Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Роль коучинг-сессий в процессе повышения профессионального уровня преподавателей.
Роль коучинг-сессий в процессе повышения профессионального уровня преподавателей.
Обучать - значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
В условиях реформирования образования на первое место выходит личность учителя, без которого все преобразования будут бессмысленны, и никогда не достигнут намеченных целей. Новые подходы в общеобразовательной деятельности, требуют и новых подходов в обучении учителей. В соответствии с поручениями Президента государства Н.А. Назарбаева внедряются в практику новые многоуровневые программы курсов повышения квалификации казахстанских учителей, которые в целом меняют подход к процессу преподавания и обучения.
Но всегда ли легко и безболезненно проходит процесс переосмысления своего опыта учителем, согласование его с новыми требованиями, а зачастую и коренных изменений в процессе преподавания и обучения? Как помочь педагогу принять нововведения, практически изменив свое мировоззрение на роль учителя в образовательном процессе, да и на сам учебный процесс?
Например, в нашей школе средний возраст учителей начальных классов с русским языком обучения составляет 49 лет. Педагоги имеют многолетний опыт работы в школе, у них устоявшаяся методика преподавания, свое видение методов и форм, используемых в педагогической практике.
Преподаватели являются знающими специалистами, профессионалами, преданными своему делу. У каждого учителя накоплен богатейший методический материал, сформированы стойкие убеждения о том, каким образом вести образовательный процесс. «Устойчивая уверенность учителя в том, как должен осуществляться процесс преподавания учебного предмета, по мнению Пажареса (1992), оказывает более значимое влияние на его действия в классе, нежели какая-либо применяемая учителем методика преподавания или учебник. Вместе с тем, глубокие убеждения учителя могут стать сдерживающим фактором в процессе восприятия новых идей». (1) Большинству педагогов с многолетним стажем работы в школе, с устоявшейся методикой изложения учебного материала, годами выработанным стилем общения с детьми, бывает достаточно сложно что-либо менять в своей практике, а зачастую, они и не видят в этом необходимости. Также сказывается такой фактор, как «профессиональное выгорание». «Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога». Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) (5)
В связи с этим в данной статье мне хотелось бы осветить такие аспекты как влияние коучинг-сессий на переосмысление учителями своего опыта, понимание необходимости внесения изменений в образовательный процесс, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе.
Первый коучинг я сфокусировала на проблеме изменения инертности коллег, направление их на переосмысление своего практического опыта, с целью применения в своей работе новых подходов в преподавании и обучении.
Я считаю данную тему актуальной по следующим причинам:
1) возникла потребность в изменении подходов в преподавании и обучении в соответствии с требованиями меняющегося мира;
2) при обучении в сотрудничестве дети принимают активное участие в процессе овладения знаниями, лучше усваивают информацию;
3) реализация групповой формы работы помогает развиваться учащимся в социальном и эмоциональном плане.
Данная тема актуальна для моей школы, так как только при активной включённости школьников в процесс обучения можно на высоком уровне формировать у учащихся ключевые компетенции.
При проведении коучинга я встретилась с определёнными трудностями: невосприятие отдельными учителями предлагаемых нововведений, отрицательный настрой на само общение в предлагаемом ключе, желание свести коучинг к обсуждению проблем в образовательной системе, как в целом, так и в частности к условиям работы в конкретном общеобразовательном учреждении. Суть проблем можно выразить словами Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Данное занятие стало больше похоже на посещение психолога с проговариванием и обсуждением негативных моментов в педагогической деятельности. Выговорившись, учителя всё же продолжили работу по предложенному плану. Благодаря совместной работе в группах, весёлой танцевальной физминутке, эмоциональное напряжение было снято. Порадовало то, что в завершении кочинга в своих выступлениях, учителя говорили о недостатках в своей преподавательской деятельности, о необходимости при обучении современных детей использовать новые методы и подходы. Это свидетельствует о том, что у педагогов произошла переоценка имеющегося опыта и одна из целей коучинга была достигнута. В рефлексии (Плюс –Минус –Интересно) учителя отразили своё мнение о результатах обучения. Все педагоги разместили свои высказывания на знаке «Плюс», пожелали, чтобы такие тренинги проводились регулярно, так как это позволяет повысить профессиональный уровень, групповая работа даёт возможность общения, обмена мнениями, получения новых знаний.
В течение учебного года было проведено ещё четыре коучинга по различным темам. Мною были сделаны важные выводы, которых придерживаюсь и сейчас при проведении коучинг- сессий.
К важным принципам коучинга я бы отнесла:
• Принятие коучем личности человека таковой как она есть, без её оценивания;
• Умение увидеть в каждом те лучшие качества, которые помогут раскрыть в человеке его возможности, его потенциал, повысить самооценку;
• Коуч должен обладает умениями установления контакта, активного слушания, личностного расположения к себе;
• Действовать по принципу не навреди;
• Процесс партнерского взаимодействия, направленный на достижение результата, цели.
Следуя выше изложенным принципам, я проводила коучинг-занятия. Не смотря на различие тем, коучинги проводятся по определённой модели. Изначально это было создание для участников комфортного развивающего пространства. Расстановка столов в «круглом» порядке, способствует благоприятному психологическому климату и взаимоотношению в аудитории. Оснащение коучинга необходимыми ресурсами тоже является важной его составной частью.
На первом этапе осуществляется создание позитивного эмоционального настроя участников, посредством различных специальных упражнений. Далее следует формирование групп, с долей «загадочности», что тоже способствует благоприятному психологическому климату. Взрослые, так же как и дети любят играть. На следующем этапе участники с помощью коуча определяют проблему, цели и задачи, а также предполагаемые результаты своей совместной деятельности. Определяется, что происходит по данной теме на настоящий момент. Ситуация рассматривается со всех сторон и оценивается в целом, обозначаются возможные барьеры, рассматриваются имеющиеся резервы. Коуч оказывает поддержку в определении ресурсов, потенциальных возможностей каждого участника. На третьем этапе генерируются несколько разных способов решения проблемы, нарабатываются необходимые стратегии для преодоления барьеров в достижении цели. Участники их анализируют и принимают решение, которое и будет в перспективе конкретными шагами к достижению собственных целей относительно изучаемой проблемы. Задача коуча на этом этапе помочь участникам занятия выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов. На заключительном этапе участники рефлексируют об уровне своих достижений на данном занятии, а также определяют для себя степень удовлетворённости процессом коучинга и собственным участием в процессе занятия.
На куочинг-занятиях, проведённых мною с учителями начальных классов, я увидела коллег с неожиданной стороны. Да и не только я. Учителя сами не подозревали о таившихся в них ресурсах. Было такое ощущение, что педагоги и своих коллег впервые видели. Необщительная скромная учительница оказалась на удивление творческой креативной личностью. Её идеям поражалась вся группа. Защищать проект на первом занятии она не захотела, но уже на втором коучинге вышла вместе с коллегой презентовать работу группы. Благодаря созданному позитивному эмоциональному настрою, взаимодействию при выполнении заданий и упражнений, произошло примирение коллег, не разговаривавших друг с другом в течение года. Обе очень переживали по поводу размолвки, но никто не хотел делать первый шаг. Коучинг-занятие позитивно повлияло на психологический климат в коллективе. Я выслушала много слов благодарности от учителей.
Порадовало и то, что коллега, которая определила себя, как «старорежимную и неспособную к изменениям в себе и в своей работе», при презентации работы группы, выразила желание и готовность применять новые подходы в обучении, так как это понятно, интересно и актуально. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». (Конфуций)

Несомненными результатами коучинга является улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в коллективе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.
Практически все учителя стали пробовать использовать на уроках групповую форму урока, как на отдельных его этапах, так и на уроке в целом, пересмотрели формы оценивания учащихся. Предстоит огромная работа по внедрению новых подходов в процесс преподавания и обучения, но переломный момент произошёл: психологически учителя готовы к преобразованиям.
Профессиональный рост учителя невозможен без позитивного настроя на работу, желания постоянно улучшать процесс преподавания, стремления к самосовершенствованию. Если в глазах учителя не горит огонь познания, как он сможет зажечь его в учениках? Сама модель проведения коучингов предполагает создание благоприятного эмоционального настроя, который поддерживается не только в течение занятия, но и остаётся в душе участников. Именно этой настрой помогает изменить своё отношение к работе, увидеть то лучшее, что есть в педагогической деятельности, более терпимо относиться к издержкам профессии. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». (Л. Толстой).
Список использованной литературы:
1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя (второй уровень), 2012.
2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, 2012.
3. Ерофеева Н.Ю. Коучинг в образовании. – Статья, доктор педагог. наук, профессор. –
Великий Новгород, 2001
4. Мынбаева А. К., Садвакасова. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. 7-е изд., доп. - Алматы, 201. – 335 с.
Интернет ресурсы:
1. http://5psy.ru/
2. http://rudocs.exdat.com

Источник: http://1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя (второй уровень), 2012.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Елена18 (2015-03-24) | Автор: Остаф Елена Ивановна E
Просмотров: 561 | Комментарии: 4 | Теги: коуч, школа, учитель, коучинг | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru