Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Использование ИКТ при обучении русскому языку и литературе в современной школе.
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
XXI век .Модернизацию образования невозможно представить без
применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования и обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети :
 с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
 более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
 формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
 расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.

Цели при обучении русскому языку и литературе :
 Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
 Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
 Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы
позволили реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы , создать благоприятные условия для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей. Демонстрирую различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций .
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕНТ. В качестве домашнего задания предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию .
На уроки литературы я демонстрирую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.
Познакомить с содержанием программных произведений позволяют диски с записями фильмов по их мотивам, отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. На уроке проводится их обсуждение.
Создала домашнюю видеотеку, её материалы использую на уроках литературы ,ученики знакомятся с театральными постановками великих драматургов «Гроза» Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова. .«Штурмуем» тесты ЕНТ! Компьютер – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать,облегчит подготовку докладов и рефератов, можно быстро найти биографический и фотоматериал , предложить сайты, рекомендованные для выполнения данного задания, ссылки на тематические ресурсы .
Виды работ, которые выполняют мои ученики с использованием средств сети Интернет:
 Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
 Создание мультимедийной презентации.
 Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
 Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
 Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме.
 Создание докладов и рефератов по теме, сопровождаемые иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Используем и готовые презентации к урокам в Интернете.Это такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru.
 Использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева , активно пользуемся электронной библиотекой , так как в школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты.
Один из важных приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике работы использую «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕНТ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений «Русская литература XVIII-XX век» .Интерактивный учебно-методический комплекс «Русский язык для организаций образования Республики Казахстан, 2-11 классы.»Национальный центр информатизации г.Алматы. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.» Уроки русского языка и литературы 9, 10,11 классы.
Мультимедийная обучающая программа по школьному предмету «Русский язык» для 10 и 11 класса. УО «Центр педагогических технологий информатизации образования» и «Русский язык.
Имеется наглядный и дидактический материал по предмету: электронный диск «Творческие работы учащихся» (рефераты, презентации и проекты), «Творчество писателей XIX и XX веков», «Русские писатели Казахстана», выставка работ «Литературный вернисаж», электронные учебники: интерактивный учебно-методический комплекс «Русский язык, 2-11 классы» с тестами и таблицами по всем темам и разделам программы русского языка, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к ЕНТ; «Русская литература 7-11 классы». Национальный центр информатизации г.Алматы; Электронный диск «100000 сочинений» 5-11 классы по разделам: орфография, пунктуация, правила грамматики, рефераты и доклады по литературе, классические произведения, поэзия, секреты написания сочинения, экзаменационные задания.
Электронный учебник фактически играет роль «электронного учителя», позволяет осуществлять контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика :опознавание орфографических и пунктуационных правил,умение обнаруживать орфограмму и пунктограмму в тексте, работать над решением орфографических и пунктуационных задач. Программа комментирует правильность ответа сообщениями.
 Опыт моей работы обучения при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что объясняю следующим:
 ученик работает активно и самостоятельно;
 изменяется форма контроля знаний;
 применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
 у ученика развивается коммуникативная культура;
 формируется культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь , поощряя самообразование и саморазвитие ученика.
Использование электронных учебных пособий – это для меня:
 оперативный контроль знаний учащихся;
 высокий уровень мотивации учения и закрепления интереса к предмету;
 интеграция смежных дисциплин и различных форм и видов деятельности;
 самостоятельная поисковая и творческая работа учащихся;
 интерактивный демонстрационный материал (тренажёры, опорные схемы);
 индивидуализация обучения ;
 развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Активно использую электронные учебники профессора Г.Нургалиевой на практике,которые позволяют проводить:
 дистанционные уроки (хронотопы);
 интерактивные задания;
 творческие работы в форме эссе;
 разноуровневые тесты с представлением графических результатов;
 литературоведческие понятия (глоссарий);
 художественные произведения, программы.
Мультимедиа учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – это комплексная программа обучения, применение которой позволяет проводить:
 мультимедийные уроки;
 медиаиллюстрации ;
 интерактивные тренажеры ;
 энциклопедические статьи ;
 справочник терминов и понятий;
 тесты и проверочные задания к урокам ;
 видеофрагменты;
 хрестоматийные тексты;
 Интернет-ресурсы.
Результат:
 основополагающие знания программы; отработка ЗУН с помощью интерактивных тренажеров;
 обучение самостоятельной работе с учебным материалом;
 стимулирование к углубленному изучению предмета;
 подготовка к экзаменам и ЕНТ.
Презентация как средство реализации проектной деятельности учащихся.
Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
 Данная форма позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.
Использование интерактивной доски позволяет:
 организовывать постоянную работу учащегося в электронном виде, включая в работу всех учащихся, находящихся в классе;
 значительно сэкономить время;
 стимулировать развитие мыслительной и творческой активности;
 способствовать повышению интереса к изучаемому предмету;
Применение цвета, графики, звука, видео, обеспечивает эффективность усвоения материала на уроках.
Общеизвестно, что наглядность материала, которое обеспечивают ИКТ, повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия, и как следствие, ведет к повышению качества обучения. Следовательно, эффективный урок – это :
 использование электронных учебных пособий ;
 (источник дополнительной информации по предмету);
 работа на интерактивной доске (организация работы в электронном виде, включая в работу всех учащихся, находящихся в классе);
 подготовка дидактических материалов- презентаций по различным темам.
Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением.
Все это свидетельствует о повышении интереса к изучению русского языка и литературы. Учащиеся владеют навыками работы с интерактивной доской и компьютерными средствами, составляют презентации и проекты.
Прилагается перечень количества творческих работ учащихся.

Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует росту качества знаний, усиливает интерес учащихся к предмету, и способствует активизации познавательной деятельности в целом.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование
Девизом каждого учителя пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: nina3529 (2015-02-04) | Автор: Меркер Нина Анатольевна E
Просмотров: 519 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru