Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Эффективное обучение по русскому языку и литературе на основе программы семи модулей
Кудрявцева Елена Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Школа-гимназия№38»
Г. Усть-Каменогорск
Эффективное обучение по русскому языку и литературе
на основе программы семи модулей

У каждого человека есть свой нереализованный потенциал. Имеющийся у меня потенциал подталкивает к творческому поиску в своей педагогической деятельности, где он мог бы реализоваться полностью.
Закончив курсы по Кембриджской программе, я поняла: мне не хватало в практике работы интерактива и критического мышления. Стала в своей деятельности применять новый конструктивистский подход к обучению учащихся, изменила свои убеждения и ценности [1 стр.111]. Теперь мои убеждения заключаются в усовершенствовании процесса обучения учащихся и принятии идей Программы, внедрении 7 модулей в дальнейшей практике преподавания и обучения. После окончания курсов я стала уделять большое внимание на постановку развивающих целей через среднесрочное и краткосрочное планирование, это дает мне прогнозирование результатов учащихся; по-новому планирую уроки, продумывая модули и стратегии, с выходом на результат; стараюсь создать условия коллаборативной среды в школе и в преподаваемых классах, в работе администрацией школы, с учителями-предметниками, родителями. Организация коллаборативной среды, чёткая структура этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на ответы учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ИКТ – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся. Все используемые модули и стратегии положительно влияют на мотивацию как сильных, так и слабых учащихся.
На практике я использую все семь модулей Программы: Новые подходы к преподаванию и обучению, Обучение критическому мышлению, Обучение талантливых и одаренных учеников, Управление и лидерство, Оценивание для обучения и оценивание обучения, Информационно-коммуникационные технологии, Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Цель моего преподавания и обучения состоит в том, чтобы учащиеся глубоко понимали мои предметы – русский язык и литературу, научились самостоятельно использовать и применять знания как на уроке, так и вне урока, уметь находить информацию и выделять из нее самое важное, трансформировать ее в схемы, таблицы, алгоритмы. Я пришла к выводу, что нужно обращать больше внимания на то, как подать данный материал учащимся, чтобы их заинтересовать, мотивировать их деятельность, научить самостоятельно приобретать и перерабатывать знания, донести свою мысль до одноклассников. Ребята с интересом идут на уроки, научились ставить цели урока, определять, к какому результату они должны прийти в конце урока. В этом помогают им стратегии критического мышления: таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал», метод «Моя цель и мой результат». Новые методические приемы и стратегии ориентируются на создание условий для развития каждого ученика на каждом этапе урока. Учащимся интересно работать с «Креативной матрицей», ассоциативной картой, техникой драмы, «Картой памяти», «Пирамидой приоритетов», «Ромашкой Блума» и т.д [2]. На таких уроках всегда творческая атмосфера, учащиеся в группах или парах обсуждают идеи, мыслят, проявляют фантазию, воображение, ищут новые способы и подходы при решении заданий, учатся оценивать свои знания, работу в группе, а также оценивают достижения одноклассников. Чтобы определить, на каком этапе обучения находятся учащиеся, мне помогает таблица Блума [3]. На уроках русского языка я составляю систему упражнений для каждого уровня познавательной деятельности, с учетом последовательности формирования умений и навыков. Например, по теме «Деепричастие» в 7 классе на уровне «знания» - упражнения на формирование знаний по теме «Глагол» и «Наречие», здесь можно использовать стратегию «Диаграмма Венна» - схематичное сопоставление частей речи – признаков глагола и наречия для формирования понятия «деепричастия»; «понимание» - упражнения на умение выделять деепричастие в тексте по виду и суффиксам, умение структурировать текстовую информацию в схему или таблицу. Например, составить таблицу суффиксов деепричастий со своими примерами. «Применение» - умение осознать содержание информации, выполнять синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом, находить дополнительную информацию, делать выводы. «Анализ» – упражнения на умение анализировать структуру и логику аргументации; оценивать ее надежность, точность, обобщать информацию из разных источников. Здесь я использую цифровой диктант: из набора 20 предложений выявить предложения с одиночными деепричастиями и с деепричастными оборотами. Интересна и методика «Денотатный граф» - выделение ключевого слова, выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак, затем подбор деепричастий к ним из художественного текста. На этапе «синтез» – упражнения на установление причинно-следственных связей, умение различать и сопоставлять различные точки зрения, конструировать предложения, строить схемы, составлять тексты с деепричастиями и деепричастными оборотами. На уровне «оценка» - упражнения на умение оценить, соответствует ли информация исследуемой проблеме, и определить, нужна ли дополнительная информация. В этом мне помогают методы «Верно - неверно», «Сила, слабость, возможность, угрозы». Все этапы работы по таблице Блума взаимосвязаны и могут быть использованы в качестве алгоритма при обучении работе с информацией, необходимой для решения проблемных задач, для формирования интеллектуальных умений критического мышления [4 стр.76].
На уроках литературы я стала чаще использовать метод проблемного вопроса или проблемной ситуации. Решение одного проблемного вопроса дает возможность провести учащимся самостоятельное исследование по всей теме, и в ходе поиска решений учащиеся самостоятельно приобретают знания. Через исследовательскую деятельность они учатся формулировать вопросы, определять проблему, гипотезу, привлекают дополнительную информацию из научных и литературных источников, из Интернета. Например, в 8 классе по литературе по произведению Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» [5] учащиеся исследовали проблему «Превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии во Франции XVII века». Учащиеся находили дополнительный материал по расцвету классицизма во Франции, о начале новых отношений между социальными группами людей, о роли буржуазии во французском обществе. Всю информацию переложили на комедию Мольера, сопоставили с героями. Учащиеся пополнили свои знания как по литературе, так и по истории, сопоставили ситуации из комедии со своим жизненным опытом: что читали и видели в фильмах, в жизни. На уроке по изучению поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» [6] в 8 классе исследовали разные общественные уклады и разные характеры через внутренние противоречия героев. Учащиеся нашли материал о такой нации как цыгане, определили их жизненные ценности. При работе в группах нашли ответ на вопрос «Почему светская жизнь несовместима с цыганской?», дали сопоставительную характеристику светскому и цыганскому укладу жизни и вышли на конфликт героев. Раскрыли понятия «эгоизм», «свобода», дали свою оценку поступкам героев. На таких уроках учащиеся учатся формулировать проблему, находить свои способы решения проблем, умеют находить дополнительную информацию, выделять главное, аргументировать ответы, делать выводы – это и есть цель проблемного обучения, обучение критическому мышлению, средство обучения учащихся в группе, сотрудничества в коллективе. В процессе работы учащиеся обмениваются знаниями, опытом, идеями, полученной информацией, приходят к совместному решению - так я использую принципы личностно-ориентированного подхода.
Свой первый опыт работы по Кембрижским курсам я представила на открытом уроке в режиме On-line на сайте www sabak.kz комната «oscemen» по теме «О-Ё после шипящих в наречиях» по русскому языку в 7 классе, получила положительные отзывы коллег. В процессе работы приглашаю на свои уроки учителей, чтобы поделиться своим опытом работы, посещаю уроки учителей, прошедших Кембриджские курсы, чтобы взять для себя что-то новое, выявить наиболее продуктивные методы работы. Свое преподавание я позиционирую со своей темой опытно-экспериментальной работы «Развитие субъектов образовательного процесса через формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы», которая отражает идеи работы учителей города по поисковой теме «Совершенствование качества образования в современной школе как условие развития субъектов образовательного процесса». Главным подходом в преподавании и обучении я считаю диалог между учениками, между учеником и учителем, что помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. «Обучение тому, как учиться» согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно» [1. Стр. 117] Для этого мною были разработаны авторские курсы дополнительного образования «Эффективное общение и речь», утвержденные КЭС ГорОО. Содержание программы направлено на развитие творческого мышления и творческих способностей личности, формирование гражданского мировоззрения, и также предусматривает приобретение навыков коммуникативного общения. Курс направлен на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности, в школе. К компетенциям такого рода относят обычно умение решать проблемы, работать в команде, использовать информационные технологии, а также способность к коммуникациям. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в дальнейшей судьбе учащегося. Умение бесконфликтно и эффективно общаться, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения- крайне важное условие для профессионального роста будущего специалиста. Методические занятия основываются на технологии интерактивного обучения, когда активность обучаемых должна превышать активность учителя. Задачей учителя становится управление всем игровым процессом обучения и развития, через взаимодействие участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных ситуаций. Курс предполагает использование проектной технологии, элементов проблемного обучения, информационных технологий и игровых методик, что способствует самообразовательным целям обучающихся в интересующих их сферах человеческой деятельности и их профессиональным намерениям ближайшего будущего. Разнообразие методов и методологических приемов обучения не является самоцелью, а являются обеспечением необходимости включения в процесс усвоения различных органов чувств учащихся: слуха (объяснение, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатным и видеоматериалом), осязания. Предлагаемые в данной программе разнообразные методы обучения позволят снять утомление и поддержать интерес учащихся, а методы проведения практических работ относятся к здоровьесберегающим технологиям. Таким образом, переосмыслив свои подходы к обучению, понимаю, что мне есть еще над чем работать, чтобы повысить интерес учащихся к моему предмету, повысить их самооценку, мотивировать на более высокий результат. Я удовлетворена новыми Кембриджскими курсами и теперь буду создавать такие условия учащимся, при которых ученики будут иметь «самоцель» (по Чиксентмихайи) или внутреннюю мотивацию (по Райан и Деки) [1 стр.140].

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство для учителя. 3 (базовый) уровень. 3 издание - WWW. сpm.kz
2. Активные методы обучения. WWW. сpm.kz
3. www97.intel.com/ru/ - Таксономия Блума.
4. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. 3 (базовый) уровень. 3 издание - WWW. сpm.kz
5. http://festival.1september.ru Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
6. Пушкин А.С. «Цыганы». Собрание сочинений том 2 Москва «Художественная литература» 1986 стр.62
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Орхидея1961 (2015-02-03) | Автор: Кудрявцева Елена Александровна E
Просмотров: 755 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru