Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Разработка урока "Обстоятельство" 3 класс
Урок: Русский язык
Тема: « Обстоятельства».
Класс: 3 класс
Цели:
Ознакомление с второстепенным членом предложения- обстоятельством, связанном со сказуемым.

Задачи:
1. Ознакомление с второстепенным членом предложения- обстоятельством, связанном со сказуемым.
2.Развивать орфографическую зоркость, речь.
Отрабатывать умения находить в предложении грамматическую основу , второстепенные члены предложения и обстоятельства.
3.Воспитывать любовь к родному языку, расширять словарный запас обучающихся, взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Оборудование:
Карточки для работы в группах
учебник «Русский язык» (изд. Алматыкiтап),
Солнышко с лучиками для рефлексии, картинки к упражнению, вопросы обстоятельства
Презентация по ходу урока
Карточки с основными понятиями о предложении и обстоятельстве для доски

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Слайд №1
2.Мотивация урока
Слайд №2
а) приветствие:
Добрый день, дорогие ребята и гости!
Ребята, вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, поздоровайтесь, посмотрите на экран.
- В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
- Независимо, как вы произнесёте эти слова, мы желаем здоровья всем окружающим и себе.
Слайд №3
- Чего ждёте от сегодняшнего урока? (Высказывания детей)

Для того чтобы результаты урока были успешными, необходимо быть внимательным и активным. Вы готовы работать?
- Прежде, чем приступить к достижению целей, проверим теоретические знания по теме “Предложение». Проведем небольшую очередную стирку. (Вывешивается одежда из бумаги, на обратной стороне вопросы)
- Что такое предложение?
- По каким признакам мы даём характеристику предложения?
( По цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения)
- А какие они бывают? (нераспространённые и распространённые)
- Что такое нераспространенное предложение? (Предложения, имеющие только главные члены предложения)
- Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее и сказуемое)
- Что такое распространенное предложение? (предложения, включающие в себя главные и второстепенные члены предложения)
- Для чего необходимы (нужны) второстепенные члены предложения? (они поясняют главные и другие члены предложения)
- О каких второстепенных членах предложения мы с вами говорили на прошлых уроках?
-Что такое определение ?
-Что такое дополнение ?
3. Оформление работы в тетради + минутка чистописания и словарная работа
Слайд №4
1)- Откройте тетради, запишите дату, классная работа (диктуют дежурные)
Пятое апреля
Классная работа
- Какие орфограммы встретились при записи даты и слов классная работа?
-Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».
Слайд №5
2)Чистописание
1.Найдите одинаковый звук в словах:
Дым, Даша, дерево, еда.
- Какая буква обозначает этот звук на письме?
Слайд №6
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» - труба печная.
Что вы знаете об этом звуке?
3)Массаж рук.
-Похлопайте в ладоши.
-Покатайте ручку между ладонями.
-Постучите в кулачки.
-Помассируйте каждый пальчик пальчиками другой руки.
-Помассируйте тупым концом ручки подушечки пальцев.
4)Прописывание буквы и элементов.
- Для чего мы проводим минутку чистописания? (Чтобы выработать каллиграфический почерк)
- Спишите (дети пишут элементы буквы д, заглавную и строчную букву д, соединение буквы д ,с другими буквами)
Слайд №7
5)Работа со скороговоркой.
Раз-дрова, два- дрова, три дрова.
Пальцы обеих рук зажаты в кулаки на уровне груди. На каждый счет поочередно выставляются большие пальцы обеих рук, затем указательные, потом средние.
Слайд №8
6) Словарная работа.
- На каждом уроке мы с вами проводим словарную работу и это урок не исключение.
Внимание на экран:
На доске написаны слова: сл…пой, к…ртина, д…р…га, п…м…дор, в…гон, п.лынь, т…льняшка, т.пор, в.рблю., р…кета, т…традь.
- Спиши, вставьте пропущенные буквы. Проверка.(Выходит один ученик и заполняет пропущенные буквы, остальные ученики проверяют , поменяв друг с другом тетради. Выставляется оценка на полях.)
Слайд №9
- Что общего у этих слов? (сущ., ед. ч., Им.п., и т.д.)
- Чем различаются эти слова? (род, склонение)
- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти существительные? (подлежащим, т.е. главным членом предложения)
Игра: «СНЕЖНЫЙ КОМ»
- Составьте устно предложение со словом картина, где бы оно были нераспространенным. А теперь распространите его, добавляя по одному слову.( Сначала определение, затем дополнение).
Запись предложения в тетрадь , разбираем по членам предложения и по частям речи.
- А если это существительное поставить в другие падежи, то каким членом предложения станет это существительное? (второстепенным членом предложения)
- Значит, над какими членами предложения мы будем сегодня работать? (Над второстепенным членом предложения,а над каким ?Вы узнаете чуть позже.))
В словах 1, 3, 5, 7 выпиши первые слоги и прочитай, какое слово получилось (следователь) Работа с Толковым словарём Ожегова.(один ученик читает, что обозначает слово «Следователь»
У: мы сегодня с вами будем следователями. Давайте послушаем диалог Миши и волшебницы Анишит Йокоповны.
4.Постановка проблемной задачи
- Послушайте разговор наших друзей: волшебницы – Анишит Йокоповны и Миши.(Читают диалог двое детей : Варя, Катя, Сережа)
-Знаете, какие вопросы задают, когда ведут какое-нибудь расследование? – спросила Анишит Йокоповна.
- Где? Когда? Куда? Откуда? Как? – ответил Миша, большой любитель детективов.
- Правильно, Михаил! – одобрила Анишит Йокоповна. – Просто диву даёшься, как ты иной раз точно можешь ответить… Следователю нужно знать ОБСТОЯТЕЛЬСТВА дела: ГДЕ и КОГДА что-то случилось, КАК именно всё было…
Слайд 10
-Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства).
- Итак, в конце урока мы (как следователи) должны знать и уметь делать?
Знать:
• На какие вопросы отвечают обстоятельства?
• Какой частью речи выражено обстоятельство?
Уметь:
• Как подчёркивать обстоятельство?
• Находить в тексте обстоятельство.

-Вот и мы сегодня будем, как следователи: в предложениях находить второстепенные члены, которые отвечают на вопросы:
место действия (где?, куда?, откуда?)
причину действия (почему?)
цель действия (зачем?)
каким образом совершается действие (как?)
время действия (когда?)
Слайд 11
5.Заучивание предложения
Слайд 12
6.Физминутка
7 . Изучение нового материала.
8. Работа в парах.
Работа в парах.
- Напоминаю, что работа в паре должна вестись вполголоса. О завершении работы мне сигналят ваши поднятые руки.
На доске 3 предложения ( на карточке на каждой парте):
• На п…ляне ст…яла б…льшая б…рёза. 1 ряд
• Зимние птицы с…дятся на б…рёзу. 2 ряд
• С б…рёзы сл…тел яркий дятел. 3 ряд
- Найти в предложениях обстоятельства и выяснить, какой частью речи оно является.
- Чтобы выполнить это задание, как вы будете действовать? (по инструкции)
• Списать предложение
• Подчеркнуть основу предложения
• Выписать словосочетания
• Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
• Выяснить, какой частью речи является обстоятельство
2. Проверка работы в парах
На п…ляне ст…яла б…льшая б…рёза.
берёза (какая?) большая
стояла (где? на чём?) на поляне
Зимние птицы с…дятся на б…рёзу.
птицы (какие?) зимние
садятся (куда? на что?) на берёзу
С б…рёзы сл…тел яркий дятел.
дятел (какой?) яркий
слетел (откуда? с чего?) с берёзы

- Сделайте вывод, какой частью речи выражено обстоятельство? (сущ. с предлогом).
- Кто сможет сформулировать правило?
- Сравним его с правилом на с.97 и ответьте, что нового вы там ещё узнали?
(обстоятельство подчёркивается прерывистой линией с точкой)
- Подчеркните так в ваших предложениях обстоятельства.
9. Закрепление. Дифференцированная работа.
Слайд 13
1) упр. 214 (Спиши. Вставь пропущенные второстепенные члены предложения. Подчеркни их.)
Слайд 14-18
Пошла Катя поутру (куда?) в лес. Взяла она с собой (кого?)щенка. Шли они (где?) по дорожке. Вдруг (где?) на пути встретилась речка. Катя посадила (кого?)щенка (куда?) в корзину и пошла по камешкам. Она перенесла(кого?) щенка через (что?)речку. Вскоре они пришли (куда? ) в лес.
(Каринки для справок : лес, щенок, дорога, путь, корзинка, мостик)
ПРОВЕРКА:
: -Скажите, какими членами предложения являются вставленные слова? (главными или второстепенными?)
- Как вы думаете, что они называют и для чего нужны в предложении?
(Обстоятельство , поясняют главный член предложения- сказуемое)
Слайд 19
10.Составить предложение, употребив обстоятельство времени.
Слайд 20
11.Составить предложение, употребив обстоятельство места действия.
Слайд 21
12.Составить предложение, употребив обстоятельство образа действия.

Слайд 22
13. Домашнее задание с. 97 выучить правило,упр.215
Слайд 23-24
14. «Да-нетка». На кубике 6 вопросов.
-Если вы согласны с утверждениями на сторонах кубика , то говорите-да, если не согласны, говорите-нет.
- Обстоятельство –это часть речи?
-Обстоятельство отвечает на вопросы : Где? Когда? Куда? Откуда? Как?
-Обстоятельство выражено существительным с предлогом?
- Обстоятельство подчеркивается волнистой линией?
-Обстоятельство поясняет сказуемое?
- Обстоятельство времени отвечает на вопрос когда?
Слайд 25
15. Итог урока, оценки.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали. А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
-Расширились ли ваши представления об обстоятельстве?
-Выполнили мы поставленные задачи? Добились своей цели?
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?(Знакомство с второстепенным членом предложения-обстоятельством)
- А зачем мы этим занимались?
- Какой вывод мы сделали? (Обстоятельство связано со сказуемым)
- Что –нибудь было трудным на уроке сегодня ?
16.Выставление оценок.
Слайд 26
17. Рефлексия деятельности «Солнышки»
Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у нашего солнышка.
Желтый лучик – я уверен в своих знаниях.
Синий лучик– я сомневаюсь в своих знаниях, мне очень трудно.

Спасибо за урок!
Категория: Начальная школа | Добавил: abdurazakova_68 (2016-07-21) E
Просмотров: 118 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru