Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

Почему культура Древней Греции и Древнего Рима вошла в историю как классика?
Художественное наследие Древней Греции, сыгравшее выдающуюся роль в развитии мирового искусства, вошло в историю под названием «античного искусства».

Этот термин происходит от латинского слова «антиквус», что означает «древний». Впервые он появился в XV веке, когда в Италии в борьбе с традицией средневековья утверждалась новая, пронизанная верой в красоту и ценность человека культура эпохи Возрождения. Ее создатели отвергали современное им искусство европейской готики и в поисках источника вдохновения обращались к далекому прошлому – творениям зодчих, скульпторов и художников Древней Греции и Древнего Рима.

В VIII-VI веках до н.э. на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережья Малой Азии возникли многочисленные полисы – города-государства Древней Эллады. Смелые купцы и мореходы, бороздившие воды Средиземного и Черного морей, основали на их берегах почти 150 городов-колоний. Постоянные войны и опасность восстаний рабов делали главной обязанностью гражданина защиту своего города. Образ доблестного воина воспевали эллинские поэты. Суровые тяготы походов и огромный вес доспехов требовали большой физической силы и выносливости. Эти качества греки воспитывали постоянными занятиями атлетикой, которые начинались с детских лет и не прекращались до глубокой старости.

Гимнастические упражнения и пентатлон – пятиборье, включающее бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а также борьбу, развивали крепость тела и стойкость духа. Расцвету атлетики способствовали и состязания. Среди них центральное место занимали знаменитые игры в Олимпии, куда собирались лучшие греческие атлеты. Победители игр – олимпионики – пользовались славой и уважением, их считали равными бессмертным богам.

Атлеты выступали на состязаниях обнаженными, и зрителей это не смущало. Глядя на могучих юношей с тренированным телом и крепкими мускулами, зрители испытывали благородную зависть и сами стремились стать такими же сильными, пропорционально сложенными, ловкими. Сама жизнь формировала в сознании греков представление о прекрасном человеке, в котором физическая сила и духовная красота слиты воедино. Скульпторы и художники Древней Греции постоянно видели нагих атлетов, любовались их гармонически развитым телом, изучали пластику движении и стремились воплотить в своих произведениях образ идеального человека, мужественного воина и доблестного гражданина, который стал бы предметом восхищения и образцом для подражания.

С наибольшей яркостью этот идеал выразили греческие мастера, работавшие в V-IV веках до н.э., в эпоху расцвета науки, культуры и искусства Древней Эллады. Недаром последующие поколения считали памятники архитектуры, скульптуры и живописи, созданные в эти столетия, непревзойденными шедеврами, называли их образцовыми или классическими.
 
Театр в Эпидавро
Героический характер искусства V века до н.э., когда греческие города в упорной борьбе одержали победу над полчищами завоевателей-персов, выразился в монументальных, окруженных колоннами храмах и в статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина стало главной задачей, которую решала греческая скульптура эпохи классики. В творческом воображении эллинских мастеров типически обобщенный образ совершенного человека был связан, прежде всего, с обликом юноши-атлета.

Чертами этого идеала отмечена замечательная бронзовая фигура возничего, который стоит на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Исполненная около 470 года до н.э., посвященная богу света и искусств Аполлону, скульптура прославляет победу правителя сицилийского города Гелы на конных состязаниях в Дельфах. Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает колонну греческого храма. Сходство усиливают ниспадающие складки хитона, напоминающие желобки-каннелюры дорической колонны. Мастер искусно передал вьющиеся волосы, стянутые победной повязкой. Удивительную живость придают лицу атлета глаза, сделанные из цветного камня. Спокойный выразительный взгляд и благородная соразмерность черт лица рождают чувство светлой и радостной гармонии.

Умение показать человеческую фигуру в естественном и непринужденном движении стало одним из величайших достижений скульптуры. В полной мере это мастерство проявилось в бронзовой статуе бога Посейдона, найденной на дне моря у мыса Артемисион. Владыка морской стихии с телом могучего атлета бросает трезубец в невидимого противника. Его фигура двухметровой высоты поражает безупречной красотой силуэта. Величественный размах рук и упругий сильный шаг передают властный порыв разгневанного бога. С изумительным мастерством скульптор показал живую игру напряженных мускулов. Скользящие блики на зеленовато-золотистой от времени поверхности бронзы выявляют хрупкую лепку форм. Лицо Посейдона привлекает мужественной простотой и волевой устремленностью.

Мастера греческой классики в полной мере овладели приемами реалистического изображения человеческой фигуры в рельефе. К шедеврам эллинской скульптуры можно отнести мраморный рельеф, принесенный в дар богине Афине, которая представлена юной девушкой. Ее поза отличается изяществом и грацией. Афина опирается на копье, ее голову венчает высокий коринфский шлем, спокойный ритм складок одежды подчеркивает стройность фигуры. Прекрасные черты лица и поза богини передают состояние задумчивости, оттеняющей поэтическую одухотворенность и нравственную чистоту образа
 
В VI-V веках до н.э. величайшего совершенства достигло искусство художников, украшавших глиняные вазы. В Афинах, крупнейшем экономическом, политическом и культурном центре Древней Греции, существовал целый ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды расписывались густым черным лаком, секрет которого неизвестен до сих пор. Рисунки на вазах исполнялись в черно-фигурной технике. Изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был афинянин Эксекий, чье творчество относится к середине VI века до н.э. Свои вазы он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал».

Одно из его лучших его произведений – килик, чаша для вина, на дне которой запечатлен эпизод легенды о боге вина и веселья Дионисе. По преданию, однажды его похитили пираты и собирались продать в рабство. Когда корабль вышел в открытое море, по палубе заструилось вино, темно-зеленый плющ обвил мачту, появились хищные звери – постоянные спутники Диониса. Разбойники стали в ужасе прыгать с корабля и, не долетая до воды, превращались в дельфинов.

Искусство античного мира вдохновляло поэтов и композиторов, писателей и живописцев всех стран Европы в течение нескольких столетий. Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность античного искусства и в наши дни.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29014/

Категория: Мировая художественная культура | Добавил: collegy (2009-11-04)
Просмотров: 1550 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru