Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

Саврасов вернулся
Дмитрий ШЕВАРОВ,
газета "1 сентября" 

Не чудо ли: мы открываем художника, чьи картины знакомы нам с пеленок

«Земля ведь рай – и жизнь тайна…»

А.К. Саврасов

В декабре минувшего года в Москве открылась выставка Саврасова. И вот уже третий месяц в Инженерном корпусе Третьяковки не протолкнуться. Внизу, где торгуют альбомами и открытками, то и дело слышится: «Саврасова разобрали…» Сотни, тысячи людей приходят каждый день, чтобы увидеть, как грачи прилетели в село Молвитино, как Волга разлилась под Ярославлем, как радуга встает над селом, как туча вот-вот уйдет и солнце преобразит пустынный проселок с тревожными ветлами…
Некоторые приходят и во второй, и в третий раз, хотя билеты на выставку не назовешь дешевыми. Рецензенты в газетах гадают о причинах «саврасовского бума» в Москве. Версии высказываются самые экстравагантные: от медицинских (зимняя депрессия) до экономических (рост цен на работы русских мастеров ХIХ века на зарубежных аукционах). Напоминают и о политическом моменте – мол, если последняя большая выставка Саврасова была при Сталине, в 1947 году, то и сейчас такая экспозиция – верная примета того, что вот-вот начнут сажать космополитов.
Но если заглянуть в книгу отзывов, что по старинному обычаю лежит на выставке, то откроется целое море ответов на вопрос, почему люди идут и идут к Саврасову. Тут у каждого – своя особенная причина, свой порыв любви или своя затаенная боль. О многом можно лишь догадываться по этим записям. Всего ведь в общей тетради не выскажешь, да и есть в притяжении к Саврасову что-то такое, чего и высказать невозможно.
Тут и детская жалость к мокрым вербам, и память о первой любви, нахлынувшей вместе с сырым мартовским ветром, и воспоминание об одиноких вечерах в районной гостинице, где убогий быт скрашивала копия саврасовской картины на стене. Как в стихах у Алексея Решетова:

Ты только что встал на постой,
Прилег на казенной постели.
Приходит Саврасов седой,
Грачи, говорит, прилетели…

Прекрасна эта книга – книга отзывов на выставке Саврасова. На месте сотрудников галереи я издал бы ее как роман. Роман о всех, кто был на выставке и кто не был, и о тех, кто может посетить эту выставку лишь в мечтах, листая послевоенный альбом с репродукциями.
«Были. Причастились. Ушли просветленные…»
Анна из Петербурга: «Открыла для себя нового Саврасова. Как нужна нам красота в этой жестокой жизни…»
Студенты МГУ: «В изумлении полном уходим, чтобы вернуться. Оказывается, Саврасов – это не только “Грачи прилетели”.
Таймураз из Южной Осетии: «Подольше не закрывайте эту выставку, пока ее не посетят все жители бывшего СССР! Она необходима как воздух!»
Андрей из Москвы: «…Что мы видим? Русь серую, убогую, тихую, печальную, застенчивую – ту, что презирали и старались уничтожить. Прошли годы и столетия. И что? Эта Русь удивительно жива; трогательная, она хватает за сердце и вызывает бурю чувств, воспоминаний и умиления…»
Вера и Людмила из Пскова: «Мы уходим с выставки, унося с собой частичку внутреннего свечения, которое открылось нам, наблюдая картины Саврасова. Картины – продолжения тебя самого…»
Школьники из Нижнего Тагила: «Открыли для себя совершенно нового удивительного художника – незнакомого, но очень близкого и родного…»
Геологи из Красноярска: «Картины Саврасова перевернули наши души, хочется часами любоваться на них и думать, думать…»
Второклассница Илона из Звенигорода: «Дорогой Алексей Кондратьевич! Мне очень понравились работы твои. Особенно «Грачи прилетели» и «Лес в инее». Огромное спасибо. Я еще приду!»

Сухарева башня в Москве. 1872.

…Возвращаясь с выставки Саврасова, я почему-то вспомнил один давний фильм, он до сих пор мне нравится – «Сто дней после детства». Там вожатый в пионерлагере показывает вечером ребятам слайд с леонардовской Джокондой. Вожатый просит их подумать над загадкой этой картины, а ребята говорят: ну какая тут загадка, сидит себе женщина да смотрит, да немного улыбается. Ничего загадочного. А вожатый все убеждает подростков: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды…
Когда я в юности смотрел этот фильм, то благоразумно был на стороне вожатого. Ну как не считаться с тем, что общепринято. А теперь мне вдруг подумалось, что ребята правы. Они сидели на скамейках, еще теплых от недавно погасшего летнего дня. Над ними были звезды, цикады вокруг звенели, прохладой веяло с реки. Вокруг все было исполнено истинными, вселенскими тайнами, а их мучили Джокондой! (Сегодня, наверное, их мучили бы «Черным квадратом» К.Малевича.)
Как хорошо, что Саврасовым никого никогда не мучили. Даже когда мы писали сочинения в школе, учителя не говорили о символах и подтекстах и не требовали от нас что-то разгадывать. Они просто прикрепляли репродукцию картины Саврасова повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорили: «Напишите про весну…» И мы писали, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова.
Правда, не было за нашим школьным окном храма с колоколенкой, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским. Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в апреле, когда грачи прилетают.
Вот вам и загадка, над которой можно размышлять до самого звонка на перемену. А можно и всю жизнь вспоминать с радостью о том, что есть, непременно есть какая-то связь между грачами и трамваями.
Та репродукция, которую доставала откуда-то из глубины шкафа наша учительница литературы Капитолина Михайловна Толмачева, была наклеена на картон. Он потемнел от времени, и оттого сквозь саврасовскую весну проступала поздняя осень. Теперь мне даже непонятно, каким чудом эта бедная, пожухлая на углах репродукция производила на нас такое же впечатление, как если бы мы перенеслись в Третьяковскую галерею. (Вот еще одна тайна!)
Это сейчас я увидел, что репродукции Саврасова, даже самые качественные, доносят лишь эхо оригинала. Особенно трудно им передать саврасовские дали. А эти дали, просторы, полные воды, неба, воздуха... Саврасов почти не писал закрытых пространств – дворов, улиц, тем более – интерьеров. Его картины как вздох странника. Так и слышишь голос Алексея Кондратьевича, обращенный к ученикам: «Что вы тут сидите в духоте? Ступайте в природу. Уж распустился дуб… В Сокольниках фиалки цветут, а вы…»

Он был профессором в Училище живописи, ваяния и зодчества, но учил он странно – никого не наставлял, не ругал, не поправлял. Один из его любимейших учеников, Константин Коровин, вспоминал: «Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился, говорил застенчиво и робко, как-то не сразу…»
Если другие профессора заставляли своих воспитанников целыми днями копировать старых мастеров, рисовать гипсовые головы и натурщиков, то Алексей Кондратьевич, наоборот, гнал учеников из натурных классов и хлопотал лишь о том, чтобы у каждого были добротные высокие сапоги для хождений по весенним перелескам. Разглядывая этюды, он говорил: «А вот тут замучено, старался очень – не надо стараться…»
Его спрашивали: «А как же писать, с чего начинать?»
«Не знаю, – опустив глаза, говорил Алексей Кондратьевич. – Нужно любить… Знайте веру, надежду и любовь – остальное приложится…»

Из саврасовской мастерской были видны сокольнический парк, церковь Фрола и Лавра, а далеко на горизонте лежал синий лес. Отсюда, из этой скромной мастерской, выйдет весь ранний русский импрессионизм, великий Левитан и блистательный Коровин. Но тогда они были мальчишками и не в силах были защитить своего профессора. Алексея Кондратьевича за нарушение распорядка и методики преподавания лишили звания, должности, казенной квартиры. Это несчастье совпало с трагедиями в семье. Саврасов остался совсем один.
Дельцы от искусства пользовались безвыходным положением Алексея Кондратьевича и платили ему за картины гроши, а иногда и вовсе расплачивались бутылкой водки. Только вера и смирение удерживали художника от самоубийства.
Встретив однажды на улице Коровина, он сказал: «Костенька, не сердись – болен я. Я приду к вам, когда поправлюсь. Вот довели меня, довели… Пойми, я полюбил, полюбил горе… Пойми – полюбил унижение… Пойми. Я приду. Прощай. Не провожай меня…»

Саврасов умер в земской больнице под Москвой 26 ноября 1897 года. Из училища, где он преподавал столько лет, на похоронах был лишь отставной солдат Плаксин, служивший в училище сначала сторожем, а потом швейцаром. В те дни ударили морозы, и Плаксин вспоминал, как таким же зимним утром в училище хлопали двери и на пороге появлялся Алексей Кондратьевич – в башлыке, с заиндевевшей бородой и усами. Плаксин ставил самовар, а Саврасов потирал свои большие озябшие руки: «Да-да, зима… Как сады покрылись инеем! У меня из окна виден забор и около – бузина, тоже в инее. И колодец заледенел. Какие формы!.. Я и в Швейцарии был, и в Италии. В Италии, конечно, небо прекрасно. А у нас разве нет неба?.. Ты пойми его, полюби. Тут оно и откроется…»

Категория: Мировая художественная культура | Добавил: collegy (2007-04-18)
Просмотров: 2358 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru