Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Цибулько Олеся Александровна, учитель физической культуры, СОШ № 42 им. Мухтара Ауэзова.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушения процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребёнка, его отношение к школе и учению.
Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребёнка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно. [1, с. 25]
Первый год в школе — это большой стресс, как для самого первоклассника, так и для его родителей. Мамы и папы переживают, как их ребёнок, который, казалось, совсем недавно появился на свет, освоится в новом коллективе, сможет ли он высидеть целый урок и будет ли ему по зубам гранит науки.
У ребенка появляется новая социальная роль — это роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут совместно учителя и родители ребенка.
Чтобы облегчить социально-психологическую адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.
На уроках физической культуры мы практикуем задания, в которых дети знакомятся, узнают друг друга, запоминают в игровой форме. Так как детям первое время нелегко запомнить всех, ведь столько всего нового.
Адаптация первоклассников условно делится на три периода.
Есть дети, которые адаптируются в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей.
Есть дети, которым требуется 3-4 месяца для привыкания и принятия требований школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.
И третий вид адаптации, это когда дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом. [1, с. 31]
Самый важный результат оказания помощи в адаптации к школе – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний.
Необходимо, чтобы все субъекты социальной среды школа и дом, понимали и правильно подходили к своим функциям по адаптации первоклассников.
Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу.
Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.
Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания и их участие в школьной жизни ребенка. [2, с. 8]
Нарушение в процессе адаптации одного из связующего звена, сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.
Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках, при проведении которых детям разрешается двигаться, в частности на уроках физической культуры.
В течение первых двух месяцев работа направлена на развитие и совершенствование движений детей. На уроках используются различные игры и игровые ситуации, сказочные персонажи, речевки, стихотворные слоганы, дети отправляются в различные путешествия.
Домашние задания в первом классе не задаются.
В первом полугодии у первоклассников исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность учащихся направлена на то, чтобы стимулировать обучаемость в виде различной похвалы. Так же в начале года не проводятся контрольные нормативы, так как детей приходится обучать элементарным двигательным навыкам, и чтобы не снижать интерес к урокам физической культуры, не акцентировать внимание на неудачи тех детей, которые физически еще слабые.
В конце учебного года в четвертой четверти проводим контрольные нормативы, и дети уже обученные определенным двигательным навыкам уже имеют интерес к тому, как они выполняют определенное упражнение. И стараются выполнить, не бездумно, а как можно лучше.
С поступлением в первый класс, в этот сложный период, родители должны во всем поддержать своего ребенка. Поэтому, когда проводятся первые родительские собрания, я обязательно посещаю их. Помимо того, что рассказываю родителям, чем будут заниматься дети на уроках, какая спортивная форма необходима для урока физической культуры, предлагаю принять активное участие в празднике для всей семьи - «Папа, мама, я – наша дружная спортивная семья».
Особое место, занимает подготовка к этому празднику. Дети с удовольствием обучаются различным эстафетам, так как им необходимо будет правильно выполнить упражнения, чтобы родители, принимающие участие, могли успешно повторить за своими детьми. В этом празднике принимают участие дети, родители и классные руководители, а также с приветственным словом обращается к аудитории администрация. Спортивный зал наполняется духом дружбы и сотрудничества.
При подготовке к празднику каждый класс придумывает название и эмблему команды. Классные руководители организовывают родителей, и разучивают с детьми девиз команды. Так же дети с родителями готовят плакаты для поддержки духа своей команды. Помогают украшать спортивный зал.
В команде принимают участие папа, мама, мальчики и девочки, а так же «замены» папы и мамы, и замены дети, чтобы было как можно больше участников. Возглавляют команды капитаны родители. В данных соревнованиях задействованы все родители, кто судьями, кто болельщиками. А так же родители большую помощь оказывают при проведении эстафет в смене инвентаря и являются помощниками капитанов при командах. Ведущих этого праздника выбираю из старшеклассников. А для эмоционального настроя праздник проводится с музыкальным сопровождением и с приглашением танцевальной группы «Крик души». Они исполняют танцы в перерывах между эстафет. В конце праздника выступают юные гимнасты и акробаты.
Судьи оценивают: эстетический вид команд, эмблемы, девизы, активность болельщиков, слаженность и организованность команд (дети – классные руководители - родители) и выступления в спортивных эстафетах. Награждение проводится не по занятым местам, а по номинациям, все участвующие команды награждаются.
В период подготовки, организации и проведении данного праздника много узнаешь о детях нового и интересного, то, что в дальнейшем необходимо в работе с данными классами.
Таким образом, осуществляется тесное сотрудничество дети – родители – школа. Благодаря таким праздникам проходит более тесное знакомство с учителей с детьми и родителями ведет к более быстрой и успешной адаптации первоклассников.

Список использованной литературы:
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. –М.: Академия, 1998. –20-54с.
2. Г. А. Цукерман , К. Н. Поливанова: Введение в школьную жизнь.
3. Безруких М.М., Ефимов С.П. Ребенок идет в школу. –М.: Академия, 1998. –71-137с.

Источник: http://Собственное умозаключение
Категория: Начальная школа | Добавил: Lessja (2018-01-25) | Автор: Цибулько Олеся Александровна E
Просмотров: 452 | Теги: адаптация. учитель. роль., школа, первоклассник | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru