Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Бухарбаев Б.К. старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин
Айпеисова А.К. начальник отдела по связям с общественностью и издательской деятельностью

Гимнастика и физические упражнения должны прочно
войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность,
здоровье, полноценная и радостная жизнь.
Гиппократ
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л. Н. Толстой

Главный ресурс нашего государства, гарант национальной безопасности – это образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье народа определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Школа на современном этапе развития общества должно стать важным звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья школьника называют приоритетным направлением деятельности общества, только здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущей жизни способны заниматься производительно-полезным трудом. Высокие темпы развития современного государства и общества предъявляют большие требования к человеку и его здоровью. Актуальным становится вопрос состояния здоровья детей. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Цель школы: создание среды обучающей, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей, способствующей раскрытию способностей, обеспечивающей школьнику условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. Здоровьесберегающая технология – это последовательные шаги к достижению результата, включающая в себя конкретные методы, формы и приемы. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главная задача на уроке – это рациональная организация урока, использование активных методов и форм обучения. Это гармония, слитность, созвучие учебной деятельности учителя и учащихся. Все это дает возможность учителю решать задачи, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный труд. Ученику интересно то, что нравиться, задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, утомление, неудовлетворенность. Все доступно, легко воспринимается, когда понятно, когда интересно. С первой минуты урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Оргмомент начала урока - связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Перед уроком - проверить подготовку кабинета к работе: освещённость, при необходимости – проветрить помещение и т.д.. Приучить ученика, до начала урока привести свое учебное место в порядок: положить на стол учебные принадлежности и т.д.. Каждый школьник должен быть готов быть дежурным, обязанности которого, чтобы учебный кабинет к началу каждого урока был проветрен, классная доска вымыта, находились на своем месте, чистая влажная тряпка и мел. Учитель должен быть всегда готов помочь учащимся.Четкая рациональная организация урока включающая в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
Рекомендации – приемы, подходы, связанные со здоровьесберающей технологией:
Обстановка и гигиенические условия должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса).
Норма видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение задач и т.д.). Однообразность утомляет школьника.
Продолжительность и частота чередования разных видов учебной деятельности–7-10 минут.Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее 3. Чередование видов преподавания не позже чем через 8-10 минут.
Выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения. Смена поз учащихся, соответствующие видам работы на уроке.
Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15 минут урока по одной минуте из 3-4-х легких физических упражнений с 3-4 повторениями.
Мотивация учебной деятельности школьника: своевременная оценка, похвала, поддержка, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету.
Эффективность на учебный процесс оказывает эмоциональные разрядки: юмор, улыбка, музыкальная пауза. Это снимает переутомление, отсутствие интереса к изучаемой теме, учащиеся активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
Здоровьесберегающие технологии являются одной из ступеней к обеспечению реального уровня здоровья детей, осознанного отношения и понимания к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Результат занятий с использованием приемов и подходов по здоровьесберегающей технологии: доступные, простые и в то же время максимально эффективные физические упражнения; социально значимые качества личности: инициативность, общительность, ответственность, целеустремленность, упорство, самостоятельность; интерес к изучению предмета, своего организма и его работоспособности; благотворное влияние на эмоциональное состояние; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека; восполнение недостатка двигательной активности, отказ от традиционного подхода; свободный выбор вида доступной двигательной активности; дифференцированный и индивидуализированный подходы к занимающимся с учетом интересов, здоровья, способностей, мотивации и т.д..

Источник: http://1.Материалы областной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее пространство школы как основа компетентностно
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: redaktsiyaorleu (2016-02-01) | Автор: Бухарбаев Б.К., Айпеисова А.К. E
Просмотров: 617 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 2:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru