Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Использование интерактивных методов работы для развития учащихся начальных классов в условиях перехода на 12-летнее образование.
Статья: «Использование интерактивных методов работы для развития учащихся начальных классов в условиях перехода на 12-летнее образование»

Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы требует нового методологического подхода к организации системы образования. Школа будет воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески, развивать свои коммуникативные навыки и постоянно совершенствоваться. Это потребует новых подходов к преподаванию и оценке знаний.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Переход на модель 12-летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе, он заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни.
Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функция педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности обучающихся.
В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать своё собственное будущее. А какие формы, приёмы, виды работы, технологии помогут в решении данных задач и какие из них наиболее эффективные?
Исследования, проведенные ещё в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в "Пирамиде обучения". Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне действовать – и я научусь».
Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Или, говоря кратко, интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
• Мини-лекция
• Работа в группах
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Обсуждение сюжетных рисунков
• «Мозговой штурм» (атака)
• Метод проекта
• "Незаконченное предложение"
• Рефлексия

Для интерактивных форм обучения характерны следующие общие черты:
1. Работа должна проходить в режиме самостоятельной деятельности младших школьников;
2. Процесс деятельности должен быть построен таким образом, чтобы ребенком он воспринимался как собственная инициатива;
3. Обязателен процесс общения, диалог;
4. Принимаются любые (даже ошибочные) мнения, если они сопровождаются доказательствами;
5. Любая деятельность такого рода должна заканчиваться рефлексией.

- Как правило, учитель использует презентации для реализации принципа наглядности на уроке. Слайд — дополнение к информации по предмету. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» по курсу окружающего мира учитель демонстрирует слайды с изображением разных видов животных, птиц, растений и т.д. Слайды, изготовленные с использованием анимации, позволяют расширить объём заданий, сосредоточить внимание детей, развивая при этом интеллектуальные способности учащихся.
- Нельзя забывать и об Интернет-ресурсах, об электронных учебниках. Качественная продукция улучшит качество образования.
- «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
- Мини-лекция. Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
- Ролевая игра. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
- Разработка проекта. Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своем городе.
- Просмотр и обсуждение видеофильмов. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
- Рефлексия. Обратная связь позволяет выяснить реакцию учащихся на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения урока, оценить результат. Учащимся предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока или всего дня.

Поэтому считаю целесообразным использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, информационную компетенции, компетенцию разрешения проблем и самоменеджмента. Наглядность, доступность интерактивных форм и средств обучения позволит сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащегося.
Успехов Вам в овладении интерактивными методами работы!!!
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: nata7575 (2015-11-08) | Автор: Пономарёва Наталья Аркадьевна E
Просмотров: 808 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 2:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru