Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Сельская школа

Мастер-класс "Психологический комфорт в школе-важное условие эффективности обучения и воспитания"
Психологический комфорт в школе- важное условие эффективности обучения и воспитания
Здравствуйте уважаемые коллеги. Цитатой к своему сегодняшнему выступлению, я взял слова Владимира Абрамовича Краковского:
...Из всех показателей оценки школы
главным следует считать самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
В. А. Караковский
Психологический настрой «Всё в твоих руках»
Притча (музыкальное сопровождение)
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках» В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно.
Сл 2. Что такое комфорт? Игра-ассоциация.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Сл 3.
К Культура, красота, качество, критичность, компромисс, контроль
О Обаяние, отношение, общение, ободрительный.
М Мир, мотивация, мудрость, мастерство, миссия.
Ф Формирование, форма, фантазия
О Обогатить, образовать, обстановка.
Р Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.
Т Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”. Несмотря на научное признание важной роли гуманных, доброжелательных отношений, проблеме формирования психолого-педагогического комфорта и его влияния на воспитание гармонично развитой личности школьника еще уделяется недостаточно внимания в сегодняшней реформируемой школе.
Сегодня методик решения психологических проблем целое множество.Я в своей практике, решил использовать элементы арт-терапии. Привлечение детей к миру красоты, гармонии. Больший эффект прогнозируется в сельских школах, где существует дефицит, а то и полное отсутствие преподавателей искусства и музыки. На эту мысль меня натолкнули результаты проведённой в прошлом учебном году недели психологии. сократилось количество пропусков и опозданий на уроки. Дети объединялись в группы, для участия в конкурсах. Улучшилась общая психологическая обстановка. Педагоги спрашивали: Что вы с ними сделали? По успеваемости мониторинг не велся. Слишком короткий период. Благодаря возможностям арт-терапии, тренингам, основанным на творчестве и красоте, можно выявить и разрешить неосознаваемые внутренние и межличностные конфликты и тд.
Я не «изобретаю велосипед» в психологии, а стараюсь научиться секретам и методикам у практических психологов, и адаптировано использовать их в своей практике.
Сл 4. Я желаю Вам: (лотереи с пожеланиями) - Так начиналось утро у дверей школы, шел конкурс «следопыт» и тд.
Предлагаю вашему вниманию элемент занятия-тренинга.
Сл 5. Н.Рерих – «Портрет жены»..(черно-белая репродукция)
Как вы думаете с каким чувством художник рисовал этот портрет?
он вложил свою любовь, свою душу в эту картину. смог ли он передать нам свои чувства.
(Guno - Ave Maria ) написана 200 лет назад. У вас было время поразмыслить над картиной, мешала ли вам эта музыка?.
Попробуйте поразмышлять над этой же картиной , (цветной вариант)
Сл 6 (Музыка техно). Легко ли вам было думать, размышлять на фоне этой музыки? Подобная музыка никак не способствует лирическому настроению. Для усиления восприятия должна быть гармония.
Сл 7. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого и всех вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
Игру можно использовать в целях диагностики. Интерпретация выбранных фигур и цветов проводится по психогеометрическому тесту и цветовому тесту.
Сл 8. «Я желаю всем добра»
Эти мыльные пузыри волшебные, потому что их может надуть только самый добрый, отзывчивый, толерантный человек. Что бы это проверить, нам предстоит каждому по очереди взять флакон мыльных пузырей, пожелать что-то хорошее своим товарищам и надуть столько мыльных пузырей, сколько ты добра желаешь людям, своим товарищам. Каждый из участников по очереди надувает мыльные пузыри.
Сл 9. В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта нужно начинать с педагогического коллектива.
Для этого в школе для педагогов, организуется музыкальная терапия, музыкальные экскурсии с 60х годов по настоящее время. Накоплено несколько сот аудиофайлов.
Знакомство с мировой живописью. Более 1000 фото картин с краткой биографией художников. Тренинги, выставки фотографий нашей природы. На переменах разучиваются танцевальные движения (в коридоре), что привлекает большую половину школы как зрителей.
Сл 10. Красота окружает нас. Мы видим ее в восходах и закатах солнца, бушующих морских волнах, в первой весенней зелени лесов, по видим также и то прекрасное, что создает человек, в нем самом, во взгляде любимой женщины, в изяществе ее движений. Словом, красота есть во всем. Казалось бы, все, что требуется от человека,— наслаждаться ею, беречь и умножать ее. Но надо научиться её видеть…
Сл 11- 15 Наши работы: (фото) а музыка сопровождения написана мной
А что же дальше? А не замахнуться ли нам на СЭНД-АРТ – рисунки песком
И замахнулись - готовим оборудование
Школа… Для учителя – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Я надеюсь что выбранное мной направление принесет желаемые плоды, а именно улучшить психологическую обстановку в школе.
Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.
Луций Анней Сенека
Чудо – школа
Как мы дружно, весело живем,
Учим ноты, песенки поем.
Школа, школа – наш родимый дом,
И без школы мы не проживем.
Наша школа – это чудо,
Припев 2-р В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям,
Пусть так будет!
Знает точно каждый ученик,
Что без школы мир тускнеет вмиг.
Любит школу наша детвора.
Школа, школа – лучшая пора!

Сл 16
Спасибо за внимание!
Категория: Сельская школа | Добавил: Urash_Irina (2015-01-18) | Автор: Юрашев Сергей Федорович E
Просмотров: 1454 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru