Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по литературе в 4 классе на тему Х. К.Андерсен "Русалочка"
ЛИТЕРАТУРА

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка» (продолжение)
Задачи: 1. Продолжить работу над произведением, учить анализировать поступки героев;
2. Развивать умение свободно рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы;
3. Воспитывать доброту, преданность, дружеские отношения.
Методы: стратегии критического мышления – чтение с остановками, прогнозирование; словесное рисование, репродуктивный, работа в группах.
Оборудование: портрет Х. К. Андерсена, иллюстрации к сказкам, кроссворд, словарная работа – карточки.
Ход урока:

Ι. Организация класса
Долгожданный дан звонок
Вот и начался урок.
Повернитесь, посмотрите
Всем, всем, всем вы улыбнитесь.

ΙΙ. Разминка.
- Сейчас вместо пятиминутки чтения мы проведем небольшую викторину. (Викторина по сказкам Андерсена).
1. Как звали мальчика, которому в глаз и в сердце попали осколки дьявольского зеркала? /Кай. «Снежная королева»/
2. В кого превратился гадкий утенок? /лебедь. «Гадкий утенок»/
3. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? /лебеди. «Дикие лебеди»/
4. Как звали девочку, имя которой придумали благодаря ее росту? /Дюймовочка/
5. Кто был сыном старой оловянной ложки? /Оловянный солдатик/
6. Назовите сказку Андерсена, в которой собака помогает солдату стать королем. /»Огниво»/
7. В какой сказке героиня не могла уснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках? Почему? /»Принцесса на горошине», горошина/
8. Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? /25/
9. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? /из крапивы «Дикие лебеди»/
10. Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля»? / Никакую/
11. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? /Собаки «Огниво»/
12. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? /Майя/
13. Что больше всего любила Русалочка? /Слушать рассказы о людях/
14. За какой предмет была назначена цена 100 поцелуев? /»Свинопас» За трещотку»/
15. Какие драгоценные дары прислал принцессе бедный принц из сказки «Свинопас»? /Розу и соловья/

ΙΙΙ. Сообщение темы урока и проверка Д/З.
- Сегодня мы с вами продолжим работу над произведением Х. К. Андерсена «Русалочка». Но прежде чем попасть нам в подводное царство, мы должны проверить ваше домашнее задание. Приготовили вопросы? Кто у нас будет стражниками – строгими и неподкупными. Стражники не хотят вас пропускать в подводное королевство. Есть один способ попасть туда – быстро и правильно ответить на любой вопрос стражников. (Стражники задают вопросы по первой части «Русалочки» и по биографии Х. К. Андерсена, а ребята отвечают)
- Чем закончилась первая часть сказки?
- Молодцы! Путь свободен! И мы с вами оказались в подводном царстве и сейчас узнаем, что же произошло дальше с русалочкой.

ΙV. Работа по теме.
1. Словарная работа.
Полип – морское не передвигающееся животное.
Валторна – медный музыкальный инструмент, спирально согнутая труба с широким раструбом.

2. Чтение второй части «Русалочка».
- Читать мы будем вместе: Так как у нас в учебнике сказка в сокращении, то вы читаете по учебнику, а я читаю по дополнительной литературе. (До слов «…Сегодня вечером у нас во дворце бал!»)
3. Анализ прочитанного.
- Как вы думаете, почему русалочка постоянно расспрашивала бабушку о людях? (Ей была интересна их жизнь).
- Почему она так интересовалась жизнью людей? (Ей казалось, что земной мир лучше подводного).
- Как вы думаете, что произойдет с русалочкой дальше? Придумайте свое небольшое продолжение.
4. Работа в группах
Учащиеся составляют продолжение сказки, высказывают свои предположения.
- Теперь вернемся к тексту и сравним с версией писателя.
Физминутка.
Но сначала сделаем зарядку не только для тела, но и для ума.
Я показываю иллюстрации к сказкам Г.Х Андерсена, а вы называйте, к какой сказке относится эта иллюстрация. Если ответ правильный, то хлопайте в ладоши, если не верный – приседайте.
5. Чтение продолжения сказки (До слов «Но тебе будет больно…»)
- А теперь сравним вашу сказку и сказку писателя. Что общего в ваших сказках? (Высказывание групп)
- Что же подтолкнуло русалочку пойти к ведьме? (Любовь к принцу)
- Как автор описывает жилище ведьмы? (Ответы детей)
- Как вы думаете, какие чувства испытывала русалочка, когда находилась во владениях ведьмы? (В испуге остановилась, сердечко забилось от страха).
- Было ли у нее желание остановиться и вернуться назад?
- Как вы думаете, почему она этого не сделала?
- Что же может случиться дальше? Ведь вы знаете, что ведьма просто так ничего не делает и, конечно, не будет просто так помогать русалочке. (Дети работают в группе, делают сообщения).
6. Чтение сказки до конца второй части.
- Совпали ли ваши предположения?
- Какую плату запросила ведьма?
- Почему русалочка не решилась войти в отцовский дворец? (она была немая и собиралась покинуть отцовский дом).
- Как вы думаете, какие чувства она испытывала в этот момент? (Ей было больно, грустно и жалко, что придется покинуть дом, «Сердце готово было разорваться от тоски»)
- Какой эпизод вам больше всего понравился и почему?
- Какой эпизод вас заставил переживать?
- А вот что произошло дальше, вы узнаете на следующем уроке.
- Писатели выражают свои мысли, свое отношение к чему-либо, чувства словами, а художники все это выражают цветами. Вот вы в данный момент художники, каким бы цветом вы написали слово «Принц», «Русалочка», «Ведьма», «Сестры русалочки», «Бабушка».
V. Рефлексия.
- А теперь проведем итог нашей работы. Сейчас мы будем отгадывать кроссворд, находить ключевое слово. (Отгадывание кроссворда)

1 9
2
3

4
5
6
7
8

1. Кто был по профессии отец Г.Х Андерсена?
2. Андерсен прославил своими сказками свою родную страну. Какую?
3. Кто помог русалочке стать человеком?
4. Сколько дочерей было у морского царя?
5. Из чего были сделаны стены подводного царства?
6. На что обменяла русалочка помощь ведьмы?
7. Во что должна превратиться русалочка, если принц не полюбит ее и женится на другой?
8. Во сколько лет, по предсказанию бабушки, русалочкам разрешат всплывать на поверхность моря?
9. Фамилия известного сказочника, который написал такие сказки как Снежная королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик.

VΙ. Итог урока.
- А теперь капитаны групп оценят своих членов группы: кто как работал?
Д/З: Разбить сказку на части, составить план к прочитанной части, иллюстрацию одного эпизода.

Категория: Начальная школа | Добавил: olga (2009-01-18) | Автор: Карпенко Ольга E
Просмотров: 11235 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 2:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru