Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Формирование функциональной и критической грамотности в условиях трехъязычия.
Формирование функциональной и критической грамотности в условиях трехъязычия.
Современный Казахстан является полиэтническим государством, поэтому развивается в условиях многоязычия путем поэтапной, взвешенной языковой политики, содействующей межнациональному согласию. Эта объективная характеристика обусловила переход общества к полиязычию, что, в свою очередь, актуализирует проблему изучения языков для адаптации к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям. Казахский язык– государственный язык, его должен изучать и знать каждый гражданин, проживающий на территории государства; русский языккак язык межнационального общения продолжает оставаться важным языком для многонационального Казахстана, а английский язык –«язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Цель введения трехъязычия на современных уроках в школах — развитие и формирование социально и профессионально ориентированной культурной личности, владеющей несколькими языками.
Для достижения этой цели учителя казахского, русского, английского языков особую роль отводит формированию предметно-дидактической среды для погружения в языковое пространство, которая включает в себя:
 музыкальный и аудио- материал на кассетах, дисках, иных носителях;
 словесные настольно-печатные игры, пособия, книги;
 ситуативные ролевые, театрализованные игры с лингвистическим содержанием;
 банк фольклорных материалов, которые являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.
Для внедрения трехъязычия в своей преподавательской деятельности я часто использую диалоговую форму обучения. Диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.
Например, на уроке «Қазақ халқы — қонақжай халық » учащимся дается задание посредством ролевой игры показать, инсценировать понятие «гостеприимный». Выполняя задание, ребята выдвигают свои идеи, обсуждают, спорят, находят альтернативные решения, используют все доступные средства. В итоге каждая группа представляют инсценировку, где дети применяют всю освоенную лексику за урок.
Ролевая игра - одна из форм развития коммуникативных навыков. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации, разыгрываемые по разным темам так или иначе связаны с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры из собственной жизни.
На уроке «Қазақ дастарқаны» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда. Во время выполнения этого задания необходимо найти оптимальное решение: это задание требует усвоения большого количества новых слов, креативности, артистизма, слаженной работы всей группы. В итоге получается целое кулинарное шоу.
Для формирования интонационно-динамической выразительности речи и чёткости произношения каждого слова на уроках казахского языка использую лингвистические игры.
«Лингвистическая игра» -это языковая игра, забава, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным персонажем является языкознание, то есть – лингвистика.
Для закрепления нового материала на уроке в начальном звене провожу игру «Әрі оқу-әрі-ойын», которую успешно могут применять на уроках казахского, русского и английского языка.

До-дейін,
Белка-.... тиін, squirrel.

Богатеть-баю,
Медведь-... аю, bear.

Старый-ескі,
Коза- ... ешкі, goat.

Надо- керек,
Жираф- ...керік, giraffe.

Язык-тіл,
Слон- ... піл, elephant.

Как сказал Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»
Чтобы дойти до результата, пусть выбранный вами путь будет благородным и легким с отсутствием в нем горечи в победе.
Ш.С.Гафурова
КГУ «Средняя школа №4»
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: sharipagafurova (2016-12-21) | Автор: Гафурова Шарипа Салимжановна E
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-11-21, 1:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1530]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [662]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4028]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru