Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Использование ИКТ при обучении русскому языку и литературе в современной школе.
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
XXI век .Модернизацию образования невозможно представить без
применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования и обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети :
 с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
 более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
 формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
 расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.

Цели при обучении русскому языку и литературе :
 Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
 Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
 Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы
позволили реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы , создать благоприятные условия для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей. Демонстрирую различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций .
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕНТ. В качестве домашнего задания предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию .
На уроки литературы я демонстрирую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.
Познакомить с содержанием программных произведений позволяют диски с записями фильмов по их мотивам, отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. На уроке проводится их обсуждение.
Создала домашнюю видеотеку, её материалы использую на уроках литературы ,ученики знакомятся с театральными постановками великих драматургов «Гроза» Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова. .«Штурмуем» тесты ЕНТ! Компьютер – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать,облегчит подготовку докладов и рефератов, можно быстро найти биографический и фотоматериал , предложить сайты, рекомендованные для выполнения данного задания, ссылки на тематические ресурсы .
Виды работ, которые выполняют мои ученики с использованием средств сети Интернет:
 Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
 Создание мультимедийной презентации.
 Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
 Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
 Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме.
 Создание докладов и рефератов по теме, сопровождаемые иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Используем и готовые презентации к урокам в Интернете.Это такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru.
 Использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева , активно пользуемся электронной библиотекой , так как в школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты.
Один из важных приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике работы использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕНТ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений «Русская литература XVIII-XX век» .Интерактивный учебно-методический комплекс «Русский язык для организаций образования Республики Казахстан, 2-11 классы.»Национальный центр информатизации г.Алматы. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.» Уроки русского языка и литературы 9, 10,11 классы.
Мультимедийная обучающая программа по школьному предмету «Русский язык» для 10 и 11 класса. УО «Центр педагогических технологий информатизации образования» и «Русский язык.
Имеется наглядный и дидактический материал по предмету: электронный диск «Творческие работы учащихся» (рефераты, презентации и проекты), «Творчество писателей XIX и XX веков», «Русские писатели Казахстана», выставка работ «Литературный вернисаж», электронные учебники: интерактивный учебно-методический комплекс «Русский язык, 2-11 классы» с тестами и таблицами по всем темам и разделам программы русского языка, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к ЕНТ; «Русская литература 7-11 классы». Национальный центр информатизации г.Алматы; Электронный диск «100000 сочинений» 5-11 классы по разделам: орфография, пунктуация, правила грамматики, рефераты и доклады по литературе, классические произведения, поэзия, секреты написания сочинения, экзаменационные задания.
Электронный учебник фактически играет роль «электронного учителя», позволяет осуществлять контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика :опознавание орфографических и пунктуационных правил,умение обнаруживать орфограмму и пунктограмму в тексте, работать над решением орфографических и пунктуационных задач. Программа комментирует правильность ответа сообщениями.
 Опыт моей работы обучения при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что объясняю следующим:
 ученик работает активно и самостоятельно;
 изменяется форма контроля знаний;
 применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
 у ученика развивается коммуникативная культура;
 формируется культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь , поощряя самообразование и саморазвитие ученика.
Использование электронных учебных пособий – это для меня:
 оперативный контроль знаний учащихся;
 высокий уровень мотивации учения и закрепления интереса к предмету;
 интеграция смежных дисциплин и различных форм и видов деятельности;
 самостоятельная поисковая и творческая работа учащихся;
 интерактивный демонстрационный материал (тренажёры, опорные схемы);
 индивидуализация обучения ;
 развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Активно использую электронные учебники профессора Г.Нургалиевой на практике,которые позволяют проводить:
 дистанционные уроки (хронотопы);
 интерактивные задания;
 творческие работы в форме эссе;
 разноуровневые тесты с представлением графических результатов;
 литературоведческие понятия (глоссарий);
 художественные произведения, программы.
Мультимедиа учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – это комплексная программа обучения, применение которой позволяет проводить:
 мультимедийные уроки;
 медиаиллюстрации ;
 интерактивные тренажеры ;
 энциклопедические статьи ;
 справочник терминов и понятий;
 тесты и проверочные задания к урокам ;
 видеофрагменты;
 хрестоматийные тексты;
 Интернет-ресурсы.
Результат:
 основополагающие знания программы; отработка ЗУН с помощью интерактивных тренажеров;
 обучение самостоятельной работе с учебным материалом;
 стимулирование к углубленному изучению предмета;
 подготовка к экзаменам и ЕНТ.
Презентация как средство реализации проектной деятельности учащихся.
Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
 Данная форма позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.
Использование интерактивной доски позволяет:
 организовывать постоянную работу учащегося в электронном виде, включая в работу всех учащихся, находящихся в классе;
 значительно сэкономить время;
 стимулировать развитие мыслительной и творческой активности;
 способствовать повышению интереса к изучаемому предмету;
Применение цвета, графики, звука, видео, обеспечивает эффективность усвоения материала на уроках.
Общеизвестно, что наглядность материала, которое обеспечивают ИКТ, повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия, и как следствие, ведет к повышению качества обучения. Следовательно, эффективный урок – это :
 использование электронных учебных пособий ;
 (источник дополнительной информации по предмету);
 работа на интерактивной доске (организация работы в электронном виде, включая в работу всех учащихся, находящихся в классе);
 подготовка дидактических материалов- презентаций по различным темам.
Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением.
Все это свидетельствует о повышении интереса к изучению русского языка и литературы. Учащиеся владеют навыками работы с интерактивной доской и компьютерными средствами, составляют презентации и проекты.
Прилагается перечень количества творческих работ учащихся.

Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует росту качества знаний, усиливает интерес учащихся к предмету, и способствует активизации познавательной деятельности в целом.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование
Девизом каждого учителя пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: nina3529 (2015-02-04) | Автор: Меркер Нина Анатольевна E
Просмотров: 1155 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru