Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие речи на общеобразовательных уроках в коррекционном классе начальной школы
Развитие речи на общеобразовательных уроках в коррекционном классе начальной школы.
Фокина Т. Л. В своей статье «Развитие речи на уроках в начальной школе» говорила: «Развитие речи — одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей».
На уроках русского языка, литературного чтения и математики ежедневно проходит работа над развитием речи учащихся. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды деформированных текстов, упражнения со словом и словосочетанием, пересказы, работа с перфокартами, работа с числовым рядом. Так же неотъемлемой частью развития речи является работа с дидактическим и раздаточным материалом и упражнения на развитие мелкой моторики.
Каждый урок русского языка и литературного чтения начинается с проговаривания чистоговорки или скороговорки. Это упражнение способствует активизации речи детей. Все речевые разминки подобраны в соответствии с речевыми возможностями учащихся.
Перед тем, как приступить к письменным работам ребятам предлагается выполнить пальчиковую гимнастику. Для того чтобы учащиеся осознано и правильно проговаривали слова а так же правильно выполняли движения был разработан комплекс пальчиковых гимнастик на год. Таким образом, ребята заучивают одну гимнастику в неделю. В начале недели я знакомлю учащихся с текстом гимнастики, и к концу недели ребята с легкостью самостоятельно проговаривают рифмованный текст и выполняют соответствующие движения. Для пальчиковой гимнастики используются различные атрибуты: крупная фасоль, карандаш с шестью гранями, круглая ручка и другие подручные предметы.
Минутка чистописания, как на уроках русского языка, так и на уроках математики необходима учащимся не только для запоминания правильного написания элементов букв и цифр, но и для развития речи. Так как при написании цифр или букв я требую от учащихся правильного проговаривания написанного.
Еще одной необходимой частью в работе над развитием речи на уроках русского языка я считаю работу со словарными словами или картинный диктант. Данный вид работы не только обогащает и активизирует словарный запас учащихся, но и помогает детям свободно, точно и четко высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Так же работа со словарем заключается не только в написании и проговаривании слов. Задания со словами могут быть разными, в соответствии с темой урока: составить словосочетание, подобрать однокоренные слова, разобрать слово по составу, подобрать антонимы или синонимы и др.
Еще одним необходимым помощником на каждом уроке русского языка и математики является дидактический и раздаточный материал, а так же различные схемы которые помогут учащимся с легкостью составить предложение по русскому языку (схема членов предложения), разобрать слово (схемы для раздела «Состав слова»). Выучить правило и разобраться в алгоритме действий так же поможет схема. Построенная таким образом работа позволяет детям не только совершенствовать речь, но и развивает логическое мышление младших школьников.
В соответствии с темой урока русского языка или литературного чтения можно подобрать задание с деформированным текстом или словами – перевертышами (молоко – околом).
Заинтересовывает ребят и работа с пословицами на уроках литературного чтения. К.Д. Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда…есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». При работе с пословицей ребята обогащают свою речь, делая ее более правильной и грамотной. Работа с пословицей происходит перед прочтением текста. Я непременно задаю ученикам вопрос «В чем смысл данной пословицы?». Разобрав смысл пословицы ребята смогут высказать свои предположения, ответив на вопрос «Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?». Прочитав текст, я продолжаю работу с пословицей, и тогда ученики могут в полной мере дать ответ на вопрос «Действительно ли смысл прочитанного произведения соответствует нашей пословице?». Таким образом, систематическая работа над смыслом пословиц, используя различные способы их анализа, позволяет развивать и обогащать речь, мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, повысить уровень усвоения материала по теме.
Так же для детей с нарушением речи сложно передать голосом интонацию и выразительно прочитать стихотворение. Поэтому проводится работа по прочтению коротких диалогов или стихотворений, где я стараюсь добиться от учащихся грамотного прочтения с соблюдением всех интонационных норм (вопросительное предложение, восклицательное предложение, интонационные паузы).
Подводя итог, можно сделать вывод: работу над развитием речи необходимо проводить не только на коррекционных уроках, но и систематически на всех общеобразовательных уроках. Только так можно добиться от учащихся правильной, грамотной, красивой и четкой речи.
Категория: Начальная школа | Добавил: sokolova_dasha2010 (2016-11-03) E
Просмотров: 46 | Теги: Начальная школа, Класс коррекции | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru