Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка.
Русакова Надежда Николаевна
Школа – гимназия №32 г. Астана
Использование элементов этнопедагогики
на уроках русского языка.
В современном мире дети стали своеобразным объектом, на который направлены различные по идеологической направленности , зачастую разрушительные потоки информации, деятельность различных организаций, групп, СМИ. Стремление противостоять этому разрушению и привело к обращению к огромному интеллектуально-нравственному потенциалу, который заложен в народной педагогике.
Национально-культурный компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению их личностной и языковой культуры.
Роль учителя начальных классов в воспитании этнотолерантности очень высока.
Осознание детьми целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов:
-уроки на основе этнокультурного материала;
-внутрипредметная и межпредметная интеграция;
-уроки с использованием современных интерактивных технологий.
Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.
Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка.
Пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.
Педагогические и психологические воззрения казахского народа нашли отражение во многих фольклорных произведениях. Устное народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера.
В любой пословице всегда присутствует назидательный момент. Казахские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики.
На уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного письма.
При изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы:
Дерево красиво листвой, человек – одеждой
.Борода – украшение лица, а пословица – украшение речи.
Болезнь от грязных рук всегда приходит, от грязных языков беда приходит.
Украшение земли – хлеб, украшение человека – знания.
При изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки».
(Хороший) человека узнают по его товарищу.
С (хороший) товарищем достигнешь цели, с (плохой) товарищем останешься в стыде.
(Ласковый) слово радует душу.
Эти средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В первом классе использую на минутках чистописания, при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания соединения букв.
Начиная со 2 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении темы.
При закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов» детям предлагаю следующее задание: «вставь гласные буквы и или е»:
Сдела…шь добро, достигн…шь хорошего,
Сдела…шь худое, худое и получ…шь.
Чему научиш…ся в родноч гнезде,
Так и буд….шь поступать везде.
Если два человека заговорят сразу – ни одного не услыш…шь.
Особенно удобно использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм:
Гласные после шипящих:
Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
В чужие сани не садись.
Грибы ищут- по лесу рыщут.
Шила в мешке не утаишь.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ложка дегтя в бочку меда.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Больше думай, меньше говори.
Смелость города берет.
Осень – перемен восемь.
Жить – Родине служить.
Родина – мать умей за нее постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Бьется как рыба об лед.
Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью цены нет.
Не игла шьет, а руки.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Ученье – путь к уменью.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь.
Без беды друга не узнаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
Что посеешь, то и пожнешь.
За чужим погонишься, свое потеряешь.
Слезами горю не пожнешь.
Личные глаголы 3 лица.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто не сеет, тот не жнет.
Много видит, да мало слышит. Одним ухом спит, другим слышит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Сладким портят, а горьким лечат.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Правописание местоимений.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
Загадки еще одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
В букварный период обучению чтению так же использую загадки. На уроке, посвященном выделению определенного звука и буквы «же» можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, другое – начать с загадки.
Не жужжу, кода сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.
На уроках русского языка можно использовать разные типы загадок.
1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.)
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Белая скатерть все поле покрыла)
3.В загадках встречаются противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает)
4.Загадки, в описании которых использованы метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей.
5.Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое- предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.)
6.Загадки – метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
7. Анаграммы – слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени.
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)
Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
При изучении темы «Правописание не с глаголами» использую следующие загадки:
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)
Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)
При закреплении темы «Правописание приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая скобки»:
(С)неба (к)нам (при)летел,
(По)кружился, тихо сел,
Замерзшую землю (в)шубу белую (о)дел. (Снег)
Одна и та же загадка может быть использована на уроках по разным темам. Так, например, загадку: «Без него мы плачем, а как появится – от него глаза прячем» можно использовать в 4 классе при закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов». Эту же загадку можно использовать при объяснении темы «Правописание слов с непроизносимыми согласными», записывая только слово отгадку – солнце.
Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.
На уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» - сказка «Чудесный сад».
«Когда он обернулся, то увидел караван с удивительным грузом: вместо тюков на верблюдов были навьючены живые птицы. Тысячи птиц, какие только гнездятся в городах, в лесах, в степях и пустынях».
Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Svet8045 (2015-12-21)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru