Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

лекарственные сборы
Тема: Лекарственные сборы.
Цели: обобщить знания о лекарственных растениях, учить распознавать и определять эти растения, познакомить со сказаниями, увлекательными легендами о лекарственных растениях, развитие творческого воображения; воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений

Ход:
I. Орг.момент
1.Приветствие.

II. Повторение.
Презентация, загадки о лекарственных растениях.

III. Актуализация знаний.
- Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю. « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной».
-Ребята, как вы думаете почему ученик не смог выполнить задание?
(Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
Наверное потому, что ему было тяжело всё принести.)
- ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»
Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К травам, и получали исцеление!
Травы – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.
В начале XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой активной рекламе по телевидению и в средствах массовой информации человек совсем забыл о том, что аптека – то у него под ногами.

Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку.
Ты прими хоть сто пилюль.
Все равно здоровья нуль.
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и небосводы.
И ты практически здоров.

Сегодня как вы уже поняли на уроке мы с вами продолжим разговор о разнообразии, пользе и применении лекарственных растений.
IV. Новый материал.
На Земле описаны более 320 тысяч различных видов растений. Учёные – систематики распределяют их по группам, то есть классифицируют их, дают им названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями.
- Почему эти группы получили такое название?
Ещё до недавнего времени основным источником лекарственного растительного сырья служили дикорастущие растения, но в наши дни возрастает количество культивируемых лекарственных растений. Совсем недавно «дикарями» считались валериана, подорожник, пустырник и другие, а теперь эти растения выращивают в специальных хозяйствах.

Формы применения лекарственных растений
- Скажите, ребята, а в каких формах применяют лекарственные растения?
1. Настойки (готовят на спирте).
2. Свежий сок.
3. Отвары (из корней).
4. Лекарственные сборы растений (чаи) готовят из листьев, цветков, стеблей.
5. Сборы, чаи (смеси высушенных растений).
6. Порошки.
7. Мази.
8. Масло (из плодов, семян, цветков растений).
9. Сиропы.
10. Экстракты.
11 Таблетки, драже.
12. Растворы
Кроме сборов, из ЛРС готовят и другие лекарственные формы: брикеты, гранулы, фильтр-пакеты
В виде гранул выпускаются кукурузные рыльца, листья мать-и-мачехи.
Брикет – твердая дозированная лекарственная форма, получаемая прессованием измельченного ЛРС или смеси различных видов сырья.
Они имеют ряд преимуществ перед сборами:
- исключается расслоение сырья;
- возможна достаточно точная дозировка;
- меньше подвергаются воздействию окружающей среды;
- эстетичность внешнего вида;
- удобство транспортировки.
Как видите, лекарственные растения применяются во многих формах. Но для того, чтобы приготовить какое – либо лекарство, нужно изучить технологию его приготовления. Ошибок быть не должно! Поэтому сложные рецепты готовят в аптеках – фармацевты или на фармацевтических фабриках. лекарственное сырье измельчают и давайте посмотрим, что с ним происходит дальше
Помните!!! Перед применением лекарственных растений проконсультируйтесь с врачом!

V. Закрепление.
Конкурс 1. «Загадочный цветок»
Есть много цветов. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает цветок, изображение которого нужно собрать из разрезанных частей. Об этом растении сочинили такую загадку: “ Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?” Кто быстрее? ( Незабудка)

Конкурс 2. «Шиворот - навыворот»
Каждая команда получает конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. (малина, василек, полынь, крапива)
Малина – потогонное, мягчительное в детские лекарства для улучшения вкуса
Василек – мочегонное, антисептическое, противовоспалительное
Полынь – усиливает выделение пищеварительных соков, увеличивает аппетит
Крапива – кровоостанавливающее, заболевания пищеварительной системы

Конкурс 3. «Стоп – кадр»
Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
Липа - воспалительные процессы, потогонное, нарывы, гнойные язвы
Календула – вяжущее, противовоспалительное, бактерицидное, ранозаживляющее
Дуб – кровотечение, кожные болезни, малярия, туберкулез
Барбарис обыкновенный – возбуждает аппетит, жаропонижающее, вяжущее, противовоспалительное, желчегонное
Шиповник– общеукрепляющее, тонизирующее действие, желчегонное, заживление ран
Клевер ползучий – общеукрепляющее, тонизирующее, обезболивающее ранозаживляющее, антитоксическое
Душица – бронхиты, тонзиллиты, ангины, холецистит
Подорожник – органы дыхания, туберкулез, желудочно-кишечные
Конкурс 4. «Загадки»
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.


1. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник.)
2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула.)
3. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник.)
4. «Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валерьяна)
5. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик.)
6. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник.)
7. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (Душица)
8. Листочки — парные,
Цветки — янтарные,
Плоды — коварные:
И лечат, и калечат. (Зверобой)
9 Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть? (Тысячелистник)

Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний.
Знакомые с детства растения открылись вам с другой стороны. Вы смогли увидеть в них не только красоту природы, но и обнаружили родники здоровья, так необходимые в современном мире. Я надеюсь, все знания, которые вы приобрели сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.
VI. Рефлексия.

Дом.задание - приготовить буклеты на тему «Секреты бабушки Агафьи», где поместили рецепты народной медицины, которыми пользуется ваша семья.

ПРИМЕРЫ НЕКОТОРЫХ ОФИЦИНАЛЬНЫХ СБОРОВ
И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ.

Витаминный №2.
Плоды шиповника
Плоды рябины
Витаминное, общеукрепляющее.
Грудной №1.
Корни алтея
Листья мать-и-мачехи
Трава душицы
Отхаркивающее, противовоспалительное
Грудной №3.
Листья шалфея
Плоды аниса
Почки сосны
Корни алтея
Корни солодки
Отхаркивающее, противовоспалительное при инфекционно-воспалительных заболеваниях в.д.п.

Потогонный №2.
Листья мать-и-мачехи
Трава душицы
Плодов малины
Жаропонижающее, потогонное, противовоспалительное при простудных заболеваниях.


Фиточай - эффективное средство для борьбы с простудой, ОРВИ. Он полезен и детям и взрослым, так как укрепляет иммунную систему, питает организм витаминами, успокаивает нервную систему, обладает антистрессовым эффектом.
Готовится витаминный чай чаще всего из трав с плодами ягод. Фиторецептов в народной медицине большое количество. В основе многих чаев идут растения-адаптогены, самые популярные из них: женьшень, облепиха, девясил, алоэ древовидное. Ягоды, содержащие большое количество витамина С, усиливают защитные функции - это шиповник, калина, смородина, крыжовник, брусника, клюква. Смешение лекарственных растений и ягод придают чаю яркий насыщенный вкус с кислинкой. По желанию можно добавлять мед в готовый напиток.
Рецепт фиточая:
• плоды шиповника
• ягоды рябины черноплодной или облепихи
• цветки ромашки лекарственной
• душица или мята
Взять в равных частях все компоненты, смесь положить в термос. Залить кипятком (1 литр), настаивать 40-60 минут. Пить фиточай в теплом виде в период гриппоризации три раза в день до еды.
Ученые древности насчитывали более 24 целебных свойств обычного чая. А что говорить о целебных качествах травяных сборов! "Лесные" чаи использовали от 100 болезней.
Как заваривать фиточай. Общеукрепляющие фиточаи.
Травяные целебные настои отдают в воду все лучшее и полезное, чем напитала растения природа. И относиться к ним надо особенно уважительно. Травяной чай лучше заваривать в отдельном чайнике или в заварочной кружке с крышкой. Как правило, фиточаи можно заваривать не один раз, доливая свежий кипяток. Но целебная смесь не должна оставаться в чайнике дольше 10 часов.
Общее правило для оздоровительного чая (если это не оговаривается в рецепте): его пьют небольшими порциями, по 1/2 стакана, с небольшим перерывом. Лучше всего в промежутках между приемами пищи, в течение 2-3 дней или пока вы не почувствуете себя лучше.
Не стоит добавлять в него сахар, мед или варенье. Фиточай можно пить с сухофруктами, свежими фруктами и ягодами. И не забывайте наслаждаться каждым глотком - это помогает быстрей забыть о неприятностях и настроиться на лучшее.
Общеукрепляющий чай
листья земляники - 3 части
листья ежевики - 3 части
листья черной смородины - 3 части
зверобой - 10 частей
чабрец - 10 частей
Смешайте сушеные травы в указанной пропорции. В фарфоровом чайнике заварите 2 ст.л. смеси. Дайте настояться 7-10 минут. Пейте как обычный чай.

Фиточай для укрепления иммунитета
плоды шиповника - 1 часть
листья малины - 1 часть
листья смородины - 1 часть
листья брусники - 1 часть
В небольшую кастрюлю положите 2 ст.л. смеси, залейте 1 стаканом кипятка. Кипятите 10 минут на небольшом огне и дайте чаю охладиться в плотно закрытой посуде. Процедите. Пейте с сахаром по 1/2 стакана 2 раза в день

Успокоительный фиточай
листья земляники - 3 части
мята перечная - 2 части
плоды боярышника - 4 части
1 ст.л. смеси заварите 2 стаканами кипятка. Настаивайте в течение 30 минут. Процедите. Пейте по 2 ст.л. через каждые 3 часа.
Категория: Начальная школа | Добавил: eleusiz00 (2016-05-07) | Автор: Елеусизова Ажар Тлеугабыловна E W
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 11:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru