Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Беседы у самовара

Там, где профессионализм, там больше демократии

– Турсынбек Молдаханович, вы единственный из Казахстана недавно побывали в г. Москве, на 10-й Международной научно-практической конференции «Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика». – Да, это была очень интересная конференция. В ее работе принимали участие представители Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Таджикистана, Российской Федерации и Украины.

– А так ли это актуально сегодня – демократизация управления образования?

– Очень актуально. Уверен, и в этом я еще раз убедился в ходе конференции, что без демократизации образование развиваться просто не может.

– А что конкретно имеется в виду, когда говорят о демократизации образования? – Здесь можно выделить несколько направлений. Демократизацию управления муниципальной образовательной системой. Демократизацию управления школой. Деятельность советов школы, педагогического, ученического и родительского самоуправления.

– Довольно новое для нас явление – демократизация управления муниципальной образовательной системой. – В России уже не сомневаются, что общественность должна активно вмешиваться в жизнь школы. Там, например, практикуется создание районных общественных советов. Мы подробно ознакомились с опытом работы Южнопортового районного общественного совета по образованию г. Москвы. В общественный совет входят родительский, ученический и учительский советы. Причем не надо путать его с советом районо, который решает вопросы в административном порядке.

– Мне кажется очень важным активное участие родителей в государственно-общественном управлении образованием. Что-то не вижу я много подобных примеров в Казахстане. А тем временем то и дело появляются в прессе родительские жалобы на школы: взятки, поборы, грубое обращение с детьми, недобросовестные учителя.

 – В России родители участвуют в управлении образованием активнее, чем у нас, тем не менее на конференции говорилось о многих недостатках в этой работе. Вопрос этот и в России является наименее разработанным. Там есть очень интересный общественно-политический проект «Собрание родителей», но необходимо создать правовой механизм, чтобы он заработал.

– А если говорить об ученическом самоуправлении? Этот вопрос, как мне известно, не сходит с повестки дня десятки лет…

– В Южнопортовом районе г. Москвы ученики имеют право голоса на совете. Выступают, высказывают свое мнение. Поэтому понятно, что в школах делается многое для того, чтобы ребятам было интересно учиться, ходить в школу. В школе, которую мы посетили, каждый ученик может посещать три кружка. Здесь считается: чтобы у ребенка раскрылся талант в какой-либо области, он должен посещать несколько кружков.

– Новое, как известно, – это хорошо забытое старое. Я помню, как в детстве посещала огромное количество кружков – драматический, вышивания, журналистики, игры на аккордеоне, секцию гимнастики, баскетбола… Сегодня для детей это, увы, недоступная роскошь.

– К сожалению, это так. Но в последнее время здесь есть некоторые подвижки. Школам выделяются средства на руководство кружками. Постепенно оживляется работа в нешкольных учреждениях. Хотя для того, чтобы ребенок посещал многие кружки во Дворцах детского творчества, Домах школьников, родителям надо раскошелиться.

– Для ребенка есть прекрасная возможность воспитать в себе качества лидера, работая в ученическом совете. Я была во многих школах Алматинской области, и часто ребята рассказывали мне о том, как в школах работает ученическое самоуправление. Имеются целые школьные республики, парламенты, министерства… Мне понравилась организация этой работы в областной школе-интернате им. И. Нусупбаева, что расположена в г. Алматы. Там работает объединение «Болашак», возглавляет которое ученик школы Жансерик. В совете школьного «Болашака» – 9 комиссий: санитарная, учебная, спортивная, здорового образа жизни, юридическая и так далее. «Один из наших 6-х классов как-то стал неуправляемым, - рассказала мне завуч школы по воспитательной работе Сауле Тлеубековна. – Ребята плохо посещали занятия, шумели на уроках, нарушали дисциплину. Жансерик собрал ребят, поговорил с ними, и все наладилось. Вот такой у этого мальчика авторитет! Порою мне кажется, что я отдыхаю – все делают сами ребята». Но чаще, к сожалению, создается впечатление, что дети в школе просто играют в демократию, а на деле все важные для школы вопросы решают учителя…

– Бывает по-разному. Я бы сказал так: в наших школах есть элементы демократизации, и главную роль в ее процессе должен все же играть учитель, директор, работник народного образования. Думаю, что реформа школы у нас не идет так, как следует, потому что она чисто ведомственная. В ней не задействованы в полной мере родительская общественность, ученики, акиматы.

– К сожалению, не всегда позитивную роль в демократизации образования играют у нас органы образования. Вспоминаю слова знаменитого педагога Шалвы Амонашвили: «Не было случая, чтобы учитель написал письмо инспектору: Дорогой инспектор! Я так соскучился по твоим ценным советам, приезжай быстрее в нашу школу». Во время проверок комиссиям дается указание искать негатив, даже если школа работает прекрасно и ее надо только похвалить. Не отыскал негатив – вроде как твоя проверка не состоялась. Конечно, у многих директоров школ полно недостатков, их надо искать, за самые серьезные строго наказывать, но и лучших из них поощрять за достижения тоже надо».

– К сожалению, чиновник, заняв должность в отделе, управлении, департаменте образования, забывает о демократии. Он сразу чувствует себя большим начальником и начинает диктовать директору школы, учителям, как учить детей. Что делать? Если бы с этой тенденцией бороться было просто, не созывали бы, наверное, в Москве конференцию. Что касается школы, то демократия имеется в тех из них, где сильный учитель, директор школы. Я в этом глубоко уверен. К сожалению, на сегодняшний день в нашей Алматинской области половина учителей – заочники. Причем это не те заочники, что были раньше. Ученик же сегодня получает знания с помощью компьютера, телевидения, газет. Он очень информирован, и учитель никак не должен отставать в этом от своих учеников. Он должен ежедневно повышать уровень своих знаний.

– После учебы в университете я поехала в сельскую школу, кстати, в село Жанашар Алматинской области. Отработала там два года и считаю это время лучшим временем в своей жизни.

– Я уверен: нынешний студент должен знать, что когда он окончит вуз, он обязательно должен идти преподавать в школу, а не пристраиваться туда, где светлее, теплее и денежнее. Если бы определенное количество грантов имели сельские районные отделы образования, школы посылали в педагогические вузы учиться своих выпускников (с условием, что они обязательно в них вернутся), то такой грустной ситуации с сельскими учителями не было бы. Я глубоко убежден: чем больше профессионализма, больше знаний, тем больше демократизма. Тот же директор школы, которому профессионализма не хватает, начинает давить на своих учителей, принимать решения единолично, а если он еще и нечист на руку, то тогда, как говорят философы, гасите свечи. В образование, в том числе его демократизацию, должны вносить вклад и казахстанские ученые. Они не должны оставаться в тени. Пока же наши ученые больше сосредоточились на написании учебников. – Не всегда, как мы знаем, интересных и умных…

– В наших педагогических вузах нет кафедр по управлению школами. Директора зачастую остаются в этом отношении безграмотными, поэтому каждый и воротит, что может. Хорошо еще, если директор школы умный, честный и талантливый и сам до всего дойдет.

– Ну а если вернуться к вопросам демократизации образования?

– В резолюции, которая вышла по итогам конференции, указывается много причин, почему демократия не развивается. Это почти полное отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы демократизации управления образовательными учреждениями. Слабая разработанность научных основ демократизации управления образованием. Отсутствие финансирования органов общественного управления образованием. Авторитарность значительной части управленческих кадров. Противоречия между сложившимся ранее мнением о монопольной роли государства в управлении образованием и нынешним. Думаю, что все эти недостатки относятся и к нашей стране. – Тем не менее хочется надеяться, что наша система образования преодолеет временные трудности и станет лучшей в мире, как это было раньше.

Л.Мананникова.

Категория: Беседы у самовара | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 1993 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 4:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru