Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Конспект логопедического занятия 2 класс. «Дифференциация [Ш] [Ж]»
Тема: «Дифференциация [Ш] [Ж]»

I. Дети входят в класс.
Учитель: - Ребята! У нас на занятии сегодня присутствуют гости. Поприветствуйте их. Ребята, какое сейчас время года?
Дети: - Зима
Учитель: - По каким признакам можно определить, что сейчас зима?
Дети: - Холодно
Учитель: - Давайте потрем ладошки, пока не почувствуем тепло. Возьмитесь за руки и поделитесь своим теплом друг с другом. Что бы вы хотели пожелать друг другу на занятии?
Дети: - ____________________
Учитель: - А я хочу пожелать чтобы сегодня вы научились чему-то новому и вышли с занятия с хорошим настроением и довольные собой.

II. Дыхательная гимнастика

Учитель: - Представьте, что каждый из вас маленький волшебник. Давайте превратим этот зимний холодный лес в летний. Для этого вам необходимо сделать глубокий вдох носом и подуть на снежинки, держа щечки руками. Вместе, вдох . . . . Подули на снежинки. Еще раз вдох . . . . Подули. У вас получилось. Займите свои места. Благодаря нашему теплу лес ожил и стал летним. Каких же животных можно встретить в лесу?
Дети: - ____________________, _____________, _________________.
Учитель: - Кого еще можно встретить в лесу? Сейчас узнаем. Послушайте.
О ком идет речь?
Дети: - О змее
Учитель: - Какой звук издает змея?
Дети: - [Ш]
Учитель: - Вместе пошипим, как змея.
Дети: - [Ш]
Учитель: - Какой буквой на письме обозначается [Ш].
Дети: - Буквой ША
Учитель: - Кого же еще можно встретить в лесу? Слушаем.
О ком идет речь?
Дети: - О жуке
Учитель: - Какой звук издает жук?
Дети: - [Ж]
Учитель: - Вместе пожужжали.
Дети: - [ЖЖЖЖ]
Учитель: - Какой буквой на письме обозначается [Ж].
Дети: - Буквой ЖЕ
Учитель: - Наши гости, жук и змея, принесли тему занятия. Кто догадался что это за тема?
Дети: - Различай [Ш] и [Ж].

III. Пальчиковая гимнастика

Учитель: - Прежде чем записать тему урока в тетрадь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Не жужжу, когда лежу
Не жужжу, когда хожу
Если в воздухе кружусь
Тут же вдоволь нажужжусь

Учитель: - Какая сегодня дата?
Дети: - 15 января
Учитель: - Открыли тетради, 2 строчки вниз, на 3 рабочей строке записали: 15 ян-варя.
- _______, поставь ударение.
- _______, выдели корень.
- _______, какие безударные гласные в корне.
- _______, безударную гласную «Я» можно проверить? Значит это слово . . .
- _______, а безударную гласную «А» можно проверить?
- Подчеркните безударные гласные.
- С красной строки, с заглавной буквы записываем тему. В полголоса диктуем себе.
- Ребята, какая орфограмма встретилась в слове РАЗЛИЧАЙ? Подчеркнули.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Учитель: - Чтобы правильно и красиво говорить, какую гимнастику нужно сделать? Взяли зеркало и внимание на доску.

V. Распевка [Ш], [Ж].

Учитель: - Давайте посмотрим, как вы умеете правильно выговаривать звуки [Ш] и [Ж]. Внимание на доску.

Учитель: - Пробуем спеть вместе.
- Понравилось? Давайте похлопаем себе.

VI. Характеристика звуков [Ш] и [Ж].

Учитель: - Герои нашего занятия [Ш] и [Ж].
- Давайте определим особенности этих звуков.
- У вас на столах схемы и конверты. Положите схему перед собой. Достаньте карточки из конверта.
Учитель: - 1а) Какой буквой на письме обозначается [Ш]?
- Установите ее в схему.
- А чем отличается звук от буквы?

Учитель: - 1б) Какой буквой на письме обозначается [Ж]?
- Установите ее в схему.
- А чем отличается звук от буквы?
Учитель: - Возьмите зеркало.
Учитель: - 2а) Какое положение занимают губы при произношении [Ш]?
- В каком положении зубы?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 2б) Какое положение занимают губы при произношении [Ж]?
- В каком положении зубы?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 3а) Где находится кончик языка? Пошипим.
- Ребята, поднимите руки, чьи язычки были сверху.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 3б) Где находится кончик языка? Пожужжим.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 4а) Определим, какая воздушная струя при произнесении звука [Ш].
- Ладонь перед губами. Шипим.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 4б) Определим, какая воздушная струя при произнесении звука [Ж].
- Ладонь перед губами. Пожужжим.
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 5а) Ребята, посмотрите на схему и скажите, какую преграду встречает воз-душная струя при произнесении [Ш]?
- Значит [Ш] . . . . . . . . . .
- Как он звучит? Твердо или мягко?
- Есть ли у него мягкая пара?
- Какой вывод можно сделать?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 5б) Ребята, посмотрите на схему и скажите, какую преграду встречает воз-душная струя при произнесении [Ж]?
- Значит [Ж] . . . . . . . . . .
- Как он звучит? Твердо или мягко?
- Есть ли у него мягкая пара?
- Какой вывод можно сделать?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 6а) Определим по звонкости – глухости. Положим ладонь на горло, шипим.
- . . . . . . . . . ., что заметила?
- Обозначьте карточкой.
Учитель: - 6б) Положим ладонь на горло, жужжим.
- . . . . . . . . . ., что заметила?
- Обозначьте карточкой.

- …………….., выйди к доске и прочитай схему звука [Ш].
- …………….., выйди к доске и прочитай схему звука [Ж].

Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что общего между звуками?
- Чем отличаются?
- Обратите внимание, что при звуках [Ш] и [Ж] губы, зубы и язык - занимают одинаковое положение, отличаются только участием голоса → это звуки парные по звонкости – глухости.
- Убрали схемы в сторону.

VII. Работа со слогом

Учитель: - Ребята, жук и змейка хотят посмотреть, как вы умеете различать звуки [Ш] и [Ж].
Учитель: - Внимание на доску.
Учитель: - Что изображено? (ЖУК)
Учитель: - Сколько слогов в слове ЖУК? (с хлопками - 1)
Учитель: - Записали этот слог.
Учитель: - Что на этом изображении? (ШАРИК)
Учитель: - Сколько слогов в слове ШАРИК? (2)
Учитель: - Какой 1-ый слог? (ША)
Учитель: - Записали.
Учитель: - Что на этом изображении? (ШАРИК)
Учитель: - Сколько слогов в слове ШАРИК? (2)
Учитель: - Какой 1-ый слог? (ША)
Учитель: - Записали.
Учитель: - Что еще есть на доске? (ГРУША)
Учитель: - Сколько слогов в слове ГРУША? (2)
Учитель: - А какой слог вы здесь запишите? (Второй)
Учитель: - Записали.

Учитель: - Найдите в этих словах слоги, со звуками [Ш] и [Ж] и запишите их.
Учитель: - ____________, что у тебя получилось?

VIII. Игра «Один - много».

Учитель: - У жука и змеи есть друзья. И они хотели бы сделать им подарки. Но подарков у них мало. Давайте поможем жуку и змее сделать много подарков, чтобы хватило на всех.
1) Что изображено? (ландыш).
- Скажите, а как будет много? (Ландыши)
- Смотрите, одна буква не открылась. Ландыши – слышим «Ы», а пишем …? (И)
- ЖИ, ШИ …………. (пиши с буквой «И»).

2) Что изображено? (нож).
- А много? (ножи)
- слышим «Ы», а пишем …? (И)
- ЖИ, ШИ …………. (пиши с буквой «И»).
- Ребята, посмотрите, у нас опять не открылась одна буква. Звонкий согласный звучит глухо, если он стоит в конце слова. НОШ или НОЖ? Какое правило поможет?
- Нечетко слышится согласный, зовем скорей на помощь ……… (гласный)
- В слове НОЖ какую букву напишем в конце? (ЖЕ).

IХ. Физминутка.

Х. Оглушение звуков в середине слова

Учитель: - Жук пригласил змею в гости и решил угостить ее чаем. Во что он нальет себе чай? Давайте посмотрим. Что изображено? (кружка)
Учитель: - Вы уже знаете, что звонкий согласный звучит глухо, если за ним стоит глухой согласный? Какой звук слышим в слове «КРУЖКА»? ([Ш]).
Учитель: - А у маленького жука будет маленькая ………. (КРУЖЕЧКА).
Учитель: - Какой звук четко слышим? Какую букву напишем в слове «КРУЖКА»? (Букву ЖЕ).
Учитель: - Записали в тетрадь

Учитель: - А змее неудобно пить чай из кружки и жук дал ей другую посуду. Как вы думаете, что?
Учитель: - Молодцы ребята! Как много видов посуды вы знаете. Но это плошка! По-смотрите, это широкий сосуд с низкими краями. Но опять у нас загадка. Какой звук [Ш] или [Ж]? Позвали ласково. (ПЛОШЕЧКА)
Учитель: - Какой звук четко услышали?
Учитель: - В слове «ПЛОШКА» какую букву запишем? (Букву ША)
Учитель: - Записали в тетрадь

ХI. Работа с текстом

Учитель: - Ребята, какие герои из леса нам сегодня помогают на занятии?
Учитель: - А сейчас, я хотела бы, чтобы мы прочитали интересный текст, где появится еще один герой нашего урока.

ХII. ИТОГ.

Учитель: - Чему мы научились сегодня на занятии?
Учитель: - Чем отличаются звуки [Ш] и [Ж]?
Учитель: - Чем понравилось занятие?
Учитель: - На этом наше занятие закончилось. Мне понравилось, как вы все сегодня работали на занятии. (характеристика каждого ребенка).
Учитель: - Д/З «Соедини по точкам и раскрась».
Учитель: - Всем спасибо! Возвращайтесь в класс.
Категория: Начальная школа | Добавил: Urtanika (2018-09-11) | Автор: Урусова Татьяна E
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2018-09-20, 5:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1571]
Школьный психолог [532]
История [756]
Опыт [528]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [185]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [842]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1242]
Химия [395]
Классному руководителю [678]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1860]
Краеведение [98]
Начальная школа [4106]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [391]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1669]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [655]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1234]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [54]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru