Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка.
Русакова Надежда Николаевна
Школа – гимназия №32 г. Астана
Использование элементов этнопедагогики
на уроках русского языка.
В современном мире дети стали своеобразным объектом, на который направлены различные по идеологической направленности , зачастую разрушительные потоки информации, деятельность различных организаций, групп, СМИ. Стремление противостоять этому разрушению и привело к обращению к огромному интеллектуально-нравственному потенциалу, который заложен в народной педагогике.
Национально-культурный компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению их личностной и языковой культуры.
Роль учителя начальных классов в воспитании этнотолерантности очень высока.
Осознание детьми целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов:
-уроки на основе этнокультурного материала;
-внутрипредметная и межпредметная интеграция;
-уроки с использованием современных интерактивных технологий.
Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.
Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка.
Пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.
Педагогические и психологические воззрения казахского народа нашли отражение во многих фольклорных произведениях. Устное народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера.
В любой пословице всегда присутствует назидательный момент. Казахские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики.
На уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного письма.
При изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы:
Дерево красиво листвой, человек – одеждой
.Борода – украшение лица, а пословица – украшение речи.
Болезнь от грязных рук всегда приходит, от грязных языков беда приходит.
Украшение земли – хлеб, украшение человека – знания.
При изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки».
(Хороший) человека узнают по его товарищу.
С (хороший) товарищем достигнешь цели, с (плохой) товарищем останешься в стыде.
(Ласковый) слово радует душу.
Эти средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В первом классе использую на минутках чистописания, при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания соединения букв.
Начиная со 2 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении темы.
При закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов» детям предлагаю следующее задание: «вставь гласные буквы и или е»:
Сдела…шь добро, достигн…шь хорошего,
Сдела…шь худое, худое и получ…шь.
Чему научиш…ся в родноч гнезде,
Так и буд….шь поступать везде.
Если два человека заговорят сразу – ни одного не услыш…шь.
Особенно удобно использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм:
Гласные после шипящих:
Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
В чужие сани не садись.
Грибы ищут- по лесу рыщут.
Шила в мешке не утаишь.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ложка дегтя в бочку меда.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Больше думай, меньше говори.
Смелость города берет.
Осень – перемен восемь.
Жить – Родине служить.
Родина – мать умей за нее постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Бьется как рыба об лед.
Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью цены нет.
Не игла шьет, а руки.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Ученье – путь к уменью.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь.
Без беды друга не узнаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
Что посеешь, то и пожнешь.
За чужим погонишься, свое потеряешь.
Слезами горю не пожнешь.
Личные глаголы 3 лица.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто не сеет, тот не жнет.
Много видит, да мало слышит. Одним ухом спит, другим слышит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Сладким портят, а горьким лечат.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Правописание местоимений.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
Загадки еще одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
В букварный период обучению чтению так же использую загадки. На уроке, посвященном выделению определенного звука и буквы «же» можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, другое – начать с загадки.
Не жужжу, кода сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.
На уроках русского языка можно использовать разные типы загадок.
1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.)
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Белая скатерть все поле покрыла)
3.В загадках встречаются противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает)
4.Загадки, в описании которых использованы метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей.
5.Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое- предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.)
6.Загадки – метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
7. Анаграммы – слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени.
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)
Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
При изучении темы «Правописание не с глаголами» использую следующие загадки:
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)
Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)
При закреплении темы «Правописание приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая скобки»:
(С)неба (к)нам (при)летел,
(По)кружился, тихо сел,
Замерзшую землю (в)шубу белую (о)дел. (Снег)
Одна и та же загадка может быть использована на уроках по разным темам. Так, например, загадку: «Без него мы плачем, а как появится – от него глаза прячем» можно использовать в 4 классе при закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов». Эту же загадку можно использовать при объяснении темы «Правописание слов с непроизносимыми согласными», записывая только слово отгадку – солнце.
Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.
На уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» - сказка «Чудесный сад».
«Когда он обернулся, то увидел караван с удивительным грузом: вместо тюков на верблюдов были навьючены живые птицы. Тысячи птиц, какие только гнездятся в городах, в лесах, в степях и пустынях».
Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Svet8045 (2015-12-21)
Просмотров: 1356 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 8:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru