Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Бухарбаев Б.К. старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин
Айпеисова А.К. начальник отдела по связям с общественностью и издательской деятельностью

Гимнастика и физические упражнения должны прочно
войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность,
здоровье, полноценная и радостная жизнь.
Гиппократ
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л. Н. Толстой

Главный ресурс нашего государства, гарант национальной безопасности – это образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье народа определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Школа на современном этапе развития общества должно стать важным звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья школьника называют приоритетным направлением деятельности общества, только здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущей жизни способны заниматься производительно-полезным трудом. Высокие темпы развития современного государства и общества предъявляют большие требования к человеку и его здоровью. Актуальным становится вопрос состояния здоровья детей. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Цель школы: создание среды обучающей, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей, способствующей раскрытию способностей, обеспечивающей школьнику условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. Здоровьесберегающая технология – это последовательные шаги к достижению результата, включающая в себя конкретные методы, формы и приемы. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главная задача на уроке – это рациональная организация урока, использование активных методов и форм обучения. Это гармония, слитность, созвучие учебной деятельности учителя и учащихся. Все это дает возможность учителю решать задачи, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный труд. Ученику интересно то, что нравиться, задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, утомление, неудовлетворенность. Все доступно, легко воспринимается, когда понятно, когда интересно. С первой минуты урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Оргмомент начала урока - связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Перед уроком - проверить подготовку кабинета к работе: освещённость, при необходимости – проветрить помещение и т.д.. Приучить ученика, до начала урока привести свое учебное место в порядок: положить на стол учебные принадлежности и т.д.. Каждый школьник должен быть готов быть дежурным, обязанности которого, чтобы учебный кабинет к началу каждого урока был проветрен, классная доска вымыта, находились на своем месте, чистая влажная тряпка и мел. Учитель должен быть всегда готов помочь учащимся.Четкая рациональная организация урока включающая в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
Рекомендации – приемы, подходы, связанные со здоровьесберающей технологией:
Обстановка и гигиенические условия должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса).
Норма видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение задач и т.д.). Однообразность утомляет школьника.
Продолжительность и частота чередования разных видов учебной деятельности–7-10 минут.Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее 3. Чередование видов преподавания не позже чем через 8-10 минут.
Выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения. Смена поз учащихся, соответствующие видам работы на уроке.
Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15 минут урока по одной минуте из 3-4-х легких физических упражнений с 3-4 повторениями.
Мотивация учебной деятельности школьника: своевременная оценка, похвала, поддержка, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету.
Эффективность на учебный процесс оказывает эмоциональные разрядки: юмор, улыбка, музыкальная пауза. Это снимает переутомление, отсутствие интереса к изучаемой теме, учащиеся активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
Здоровьесберегающие технологии являются одной из ступеней к обеспечению реального уровня здоровья детей, осознанного отношения и понимания к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Результат занятий с использованием приемов и подходов по здоровьесберегающей технологии: доступные, простые и в то же время максимально эффективные физические упражнения; социально значимые качества личности: инициативность, общительность, ответственность, целеустремленность, упорство, самостоятельность; интерес к изучению предмета, своего организма и его работоспособности; благотворное влияние на эмоциональное состояние; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека; восполнение недостатка двигательной активности, отказ от традиционного подхода; свободный выбор вида доступной двигательной активности; дифференцированный и индивидуализированный подходы к занимающимся с учетом интересов, здоровья, способностей, мотивации и т.д..

Источник: http://1.Материалы областной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее пространство школы как основа компетентностно
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: redaktsiyaorleu (2016-02-01) | Автор: Бухарбаев Б.К., Айпеисова А.К. E
Просмотров: 129 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru