Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Обучать, Играя
№ 2, 2008 г Журнал "Учитель Алматы"

Интерактивные методы обучения, как средство формирования личности детей младшего школьного возраста.

О. Абакумова,

зам. дир по УВР ГУ СШ № 135  

В ГУ СШ № 135 Алмалинского района г. Алматы прошел  практический семинар на тему: «Интерактивные методы обучения, как средство формирования личности детей младшего школьного возраста».

На семинаре присутствовали представители ГорИПК ПКСО г. Алматы, учителя школ, в том числе, участвующие в эксперименте по апробации модели 12-летнего образования.

Руководитель центра педагогических исследований С. Р. Капалбекова  в своем выступлении раскрыла вопросы актуальности перехода на 12-летнее образование, объяснила необходимость и неизбежность реализации идеи 12-летки. Также она отметила, что предстоит провести ещё много важной подготовительной работы. Поэтому процесс постепенного перехода на 12-летнее обучение необходимо осуществить так, чтобы и педагоги, и родители осознали его необходимость, приняли на личностном уровне.          

Переход на 12-летнее образование вызывает определённую тревогу не только у родителей, но и  учителей, поскольку ребёнок пойдёт в школу с шести лет. Ради чего мы вовлекаем шестилетних детей в систему школьного образования? Насколько посилен будет для ребенка процесс обучения?

Как показывает трехлетний опыт работы школы по апробации 12-летнего образования, если педагогический процесс во всех своих компонентах не будет достаточно  полно соответствовать особенностям и возможностям шестилетних детей, то они скоро потеряют интерес и охоту учиться. Обучение шестилетних детей имеет свои особенности и сложности. Импульсивная активность ребенка побуждает и ассоциативную речь, ребёнок не в состоянии сдерживать возникшую мысль и спешит сказать обо всём, что только всплывает в его памяти. У шестилетнего ребенка наблюдается недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта.  Шестилетний ребёнок стремится к игровой деятельности. Приостановить игровую деятельность и насильно включить малыша в другую,  значит, затормозить интенсивное развитие и всестороннее раскрытие его задатков. Конечно, возникает вопрос: как же учить шестилетних детей?

В процессе обучения любому предмету наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения. Это и послужило для нас отправной точкой в создании и разработке уроков, проводимых в форме игры, которая должна быть и обучающей, и развивающей, и интеллектуальной. Вводя игровые моменты в урок, необходимо помнить, что нельзя урок превращать в игру. Если в первые месяцы работы с шестилетними детьми используется большое количество игровых элементов, т.к. требуется удержать внимание детей, то в дальнейшем игры надо вводить очень избирательно, чтобы не отвлекать детей от рабочего материала. Уже к концу второй четверти учебного года следует больше внимания и времени уделять работе с книгой и тетрадью, а игры в это время нужны только как помощь для закрепления пройденного, для снятия напряжения.

Конечно, сложные задачи возникают едва ли не каждый день. Учителю в короткий срок необходимо «выровнять» всех далеко не одинаковых по интеллекту детей, подготовить к систематическим занятиям, создать у них необходимый эмоциональный настрой. На занятиях с шестилетними детьми мы используем самые различные средства обучения, но главным из них всё-таки считаем игру – как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным и жизненно важным делом, ибо игра является частью их жизни. Играя, ребёнок познаёт мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребёнка. Он учится действовать по правилам, преодолевать трудности, планировать свою деятельность в соответствии с правилами. Игра развивает воображение и фантазию, творческие способности малышей. Она реализует отношения между детьми, развивает их чувства, укрепляет их волю. Вводя игровой приём на уроке, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Казалось бы это мелочи. Но эти мелочи могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости у маленького человека. У шестилетних детей работоспособность не велика. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости.

Ещё одним из главных средств достижения цели служит широкое и продуманное применение наглядности. При этом необходимо иметь в виду  исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, а всё остальное, несущественное, отвлекает внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пёстрым и ярким, и должен появляться только в период работы с ним.

И в заключение, мы хотели бы отметить, что уроки должны быть интересными, но не развлекательными, эффективными, а не эффектными, обучать, играя, а не просто играть – вот главные проблемы которые необходимо решать учителям первых классов, работающих с детьми шестилетнего возраста.

Категория: Начальная школа | Добавил: collegy (2008-09-12)
Просмотров: 1973 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru