Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными? Аналитический отчет о планировании
Кто, предпринимая дело, спешит наскоро
достичь результата, тот ничего не сделает.
Кто осторожно оканчивает свое дело,
как начал, тот не потерпит неудачи.

Лао-Цзы

При работе по теме среднесрочного планирования «Повышение качества знаний учащихся 9 класса путем внедрения в школьную практику групповой работы», мной были предприняты следующие шаги.

При определении проблемного поля школы, было установлено, что основная проблема – снижение качества знаний в 9 классе – связанна с формальным отношением учителей к своей педагогической деятельности, непонимание ими важности системной работы над включением в свою практику новых форм и методов обучения. Понимание того, что обучение в 21 веке – это процесс формирования представлений и навыков путем использования активных методов, таких как анализ, эксперимент, исследование под руководством, решение задач, - приведет к созданию максимальных условий для развития обучающихся (Руководство для учителя 1-го уровня/Глоссарий программы первого уровня, стр.185). Это может дать нужный результат не только в смысле увеличения мотивации к собственному обучению и повышения качества знаний учащихся 9 класса, но и изменит устоявшиеся отношения между учителем и учеником (на смену уроку-монологу придет полноценное общение). Следовательно, задачу надо было понимать, не только как необходимость улучшить качество знаний путем использования групповой работы, но и обучение учителей навыкам активных методов и оказание им постоянной поддержки, позволяющую мотивировать их на дальнейшие исследования.
Подводя итоги стартового состояния Мичуринской основной общеобразовательной школы в период преобразования школьной практики, я определил приоритетные задачи, позволяющие изменить сложившуюся ситуацию.

Проведенное на старте анкетирование учителей с целью определения объективных условий функционирования школы показало довольно высокие результаты учительского восприятия своей деятельности: так оценивание своего участия в категории «Развития персонала» достигло 88,9%, - на такие вопросы, как «В школе поддерживается процесс профессионального обучения сотрудников», «Руководство школы осуществляет целенаправленный процесс профессионального развития сотрудников» - 100% учителей ответили «Всегда»; в категории «Лидерство» оценивание своей деятельности достигло 81,5%, на вопросы «Опытный персонал школы выполняет наиболее сложные задания», «Более опытные школьные лидеры берут на себя ведущую роль в достижении установленных приоритетов развития школы», «Персоналу школы предоставляются возможности в выполнении лидирующих функций» более 70% учителей ответили «Всегда» и «Часто»; довольно высоким оказался процент участия по категориям «Планирование» и «Координирование», «Исследование и рефлексия», - 74,1%, 74,1% и 72,5 соответственно, наиболее высоко учителя оценивали свое участие в функционирование школы в связи с вопросами «Наши долгосрочные цели отражены в планах школы», «Мы совместно анализируем и корректируем наши планы», «В школе изучается и обобщается лучший опыт по совершенствованию практики преподавания и обучения», «Персонал своевременно информирован о принятых ключевых решениях», «В школе мы обсуждаем качество преподавания». Процент рубрикатора «Вовлеченность» оказался равен 50%. Анализируя дескрипторы этой категории мы определи, что «Мнения учащихся значимо на предварительном этапе внесения принципиальных изменений в практику преподавания и обучения в школе» и «В работу по развитию школы активно вовлекаются внешние организации и отдельные независимые лица (педагогические ВУЗы, эксперты, консультанты и др.)» – 80% и 100% учителей соответственно обозначили, как «Редко»; «Школа принимает во внимание мнения родителей на этапе, предшествующем внесению серьезных изменений в практику преподавания и обучения» - 50% учителей ответили «Редко» и «Иногда», «Руководство, администрация и весь персонал школы работают согласованно, принимая решения об определении перспективных направлений работы» - 50% учителей ответили «Иногда».
Для получения объективной информации о произошедших изменениях в ходе практики, при проведении анкетирования на выходе, была использована та же анкета. В повторном анкетировании приняли участие 18 педагогов; для чистоты исследования я попросил ответить на вопросы всех тех учителей, кто участвовал в первом анкетировании; среди них - директор школы, заместитель директора по УР, психолог и социальный педагог.
При обработке данных анкет были получены данные, которые, используя определение Э. Д. Луксора, можно назвать «снижение завышенного порога». Ученый характеризовал такое «снижение», как естественный результат включенности в какую-либо организованную системную деятельность, продолжительность которой может показать своеобразные ножницы между заявленными возможностями и тем, что оказывается на самом деле. Подобное снижение мы видим по двум рубрикаторам из шести:
- Лидерство – 63%, вместо указанных ранее 81,5%;
- Развитие персонала – 72, 2%, вместо 88,9%

Подобные изменения во взглядах обусловлены тем, что учителя стали более четко представлять себе понятие лидерства и требования к развитию персонала.

С другой стороны мы видим увеличение процента в оценивании учителями своего участия в
- Исследование и рефлексия – 77,8%, вместо указанных ранее 72,5%;
- Вовлеченность – 70,3%, вместо 50%, заявленных в начале изменений школьной практике.

Выросшая оценка вовлеченности видна в таких дескрипторах, как
- «Мнения учащихся значимо на предварительном этапе внесения принципиальных изменений в практику преподавания и обучения в школе» - рост с 0% до 60,4%
- «Школа принимает во внимание мнения родителей на этапе, предшествующем внесению серьезных изменений в практику преподавания и обучения» – с 30,2% до 60,4

Таким образом, итоговое анкетирование показало изменение восприятия учителей в определении объективных условий функционирования школы. Изменилось отношение к обучающимся, как к равноправным участникам образовательного процесса, повысилось понимание необходимости усиления роли родителей в жизни школы, была переосмыслена значимость и плодотворность своего собственного вклада в жизнь школы.

Не менее интересные результаты показало итоговое анкетирование «Удовлетворенность работой школы», проведенное среди всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и родителей.

Так, если при стартовом тестировании, полную удовлетворенность от образовательного процесса в нашей школе испытывали 81% опрошенных учеников, 77,4% опрошенных родителей и 70,7% педагогов, то итоговое тестирование показало, что количество участников анкетирования, показавших полную удовлетворенность образовательным процессом в школе изменилось: у учеников 84% опрошенных, 79% у родителей и до 73,2% у педагогов.

То есть, основная часть – 78,7 % - участников полностью удовлетворена образовательным процессом, а 21,3 % - удовлетворена частично.

Необходимо остановится на таких дескрипторах, как
- Удовлетворены ли вы психологическим климатом? – 81,6% учителей и 92,8% учащихся и 91,6% родителей считают, что психологический климат в классе, степень комфорта пребывания в среде одноклассников, отношения педагогов к ребенку, отношение с педагогами и администрацией комфортны. Динамика составляет 2,2%, 1,3% и 0% соответственно
- Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса? – 80,3% учителей и 86,7% учащихся и 79,3% родителей считают, что организация УВП их полностью устраивает. Динамика –2,2%, 2,6% и 0% соответственно.
- Удовлетворены ли вы своей профессиональной деятельностью, результатами своей профессиональной деятельности, готовностью к инновационной деятельности? – 89,1% учителей и 96,8% учащихся считают, что они готовы к изменениям и удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Динамика – 0% и 6,8% соответственно.
Удовлетворены ли вы системой требований, санкций и поощрений к участникам учебно-воспитательного процесса? – 81,2% учителей и 94% учащихся считают, что система требований и поощрений их удовлетворяет. Динамика - (-7%) и 3% соответственно.

Таким образом, по сравнению со стартовыми результатами количество полностью удовлетворенных участников образовательного процесса выросло на 2,3%. Однако, мнение учащихся о своем обучении на протяжении шести недель изменений в практике претерпело только положительную динамику, а отношение педагогов по дескриптору готовности к инновационной деятельности имеет динамику отрицательную. Это указывает на то, что участие в коучингах, возможность применения в собственной деятельности новых способов и форм обучения показало учителям на необходимость постоянной работы над собой, повышения саморегуляции.

Одним из необходимых измерителей доказательства воздействия внесенных преобразований является рефлексия. Особенно удобна для этого рефлексия конца урока которая проводится в виде рефлексивных мини-сочинений или других схожих стратегий, предполагающих графическое оформление обратной связи, стратегия «Аргументация своего ответа», «Знал. Не знал. Интересно» и других. Главным плюсом этой стратегии является «активный процесс, при котором учащиеся усваивают информацию и интегрируют ее в имеющиеся знания. Обучение требует решения задач, которое возможно при условии активного участия … сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения сверстников, работающих в сотрудничестве. Обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют» (Руководство для учителей 1 уровня /Работа в сотрудничестве и совместная работа в группах 2012, с. 135). В данном случае мы наблюдали полное включение девятиклассников в учебную деятельность, желание дискутировать, предлагать и отстаивать свою точку зрения.

На стикерах была размещена аргументация ученической рефлексии:
«1. На уроке я работал хорошо, потому что мне было интересно рассказать всем, что я знаю о музыке.
2. На уроке я работал очень хорошо, потому что мы спорили, и наша группа составила кластер с моими словами.
3. Урок для меня показался очень интересным, но очень коротким. Нужно почаще работать в группах.
4. Материал урока мне был интересен, потому что мне нравится работать с друзьями, а не одному.
5. Урок был суперским, так как я все понял»

Принимая во внимание, что эффективность работы по профессиональному развитию включает апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и анализ, имеющие преобразовательное воздействие, результаты всегда имеют практическую направленность, поскольку демонстрируют реальные изменения или улучшения на практике, обусловленные усовершенствованными способами преподавания и обучения и являются значимыми в профессиональном развитии учителя. Таким образом, они являются свидетельством как личностного, так и профессионального развития, проявляющегося в многоуровневой модели обучения (Руководство для учителей 1 уровня/Управление и лидерство в обучении. 2012, с. 172).

Поэтому наиболее важным показателем действенности проведенных изменений стал результат качества знаний учащихся 9 класса за 4 четверть 2023 – 2014 учебного года.
Как уже говорилось ранее, в 2012 – 2013 учебном году процент качества знаний в классе был 40% (15 учащихся, 1 отличник, 5 хорошистов). В текущем учебном году качество знаний снизилось до 33,3% (15 учащихся, 1 отличник, 5 хорошистов), причем в 1 и 2 четвертях за счет удовлетворительных оценок у Диаса Б. по химии и биологии, а в 3 четверти у Самире К. по алгебре. Таким образом, в зоне риска оказывались сразу двое детей, а качество знаний в 9 классе в случае наименее благоприятных условий, могла упасть еще ниже (до 26,7%).

Включив девятый класс в сферу своего «Программного плана развития школы», я начал вводить на своих уроках стратегии групповой работы, которые могли бы раскрыть скрытый потенциал учащихся. Использование графических организаторов, применение таких стратегий, как Джигсо, Карусель, Горячий стул, Мозаика, Картинная галерея, коллективных мини-сочинений смогли повысить мотивацию достаточно для осознания учениками своего скрытого потенциала. Групповая работа также регулярно стала применяться на уроках казахского и английского языков, физики, алгебры, геометрии, биологии, химии, физической культуры. Это привело к тому, что по итогам года качество знаний в 9 классе снова поднялось до 40%.

Разработанный мною «Программный план развития школы» также предусматривал проведение цикла коучингов на тему
a) «Внедрение в школьную программу 7 модулей. Модель идеального ученика»;
b) «Формы и методы организации работы в группах».
c) «Использование ИКТ в процессе обучения»;
d) «Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся»;
e) «Проблемы оценивания и самооценивания учебной деятельности на современном уроке»;
f) «Рефлексия на разных этапах урока».

Целью всех коучингов было повышение профессиональной компетенции учителей школы, всегда направленное на практическое применение полученных знаний, ознакомление коллег с навыками групповой работы, критериального оценивания, диалогового обучения. Так два коучинга «Формы и методы организации работы в группах» и «Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся» подразумевали обучение участников групповым методам обучения. Коучинг «Проблемы оценивания и самооценивания учебной деятельности на современном уроке» ставил целью разъяснения критериальной системы оценивания и регистрации достижений учащихся, введения в профессиональный багаж понятий формативного и суммативного оценивания. Не менее полезными в практическом плане были коучинги «Использование ИКТ в процессе обучения» и «Рефлексия на разных этапах урока».

В ходе коучинг-сессий нам удавалось создать коллаборативную среду, учителя проявляли инициативу и творчество. Каждый коучинг завершался рефлексией.

Также были сделаны первые шаги по созданию сетевого профессионального сообщества педагогов. Во время практики мной был проведен семинар для учителей сельских школ на тему «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка». На семинаре присутствовали 18 человек, с которыми мы завязали дружеские отношения на профессиональной основе. Для них был проведен коучинг «Технология критериального оценивания учебных достижений», который был подготовлен мною в содружестве с учителем 1 уровня Алимой С.

Сетевое профессиональное сообщество нашей школы пока не многочисленно: оно включает в себя 7 человек. Однако мы уже ставим перед собой задачи по выходу на более широкий уровень. В своем долгосрочном программном планировании предполагается проведение коучингов на выезде, проведение совместных семинаров, организация блога СПСУ при сайте школы.

Данные, полученные в ходе итогового анализа показывают, что определенные изменения произошли, таким образом, проведение коучингов, менторинга, открытых уроков способствовало профессиональному росту учителей, расширению арсенала их педагогических средств, формированию условий и навыков использования инновационных форм и методов обучения.

Однако для объективной оценки целесообразности и эффективности выбранных форм и методов повышения качества знаний и успеваемости учащихся необходимо продолжить исследование в следующем учебном году с последующим анализом качества обучения и повторным анкетированием всех субъектов педагогического процесса.

Используемая литература:

1. Руководство для учителя 1-го уровня/Глоссарий программы первого уровня, стр.185
2. (Руководство для учителей 1 уровня/Управление и лидерство в обучении. 2012, с. 172)
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Серый_Волк-ст (2015-02-08) | Автор: Луконин Сергей Викторович E
Просмотров: 962 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 0:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru