Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Обучение умением
Обучение умением

Преподаватель химии и биологии Дыркова Нурдания Сайфуллаевна, лицей при ЧУ МБА
Частное учреждение Международная Бизнес – Академия, г.Караганда Казахстан.

Из курса общей психологии известно, что способность использовать имеющиеся данные, знания или понятия, оперировать ими; для выявления существенных теоретических или практических задач, называется умениями.
Для учащихся зачастую трудно применить усвоенные понятия к решению конкретной задачи. Ученик порой не в состоянии отвлечься от второстепенных, несущественных деталей и выделить то общее, что закреплено в уже имеющихся у него понятиях. В этом случае понятия не превращаются в средство деятельности и познания. Они лежат мертвым грузом, не связываются с практикой, не становятся основой умений.
Знания выделяют свойства вещей, существенные в разных отношениях и для разных вещей. Чтобы знания стали основой правильного выбора действий (умения), нужно:
1. Чтобы вещи действительно имели те свойства, которые отображены в данном знании;
2. Чтобы эти свойства были существенны для тех целей, которые стоят перед действием;
3. Чтобы эти действия обеспечивали преобразование объекта, нужного для достижения цели.
Например, имеется задача – определить объем данного тела. Чтобы её решить, необходимо прежде всего выяснить, к какому классу геометрических тел относится данное тело, вспомнить, как вычисляется объем таких тел, определить, какие измерения следует сделать, произвести нужные измерения и в заключении произвести необходимые вычислительные операции.
Таким образом, применение знаний требует овладения еще целым рядом сведений и операций. Во-первых, необходимо знание сенсорных признаков, которые указывают на принадлежность предмета к тому или иному классу «идеальных объектов». Также как при регуляции действия, эти чувственные признаки играют роль ориентиров. Но если в навыке такие ориентиры играли роль регуляторов практической деятельности, то в случае определения объема они выступают как регуляторы умственной деятельности. Значит, необходимо овладение, её операциями. Наконец, надо знать, какие преобразования предмета следует произвести, чтобы была достигнута цель, т.е. уметь сопоставить свойства предмета со способами решения задачи.
Необходимо также овладеть способами преобразования предмета Формирование умений.
Мыслительная деятельность при решении задачи заключается в преобразованиях объекта, в выделении все новых его сторон и свойств, закрепленных в понятиях. Этот процесс идет с помощью операций анализа – синтеза, абстрагирования – обобщения до тех пор, пока не выделена та сторона объекта, которая существенна для решения данной задачи. При этом каждый шаг, открывая новые стороны объекта движет мышление вперед, определяет его следующий шаг. Поскольку новые стороны объекта отражены в новых понятиях, мышление протекает как многократные переформулировки задачи.
Например, новая переформулировка – результат анализа и синтеза данных предыдущего этапа и выражается в понятиях, в которых отражены существенные свойства объекта. Поэтому из новой формулировки вытекают новые сведения об объекте, которые движут мышлением вперед.
Так, благодаря анализу и синтезу объект в процессе мышления, как показали исследования, включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях.
Из объекта, таким образом как бы «вычерпывается» новое содержание, он как бы «поворачивается» каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Формирование умений выступает с этой точки зрения прежде всего как продукт все углубляющих знаний.
Умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов.
Главный путь формирования умений это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные отношения этого объекта.
Учащихся надо научить преобразовывать объект с помощью синтеза и анализа. Применяемые преобразования зависят от того, какие отношения и зависимости требуется установить. Схема таких преобразований и есть план решения задачи.
Научение умениям может осуществляться разными путями.
Один из них заключается в том, что учащимся сообщают необходимые знания, затем перед ними ставят задачи на их применение. И учащийся сам ищет решения, обнаруживая путем проб и ошибок соответствующие ориентиры и приемы деятельности. Этот путь называют иногда проблемным обучением.
Другой путь заключается в том, что учащихся обучают признакам, по которым можно однозначно распознать тип задачи и требуемые для её решения операции.
Наконец, третий путь заключается в том, что учащиеся обучают самой умственной деятельностью, необходимой для применения знаний. В этом случае педагог не только знакомит учащихся с ориентирами отбора признаков и операций, но и организует деятельность учащихся по использованию полученных сведений для решения задач.
Проблемы обучения вообще и формирование мышления учащихся в частности интенсивно разрабатывается сейчас психологами и педагогами.
Поэтому, опираясь на уже выявленные закономерности этих процессов, учителям – практикам важно уточнять в дальнейшем свои психологические знания на основе новых научных данных.

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: reg (2009-03-08) | Автор: Дыркова Нурдания Сайфуллаевна E
Просмотров: 1180 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru