Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Безбарьерная образовательная среда – основное организационное условие педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
КГУ «Привольная СШ»

Формирование
безбарьерной среды в условиях
общеобразовательного учреждения

Пастухова Н .В.
учитель начальных классов

2020год

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Возрос заказ общества на инклюзивное образование. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики.
Одним из приоритетов социальной политики Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» говорится, что «Основными задачами системы образования являются создание условий для развития образовательных программ и развитие творческих духовных и физических способностей личности, создание прочной основы для здорового образа жизни. В связи с этим перед обществом поставлены задачи, направленные на гармоничное развитие личности учащегося.
Всегда, особой проблемой являлось ограничение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценным образователь-ным услугам и, как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Анализ практики свидетельствует, что муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим особое социальное звучание и остроту приобретает решение проблемы социализации детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, как в условиях школы, так и в условиях семейного воспитания.
Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка.
Цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

В связи с этим поставлена задача модернизации образования в направ-лении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой
В соответствии с методическим пособием ? разработанной ?ва-рианты организации доступности объекта могут быть следующие:
«А» доступность всех зон и помещений – универсальная;
«Б» доступны специально выделенные участки и помещения;
«ДУ» доступность условная: дополнительная помощь сотрудника,
услуги на дому, дистанционно;
«ВНД» не организована доступность.
Таким образом, универсальной безбарьерной средой следует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания.
Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Цель: разобрать возможность создания условий для предоставления детям с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательном учреждении, реализующим образовательные программы общего образования.
Я поставила перед собой задачи:
1. Разработать локальные акты по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
2. Разработать модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
3. Разработать систему диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
4. Разработать систему информационного сопровождения деятельности ОПП.
Разработала стратегии и механизмы достижения цели, этапы реализации проекта. Составила рабочий план по реализации проекта. Рассмотрели возможные риски и пути их преодоления:
Возможные
трудности и риски Пути обновления деятельности школы по решению проблемы
Кадровые, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Подготовка и переподготовка кадров.
Отработка механизмов материального стимулирования участников ОПП.
Обеспечение и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
Разработка локальных актов.
Разработка программного обеспечения.
Приобретение оборудования, оргтехники, персональных компьютеров, лечебно-спортивного инвентаря.
Недостаточная компетентность родителей в вопросах развития детей с ОВЗ; сложность привлечения родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству. Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей, организация совместной деятельности.
Конкурентоспособность в социуме Реклама деятельности

Условия реализации
Мотивационные.
1) Стимулирование участников деятельности ОПП.
2) Предоставление методических дней;
3) Публикация авторских разработок.
4) Выступление на научно-практических конференциях.
Кадровые.
1) Создание рабочей группы «Реализация идей инклюзивного образования в условиях действия ГОСО РК»
2) Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям работы.
3) Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме опытной педагогической площадки.
4) Обучение трех педагогов на курсах повышения квалификации по коррекционной педагогике.
Материально-технические.
1) Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием, методическими пособиями.
2) Оснащение образовательной среды школы и приведение в соответствие с требованиями.
Финансовые.
Оплата труда участникам ОПП и привлекаемых сотрудников в рамках стимулирующего фонда.
Организационные.
1) Разработка документации по основным направлениям работы ОПП (локальные акты, программы исследования, функциональные обязанности участников эксперимента и т.д.)
2) Приглашение научного руководителя.
Нормативно-правовые.
1) Обеспечение школы федеральными, региональными, локальными документами.
Информационные.
1) Обеспечение площадки научно-методической литературой, программами 2) Распространение имеющегося педагогического опыта.
3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических разработок; обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.
Этапы реализации:
I этап: аналитико-диагностический
1) Анализ объекта ОПП, внешних и внутренних условий, определение промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.
2) Разработка системы контроля соответствующей цели инновационной деятельности.
3) Календарное планирование хода инновационной деятельности ОПП.
4) Прогнозирование результатов для объективного контроля и анализа хода инновационной деятельности.

II этап: внедренческий
1) Совершенствование организационной структуры ОПП:
 разработка локальных документов функционирования в режиме опытной педагогической площадки;
 разработка системы информационного сопровождения деятельности ОПП.
2) Изменение структуры управления и методического сопровождения общеобразовательным учреждением в условиях инновационной деятельности:
 разработка локальных актов по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
 разработка модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
 разработка системы диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
III этап: аналитический
1) Анализ результатов деятельности опытной педагогической площадки.
2) Проведение педагогического совета по итогам деятельности ОПП.
3) Сравнение планируемых результатов с полученными.
4) Ознакомление с результатами деятельности родителей, специалистов ОУ, города.
5) Проведение - обобщение опыта педагогической деятельности.
6) Создание банка данных о педагогическом опыте.
Категория: Начальная школа | Добавил: pastukhova-n (2020-05-28) | Автор: Наталья
Просмотров: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2020-09-25, 1:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1607]
Школьный психолог [547]
История [781]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1274]
Химия [405]
Классному руководителю [699]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [112]
Казахский язык и литература [1891]
Краеведение [108]
Начальная школа [4173]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1765]
Особые дети [324]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [666]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [492]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1271]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [585]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru