Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Принцип самоорганизации в школе
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к учебе. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она во многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях вызывает лишь раздражение и скуку – они неприемлемы.
Это побудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Повышение эффективности урока – вот главная задача, которая стоит сейчас перед учителем. Успех её решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно. Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. При постановке целей и задач всегда нужно учитывать потребность учеников в проявлении самостоятельности, стремление к самоутверждению, жажду познания нового. Поэтому именно активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Подтверждением этому является использование в работе новых активных форм и методов обучения, например, проведение семинаров по изучению нового материала. При проведении уроков большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. И это не случайно. Потому, что одной из важных проблем школьной реформы, вытекающей из потребностей современного общественного развития, является такая постановка учебно-воспитательного процесса в школе, которая обеспечивает глубокие и прочные знания основ наук и вместе с тем воспитывает у школьников умение самостоятельно совершенствовать познание, развивает творческую инициативу и самостоятельность. Поэтому не случайно увеличение доли самостоятельного познания в процессе обучения.
Большей самостоятельности у учащихся при овладении знаниями нашло отражение в программах. Это, с одной стороны, даёт возможность учителю значительно повысить эффективность процесса обучения, активизировать позицию учащихся в учебном процессе, формировать у школьников готовность к самостоятельному совершенствованию знаний, а с другой - поможет ученикам организовать свою деятельность по овладению новым содержанием образования. Семинары по изучению нового материала дают возможность решения этих задач.
При проведении таких уроков на парты раздаются инструктивные карты, где помещены вопросы и задания, подлежащие рассмотрению, а также литература, используемая при выполнении этих заданий. В течение урока все вопросы, указанные в методичке, решаются по порядку, и основные выводы записываются в тетрадь. Также в тетради выполняются упражнения по ходу этого семинара. Работа по инструктивным картам дает возможность многим «сильным» учащимся работать быстрее, не ждать класс, так как все вопросы есть в карте. Учитель на таком уроке руководит процессом познания, помогает ученикам, направляет самостоятельно записывать уравнения, составлять схемы, делать выводы.
Так, при проведении двух часового семинара такого типа по теме «Соли аммония и нитраты» учащиеся не только самостоятельно составляют формулы веществ, записывают уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, но и практически подтверждают свойства солей, выполняя лабораторную работу. В течение урока учащиеся самостоятельно делают выводы по составу, свойствам и применению данных солей. В конце такого урока-семинара учащиеся приходят к выводам мировоззренческого характера: о единстве природы, развитие её, от простого к сложному, о причинно-следственных связях при рассмотрении вопросов состава – строения – свойств - применения данных солей. Такой подход не только способствует углублению знаний, но и помогает воссоздать целостную картину окружающего мира, провести взаимосвязи между веществами и явлениями.
Залог успеха в любом деле – правильная изначальная организация. В полной мере это относится и к учебному процессу. Как его построить, с чего начать, какие использовать методы и приемы, к каким результатам надо стремиться? Такие вопросы задаем мы себе в начале нашей работы. Путеводной звездой в их решениях стал анализ того, что должны знать и уметь учащиеся. Постоянный контакт с ними, отслеживание их успехов и неудач в учебе помогает выявить основные направления организации учебного процесса:
• Школа должна дать прочные базовые знания, уровень этих знаний должен быть таким, чтобы выпускники могли продолжить образование, смогли выдержать тестирование в ВУЗе и быстро адаптироваться там к учебному процессу.
• Необходимо дать учащимся хорошие навыки самостоятельного овладения знаниями. Их можно формировать в ходе организации опытнической работы, наблюдений, во время работы со специальной литературой, справочниками, определителями и т.д.
 • Учащиеся должны получить определенные навыки работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями; уметь поставить, а затем проанализировать научный эксперимент.
• За время учебы ребята не должны потерять интерес, очень важно учителю поддержать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний должен дать правильный выбор методов, приемов и средств обучения. Основной формой изложения материала должна стать лекция. Но так как она в чистом виде утомительна, то можно использовать лекцию-беседу. На таких уроках ребята постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают выводы, т.е. проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, задавая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести учащихся к самостоятельному формулированию и пониманию законов и явлений. Придерживаюсь такого правила: если вижу, что ученики при помощи моих вопросов могут самостоятельно подойти к решению той или иной проблемы, то предоставляю им такую возможность.
Изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но то, к чему он подошел самостоятельно, - это на всю жизнь. Такая форма обучения кажется мне эффективной еще и потому, что позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками.
Помимо лекций, важным источником знаний является для учащихся дополнительная литература. Её список дается к каждой теме и даже уроку. Главное здесь то, чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком литературы, необходимо указывать место, где её можно взять, иначе задание будет не выполнено. Учитель должен собирать нужные книги у себя в кабинете. В начале изучения каждой темы составляю список дополнительной литературы.
Семинары, как правило, организую по тем темам, которые ребята могут разобрать самостоятельно, с помощью дополнительной литературы (например «Неклеточные формы жизни»). Во время семинарских занятий старшеклассники учатся делать доклады, сообщения; подбирают нужный материал по источникам, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они используют схемы, рисунки, таблицы.
Особую роль приобретает ученическая тетрадь, она становится очень важным источником знаний, поэтому её ведению уделяю особое внимание. Фактически в ходе лекций школьники пишут в ней учебник, который будет их помощником и в дальнейшем. Записи ведутся аккуратно и разборчиво в больших толстых тетрадях. Название тем выделяется цветом, применяется подчеркивание новых терминов, основные положения теорий, законы заключаются в рамки, на полях выставляются значки «Запомни»! Все рисунки и схемы выполняются карандашом или фломастером. По возможности записи текста заменяем схемами. Успешность собственной деятельности учащихся по изучению и овладению содержанием учебного предмета зависит от многих факторов. Обычно указывают на такие факторы, как уровень развития познавательных возможностей ученика (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.), уровень способностей его развития, характер мотивации его учебной деятельности и другие.
Все эти факторы составляют в совокупности как бы необходимые предпосылки успешности его учебной деятельности, его потенциальные возможности. Однако нельзя забывать, что «потенциальные возможности» человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при общей рациональной самоорганизации и эффективном самоуправлении учебной деятельности.
Когда мы говорим о принципе самоорганизации в учебном процессе, то имеем в виду осознанную, рациональную самоорганизацию. Необходимо дать учащимся познания и навыки, позволяющие им целесообразно организовать свою жизнь и труд. Рациональная самоорганизация есть умение ученика без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции со стороны учителя, самостоятельно и рационально организовать и проводить свою учебную деятельность по осуществлению принятых целей обучения. Отсюда следует, что разумное обучение должно быть обучением самоорганизации, а по мере овладения учащимися самоорганизацией они должны учиться сами, а учитель должен лишь ставить перед ними общие цели обучения и оказывать помощь по мере возникающей у них необходимости.
Следовательно, учитель по сути дела должен не учить, а помогать учиться учащимся. Такой учитель рассматривает себя не урокодателем, а организатором и руководителем учебно-воспитательной деятельности учащихся. Отсюда следует, что важнейшей задачей учителя является обучение учащихся умениям и навыкам рационально учиться.
В заключение необходимо особо остановиться на вопросе о связи принципа самоорганизации с формами учебной работы. С начало надо разобраться в вопросе о связи индивидуальной формы работы с самостоятельной деятельностью учащихся. Зачастую эти два понятия отождествляют. Между тем это различные понятия. Индивидуальная форма – это одна из возможных форм учебной работы наряду с такими, как фронтальная и коллективная. Она означает, что ученик работает индивидуально, не взаимодействуя в процессе выполнения работы с другими учениками и с учителем. Однако индивидуальная работа может быть по своему характеру и самостоятельной и несамостоятельной. Деятельность ученика при любой форме учебной работы состоит из учебных действий.
П.И. Пидкасистый разделяет все учебные действия ученика на 2 группы. Действия первой он определяет как действия – навыки, действия – операции. При выполнении этих действий, «знания и способы действия», а также собственное поведение осознаются школьником в основном с учебно-практической стороны. При этом, главным в этом случае для ученика является умение «проанализировать условие познавательной задачи для актуализации соответствующего выполнения действий и определения средств и стратегии её решения.
Действия второй группы отличаются от действий первой группы тем, что здесь учеником осознается не только и не столько сама учебно-познавательная задача, а главным образом способы её решения, способы собственной деятельности. Только действия второй группы автор называет самостоятельными, а действие первой к учебно-тренировочным действиям и не считает их самостоятельными.
К самостоятельным действиям он относит: выделение школьником познавательной задачи, подбор и определение адекватных её решений и действий, выполнение операций контроля над тем, решается ли выделенная задача применяемыми способами или нет.
Таким образом, если ученик сознательно и активно участвует в осуществлении любой формы учебной работы – индивидуальной, фронтальной, коллективной, то его учебные действия могут быть самостоятельными и несамостоятельными. Следовательно, и индивидуальная учебная работа учащихся может быть и несамостоятельной, а учебно-тренировочные например, когда ученик дома по известному ему способу решает ряд задач (упражнения, примеры), то его работа является учебно-тренировочной, а не самостоятельной. При этом важно заметить, что для осуществления целей обучения необходима и самостоятельная и учебно-тренировочная работа ученика. Важно лишь, чтобы и та и другая деятельность осуществлялась рационально, активно и целенаправленно, чтобы ученик выполняя эти два вида деятельности совершенствовал свои учебные умения и навыки.
Итак, принцип самоорганизации означает, что учитель должен всемерно помогать учащимся самим учиться, организовывать и руководить их учебной деятельностью, учить их разумным методам учения, он должен повседневно воспитывать и обучать их рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебной – тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивидуальной, фронтальной, коллективной).
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: reg (2009-02-08) | Автор: Дыркова Нурдания Сайфуллаевна E
Просмотров: 3428 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-03-19, 1:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru