод, т.е., что мы узнали.
- У вас на партах, также, лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.


Оценочный лист
1. Вспомнил ли я полезные ископаемые?
2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?
3. Умею ли я проводить опыты?
4. Умею ли я делать выводы?
5. Активно ли я работал на уроке?
6. Подведи итог своей работы.
Желаю удачи на уроке!

Слайд 10 Начинаем практическую работу
– Итак, давайте теперь выясним, что входит в состав почвы?
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва? Есть ли запах у почвы. – Запишите в таблице.
– Что вы ещё в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
Опыт 1. Слайд 11
– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. ( или 1 ложку почвы)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
– Запишите в таблице (воздух)
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане стеклянной палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2. Слайд 12
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Верните почву назад. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт 3. Слайд 13
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
- сделайте вывод, запишите в таблицу.
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 4. Слайд 14
– Следующий опыт вам продемонстрирую я. (Второй вариант - учёные из секретной лаборатории)
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
– Запишите в таблицу.
Отлично потрудились. Можно и отдохнуть.
Физкультминутка. Стихотворение А. Тетивкин
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.(копаем)
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.(шагаем)
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.( прыгаем, хлопаем)
Слайд 15
Опыт 5.
Создание новой проблемной ситуации.
- Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?
- Давайте выполним практическую работу.
Слайд 16
- Что нам для этого понадобится? Чашка Петри (она так названа в честь её изобретателя), стеклянная палочка, вещества входящие в состав почвы(глина, песок,перегной,вода)
- Работать будем по плану в паре.
План.
1. Поместите в чашку Петри песок, глину. Перемешайте.
2. Добавьте гумус (прегной), листья, сорняки. Перемешайте.
3. Добавьте капельку воды. Перемешайте.
- Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой?
- Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод. (выслушиваем ответы детей)
Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…
- Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?
- Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.
Опыт 6.
В секретной лаборатории.
Видео 1
Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.
Из секретной лаборатории наши научные сотрудники прислали вам образцы своего исследования. Обратите внимания у вас на столах предметные стёклышки, они специально располагаются на тёмной бумаге, чтобы вам было удобнее их рассмотреть. Не надо их трогать, возьмите лупу и изучите их.
- Какое вещество ещё входит в состав почвы?
Запишем данные в таблицу. Соли. Слайд 17
- Как образуются минеральные соли?
- Для чего нужны минеральные соли?
Давайте спросим об этом учёного-почвоведа.
Видео 2
Рассказ почвоведа: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Слайд 18
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. Ёще раз возвращаемся к искусственной почве.
Садим горох в почву с солями и микробами и в нашу искусственную почву.
Слайд 19
6. Обобщение и закрепление.
Итак ребята давайте подведём итог, ваши таблицы заполнены и вы можете сказать, что же входит в состав почвы?
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
Молодцы ребята . А теперь давайте выясним и, а какое же самое основное свойство почвы. Собираем пазлы.
Плодородие . Слайд 20
Вывод: Плодородие – основное свойство почвы, которое отличает её от горных пород.
Инструкционная карта опытов

Слайд 21
7.Рефлексия
Ребята, наша работа в лаборатории на сегодня завершена.
Слайд 22
Домашнее задание. Но я предлагаю вам продолжить работу дома. Расскажите родителям и младшим братьям об особенностях почвы и её составе.:стр. 106-107 читать. На следующем уроке мы продолжим нашу научную работу по изучению почвы. Творческое задание: 1 ряд сообщение о видах почвы, 2 ряд- виды почв Казахстана, 3 ряд –виды почв ВКО.
Обратите внимание на доску, зерно знаний которое мы посадили в начале урока проросло и у нас выросло настоящее дерево знаний. Но чего-то не хватает на нём? Чтобы наше дерево зацвело давайте подведём итог. Мы проделали большую работу, и теперь кто был внимателен на уроке без труда сможет ответить на вопросы Блиц-опроса.
1. Верхний плодородный слой земли называют –(почва)
2. В состав почвы входят – (песок, глина…..)
3. Тёмный цвет почва приобретает за счёт – (перегноя)
4. Из перегноя под воздействием микробов образуются – (соли)
5. Основное свойство почвы, которое отличает её от горных пород – (плодородие)
6. Чему научились сегодня на уроке?

Если вам было интересно на уроке и у вас все получилось, возьмите цветок жёлтого цвета, если у вас не всё получилось, не всё поняли возьмите цветок розового цвета прикрепите цветы на наше дерево знаний.
Заполните оценочные листы. Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику и дополнительному материалу.
Мне было с вами интересно работать. Вы молодцы! Спасибо, ребята, за урок!
Сюрпризный момент
– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. И завершить наш урок мне хотелось бы, вспомнив строчки из стихотворений нашего земляка М. Чистякова о родной земле.
Послушайте отрывки из стихотворений М. Чистякова
Усть-Камень
Я каждое утро
Стою над Ульбою,
Охвачен прохладою горных круч.
Смотрю, как река зеленой губою
Ловит первый озябший луч.
Родина
Ты стала щедрой, молодою,
Раскинув шахты и поля,
Ты пахнешь хлебом и рудою,
Моя иртышская земля.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Интернет – ресурсы для создания презентации: слайд 23
Литература:
1. Учебник «Познание мира» 3 класс издательство «Атамура» 2012года. Авторы: К. Жунусова,А Бирмагамбетов, к. Аймагамбетов
Категория: Начальная школа | Добавил: elena_kievs (2016-05-02) E
Просмотров: 186 | Комментарии: 5 | Теги: #почва3класс #киевская #познаниемир | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru