Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Оценивание для обучения и оценивание обучения
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Проблема оценивания учеников всегда вызывала очень много вопросов у учителей. Не раз ставился вопрос о несовершенстве пятибалльной системы. Очень часто слышно выражение: «Оценка не показатель знаний учащихся, а просто формальность». Как же оценивать учащихся?
Традиционная «отметочная» система имеет ряд проблем, в связи с тем что:
- общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;
- затрудняет индивидуализацию обучения;
- является малоинформативной;
- часто имеет «травмирующий» характер;
- среди учителей распространена практика оценивания объема и формы выполненной работы, а не качество достижений учащихся;
- акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам. («Оценивание учебных достижений учащихся» Методическое руководство стр.4)
Очень часто путают понятия: оценивание, оценка и отметка, а многие считают, что это одно и то же. Конечно, необходимо уяснить, что слова звучат практически одинаково, но смысл в корне отличается.
Оценивание – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования. Оценка – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом. («Оценивание учебных достижений учащихся» Методическое руководство стр.7)
Как же определить уровень обучености учащихся, какие формы оценивания применить? В решении данной проблемы поможет модуль Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Как говорит Александер (2001): «Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
Для того, чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным.
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное. («Оценивание учебных достижений учащихся», Методическое руководство стр.7)
После прохождения курсов повышения квалификации предо мной стал следующий вопрос: как работает оценивание на уроках географии, какие формы оценивания можно будет применить, как повысить мотивацию учащихся через обратную связь?
Оценивание помогает отследить развитие ученика в процессе обучения, и разработать план для дальнейшей деятельности учителя.
Одна из форм оценивания - самооценивание. Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Другими словами, при самооценке учащиеся размышляют о своих собственных знаниях. Выполнив задания, учащиеся оценивают себя по критериям и образцу. Каждый из учащихся после выполнения задания сравнивает свою работу с правильным ответом и оценивает ее по критериям. В ходе такой работы школьники учатся быть объективными по отношению к своим знаниям.
На уроках можно использовать оценивание в парах и взаимооценивание.
Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. («Оценивание учебных достижений учащихся» методическое руководство стр.49)
Данная форма оценивания может быть использована для оценивания различных заданий. Учащиеся, выполнив задание в парах, могут оценить друг друга с помощью стратегии «Светофор». Если все понял по заданию и правильно ответил - зеленый цвет, если есть замечания - желтый цвет, ничего не сделал и не понял - красный цвет. При оценивании друг друга в парах дети учатся, прежде всего, совместно работать, сравнивать ответы других учащихся с общими ответами в классе и со своими собственными ответами, корректировать свои ответы. Таким образом, учащиеся усваивают и закрепляют пройденный материал. Оценивание в парах можно проводить и по критериям, в ходе работы учащиеся учатся разрабатывать критерии оценивания и проводить по ним оценивание.
На оценивание по критериям хотелось бы обратить особое внимание. Все виды оценивания предполагают использование тщательно разработанных критериев для оценивания работ учащихся. Когда ученики знают критерии, на которые необходимо ориентироваться, они понимают, что от них ожидают, ставят перед собой цель, к которой им необходимо стремиться, разрабатывают стратегии, как этого можно достичь. Критерии могут быть разработаны учителями, учениками и совместно учитель - ученик. Если критерии разработаны учениками, работа проходит более эффективно, так как при разработке критериев, учащиеся, прежде всего, ориентируются на свои возможности.
Оценивание групповой работы отличается от оценивания в парах и самооценивания, так как в группе можно проводить оценивание работы всей группы и оценивание каждого из ее участников в зависимости от задания. При оценивании групповых работ можно использовать следующие виды оценивания: «голосование точками», «голосование стикерами» и др. В процессе оценивания учащиеся учатся сотрудничать в группе, определять важность совместной работы. Также можно провести оценивание в группах по критериям.
Форма оценивания достижений учащихся может быть и в виде тестовых заданий. Учебные задачи и вопросы при формативном оценивании охватывают практически все уровни мышления. Поэтому тесты должны содержать вопросы и задания для оценивания всех уровней мышления, особенно высшего порядка. Безусловно, составления вопросов и задач на основе таксономии учебных целей Блума, особенно
отражения мышления высшего порядка, требуют соответствующих навыков. Такие тесты также нуждаются в особом подходе анализа и выводов.
Учащиеся, ответив на вопросы теста, могут увидеть свои пробелы при изучении новой темы.
На уроке учитель может использовать похвалу учащихся для повышения мотивации.
Некоторые работы, такие как «Эссе» и др., можно оценивать при помощи стратегии «Две звезды». В процессе оценивания ученики указывают два момента, которые понравились больше всего и озвучивают пожелание по улучшению работы, если оно есть.
На уроках учителем и учащимися должно использоваться формативное оценивание, которое дает возможность учащимся увидеть свои ошибки, позволит исправить недочеты и улучшить свое обучение.
В процессе разработки уроков необходимо применять и суммативное оценивание учащихся, например: «Простой тест», оценивание практической работы на контурной карте, проверка домашнего задания. Перед выполнением данных заданий оговариваются критерии оценивания, и тогда при выставлении оценок не возникает никаких разногласий и недопонимания с учащимися.
В ходе самих уроков школьники учатся разрабатывать критерии оценивания, оценивать по критериям, оценивать, используя различные стратегии, комментировать свое оценивание в устной и письменной форме. Учащиеся понимают, для чего необходимо критериальное оценивание, в чем заключается его смысл. Сами по себе отпадают вопросы об оценках: «почему у Кати пять, а у меня четыре». Учащиеся оценивают работу в группах, так как вместе, сообща можно решить любую проблему, как говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше». Также оценивают важность вклада каждого участника в групповую работу, потому что от этого зависит оценивание всей группы.
Оценивание для обучения, которое помогает учащимся развиваться, должно идти параллельно с оцениванием обучения, которое используется для контроля обученности учащихся. Они дополняют друг друга и в комплексе дают полную оценку развитию учащегося.
В своей дальнейшей деятельности я планирую использовать различные виды оценивания, которые помогут учащимся достигнуть «вершины знаний». В будущем необходимо взять на вооружение работу внутри «черного ящика», которая включает в себя эффективную постановку вопросов, обсуждение критериев вместе с учениками, обеспечение обратной связи, оценивание одноклассниками и самооценивание. В этой работе отражены все процессы взаимодействия для успешного развития и обучения детей. Лишь тот, кто учится, способен научиться, и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. («Руководство для учителя» стр. 163)
Использованная литература:
[1] «Развитие формирующего оценивания учебных достижений учащихся». Материал портала. Неделя 3, день 3.
[2] Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
[3] Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
[4] Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
[5] Alexander, R. (2001) Cultureandpedagogy [Культура и педагогика].Wiley-Blackwell.
[6] «От формативного оценивания к эффективным результатам тестов». Материал портала. Неделя 3, день 3.
[7] Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
Учебный курс
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: svetik8427 (2015-01-25) | Автор: Попова Светлана Леонидовна E
Просмотров: 2033 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru