Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Сельская школа

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный»
Тема: А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный»
Цели: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма) ;
учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение) воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», муз. запись увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Ход урока
1.Оргмомент.
-Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
-Давайте вспомним какие произведения А.С.Пушкина читали? Какие знаете наизусть?
-А насколько вы знаете и помните сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам.
2. Работа учащихся в группах.
1. «Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стих.)
2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица…»
3.В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
«Сказка о Царе Салтане»
3. «Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»

4.Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
5. «Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
«Гонимы вешними лучами…»(отрывок из стих.)
6. «Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
7.«Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару…»

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

8.«Кири-ку-ку .Царствуй, лёжа на боку…»
9 . «Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
«Сказка о золотом петушке»
10 . «Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит,»
Басня И.А.Крылова – Ловушка
-Дети узнают произведения, несколько человек уже прочитали, а также узнали ловушку.
3.Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина
-Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина (Стихотворение, сказка)
ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА
4.Работа над новым материалом.
1) -Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?
Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
2) Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником с.41
3)А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…»
-Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
Это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает?
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик… Лукоморье - морской залив.
5.Работа над произведением .
1) Первичное восприятие текста.
2) Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее, расслабтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи)
3) Беседа по первичному восприятию:
-Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
4) Какие вам встретились трудные непонятные слова?
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
6.Словарная работа:(на доске записаны слова)
Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны…
Прихлынут
Брег песчаный
Витязь
Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать
- Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам. (Подбор синонимов под руководством учителя).
Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
7.Самостоятельное чтение текста (жужжащее)
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк)
- Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин? (Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира)
-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание)
-Что вы можете сказать о второй части? (Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)
- Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
8.Работа с иллюстрацией
-Что вы можете рассказать об иллюстрациях?
Мы видим лукоморье, дуб зелёный и всех сказочных героев, о которых пишет автор.
9.Работа в парах. стр. 43 вопрос 2
10.Выразительное чтение учащимися отрывка
- Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (Напевное, плавное)
- Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности)
-Как вы можете объяснить слова поэта:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»
-Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.
Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
Итог урока.
-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Домашнее задание: чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо.
Категория: Сельская школа | Добавил: Галина9564 (2015-01-29) | Автор: Трусова Галина Федоровна E
Просмотров: 751 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 6:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru