Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Использование интерактивных методов работы для развития учащихся начальных классов в условиях перехода на 12-летнее образование.
Статья: «Использование интерактивных методов работы для развития учащихся начальных классов в условиях перехода на 12-летнее образование»

Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы требует нового методологического подхода к организации системы образования. Школа будет воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески, развивать свои коммуникативные навыки и постоянно совершенствоваться. Это потребует новых подходов к преподаванию и оценке знаний.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Переход на модель 12-летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе, он заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни.
Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функция педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности обучающихся.
В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать своё собственное будущее. А какие формы, приёмы, виды работы, технологии помогут в решении данных задач и какие из них наиболее эффективные?
Исследования, проведенные ещё в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в "Пирамиде обучения". Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне действовать – и я научусь».
Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Или, говоря кратко, интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
• Мини-лекция
• Работа в группах
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Обсуждение сюжетных рисунков
• «Мозговой штурм» (атака)
• Метод проекта
• "Незаконченное предложение"
• Рефлексия

Для интерактивных форм обучения характерны следующие общие черты:
1. Работа должна проходить в режиме самостоятельной деятельности младших школьников;
2. Процесс деятельности должен быть построен таким образом, чтобы ребенком он воспринимался как собственная инициатива;
3. Обязателен процесс общения, диалог;
4. Принимаются любые (даже ошибочные) мнения, если они сопровождаются доказательствами;
5. Любая деятельность такого рода должна заканчиваться рефлексией.

- Как правило, учитель использует презентации для реализации принципа наглядности на уроке. Слайд — дополнение к информации по предмету. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа» по курсу окружающего мира учитель демонстрирует слайды с изображением разных видов животных, птиц, растений и т.д. Слайды, изготовленные с использованием анимации, позволяют расширить объём заданий, сосредоточить внимание детей, развивая при этом интеллектуальные способности учащихся.
- Нельзя забывать и об Интернет-ресурсах, об электронных учебниках. Качественная продукция улучшит качество образования.
- «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
- Мини-лекция. Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
- Ролевая игра. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
- Разработка проекта. Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своем городе.
- Просмотр и обсуждение видеофильмов. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
- Рефлексия. Обратная связь позволяет выяснить реакцию учащихся на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения урока, оценить результат. Учащимся предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока или всего дня.

Поэтому считаю целесообразным использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, информационную компетенции, компетенцию разрешения проблем и самоменеджмента. Наглядность, доступность интерактивных форм и средств обучения позволит сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащегося.
Успехов Вам в овладении интерактивными методами работы!!!
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: nata7575 (2015-11-08) | Автор: Пономарёва Наталья Аркадьевна E
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 8:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru