Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Мини-тренинг для детей первого класса:

Доценко Людмила Юрьевна, педагог –психолог,

ДОУ «Радуга» Управления дошкольных

 подразделений ООО «Уренгойгазпром»;

  На базе нашего детского сада «Радуга» Управления дошкольных подразделений ООО «Уренгойгазпром» дети имеют возможность обучаться

с первого класса по третий. Поэтому мы можем осуществлять сопровождение детей с дошкольного возраста, и в дальнейшем, проследить развитие каждого ребенка в младшем школьном возрасте, и оказать ему необходимую психологическую помощь.

Для большинства детей, приходящих в первый класс, начало школьной жизни – серьезное испытание. Особенно сложно тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника. Это застенчивые, неуверенные, гиперактивные, агрессивные, тревожные дети, нуждающиеся в поддержке взрослых.

Преодолеть школьную дезадаптацию  возможно благодаря комплексному подходу взрослых к решению этой проблемы. Поэтому педагоги детского сада и школы совместно с родителями разработали проект «Содружество».

В рамках этого проекта в детском саду организован центр оказания помощи детям с особенностями развития психоэмоциональной сферы, с применением технологии Биологической обратной связи.

Чтобы помощь детям была более эффективной, я провожу с детьми мини-тренинги, в которые включаю игры и упражнения на развитие эмоциональной регуляции поведения, предупреждение и снижение тревожности, страхов, повышение уверенности в себе. 

 Этот мини-тренинг я провожу с первоклассниками, испытывающими трудности во время адаптации  к школьному обучению для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим.

Цель работы: оказание помощи детям с особенностями психоэмоциональной сферы во время адаптации к школьному обучению, для формирования положительной самооценки и эмоциональной стабильности у детей.

Задачи:

  1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру человека;
  2. Помочь детям поделиться представлениями о себе; показать, что каждый человек – особенный, не похож на других;
  3. Развивать положительную самооценку у детей, учить говорить о своих чувствах.

            На занятии подгруппа детей может состоять из 8-10 человек. Дети могут свободно располагаться и передвигаться по группе.

Время:  тренинг длится 40 минут, проводится во второй половине дня.

Оборудование: магнитофон, музыка релаксационного характера, видеокамера, фотоаппарат.

Материалы: фотографии, ненужные журналы, детские книги, календари, иллюстрации, ватман, ножницы, клей, цветная бумага, краски, гуашь, мелки, готовые формы (круги, квадраты, треугольники, цветы).

Проводить может педагог-психолог, учитель, воспитатель.

Предварительная работа с родителями.

 Предложить родителям  помочь своему ребенку подобрать картинки, фото, иллюстрации, в которых, содержатся ответы на вопросы: на какое животное, цветок, время года он похож, какую работу будет делать, когда вырастет, что сейчас ему лучше всех удается. Объяснить помочь осознать ребенку свои способности, качества, черты характера – все то, что отличает его от других.

            Создание коллажа «Это – Я!» -  занятие, которое помогает ребенку отразить свой внутренний мир. Фантазии в коллаже пересекаются с реальностью, и каждая выбранная картинка требует детального обсуждения: «Почему?».

На занятии дети выполняют завершающую стадию – наклеивают фрагменты на лист бумаги и украшают коллаж фигурками и рисунками.

 

                                            Мини-тренинг «Это – Я!......»

 

Ход занятия:

Приветствие:

все дети берутся за руки и произносят слова: «Всем, всем – здравствуйте!»

 

Разминка:

Упражнение «Паутинка»: каждый ребенок называет свое имя, наматывает ниточку на палец и говорит: « Я – Маша! Я люблю…….!».

 

1 этап: рассказать детям, что они будут делать на занятии:

«Сегодня вы принесли с собой фото и иллюстрации, которые вам помогли подобрать взрослые. Вам предстоит сделать из этих картинок свой особый портрет-коллаж, с помощью которого мы узнаем о вас что-то новое, интересное».

2 этап: представление детям своей работы, приготовленной заранее и посвященной вам самой (учителю, воспитателю, психологу). Презентовать свою работу и рассказать кратко о себе.

3 этап: дети выбирают материал для создания коллажа: иллюстрации, фото, на которых представлено то, что, они умеют делать, то, что пока не умеют, но хотели бы научиться, то, что они чувствуют и как ведут себя в тех или иных ситуациях.

4 этап: дети вырезают изображения различной формы,  в центр приклеивают свою фотографию. Создают и  украшают свои коллажи с помощью фломастеров, маркеров, аппликации.

5 этап: можно сделать видеоряд или серию портретов участников группы, сделать 2-3 вида снимков каждого ребенка. Во время работы взрослые оказывают детям помощь: в процессе работы следить за временем, помогать отстающим.

6 этап:

Заключительное обсуждение: необходимо приготовить «Стул хвастовства». Каждый ребенок садится на «стул хвастовства», представляет коллаж и рассказывает о себе. Можно предоставить слово другим участникам мини-тренинга, чтобы они сказали приятные слова своему другу, сидящему на «стуле» или задали интересующие вопросы.

На заключительном этапе можно провести упражнение  «Я!!!».

Все дети встают в круг. Каждый участник, по очереди, выходит в круг, подпрыгивает как можно выше, произнося слово «Я!!!!», все остальные хлопают в ладоши.

            Завершая занятие, все дети берутся за руки и говорят:

                                           «Всем, всем – спасибо!»

Работы можно расположить в классе, развесить их по стенам. В дальнейшем дети могут дополнять, улучшать  коллаж по своему желанию.

Критерии оценки эффективности:

Мини–тренинг -  эта самая любимая форма работы детей.

Применение техники «коллаж» и сама тема развивает у детей способность к рефлексии. В результате такой работы дети делятся своими представлениями о себе, раскрывают свои таланты и способности, которые делают их особенными, не похожими на других.  У детей формируются: умение выражать свои чувства, навыки коммуникативного общения, повышается самооценка.

 В классе складываются доброжелательные отношения детей друг к другу.

Эта работа объединяет всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Ведь успешность каждого ребенка зависит целиком и полностью от взрослых, сопровождающих их в течение всей жизни!

           

Литература:

 

1.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

2.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.

3. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина.

4. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. /Под редакцией С.В.Кривцовой

Категория: Начальная школа | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 9295 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru