Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Разработка Смагуловой Гулсим Жумахановны – методиста школы-интерната, учителя трудового обучения высшей категории КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», УО ВКО, г. Семей. ТЕМА УРОКА: Пошив головного убора. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Совершенствование приёмов навыков по пошиву казахских головных уборов. Ознакомление учащихся с основами производства. 2. Развивать разговорную речь, мелкую моторику рук. 3. Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, воспитывать уважение к национальной культуре Казахстана. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Реклама: а) виды головного убора; б) узоры – орнаменты, в) нитки разного вида; г) виды ткани. 2. Вывеска на доске: Шеберхана «Ою- өрнек». 3. Новые слова. 4. Последовательность обработки тюбитейки. 5. Виды ручных стежков (на столе). 6. Технологическая карта (на столе). 7. Принадлежности: игольницы, булавки, карандаши, резинки, ножницы, мелки, напёрстки и т.д. 8. Лекала, ткань, виды орнаментов. 9. У приёмщика на столе: разные бланки, образец заявления, файлы, слово «приёмщик». 10. У учителя на столе: слово «директор», телефон, индивидуальный трудовой договор, закон о труде. ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Урок начинается, на столе все принадлежности: а) виды ручных стежков, технологическая карта, виды орнаментов, коробки с необходимыми принадлежностями для уроков труда. Доска закрытая. 1. Приветствие: - Здравствуйте дети, сәлеметсіңдерме балалар? - Кто дежурный? (дежурный отвечает) - Ваш рапорт? (дежурный скажет сколько учащихся присутствует на уроке). Спрашиваю число на казахском языке. Ответ тоже на казахском языке. На доске пишу число, месяц. II. – Тема сегодняшнего урока: «Пошив головного убора». Эта тема продолжение предыдущего урока. На предыдущем уроке что мы с вами делали. 1 ученик – Мы шили тюбитейки. Учитель: - Хорошо, теперь вспомним виды тюбитеек. 2 ученик – Виды тюбитеек: узбекские, татарские, уйгурские и казахские. Учитель – Какими орнаментами украшается казахская тюбитейка. 3 ученик – Тюбитейку украшают (со стола показывает виды орнаментов) вот такими орнаментами: бараний рог - қошқар мүйіз; птичьи крылья - құс қанаты. - Вы знаете, что пошив тюбитеек – это ручная работа, скажите какие стежки вы знаете? 4 ученик – Виды стежков бывают: крестообразные, стебельчатые, тамбурные, гладью. - Какие стежки мы применяем на уроках. 5 ученик – Тамбурные иногда гладь. - Назовите детали тюбитеек. 6 ученик – Верхняя часть, нижняя часть и подклад. - Ребята, вот это подклад – имеет особое значение, например люди пожилого возраста носят тюбитейки с шёлковым подкладом. Делятся ли тюбитейки на мужские и женские? Дети: – Да делятся. - Правильно, они делятся, бывают женские и мужские. На казахском языке женская тюбитейка называется «тақия», они украшаются блестещими бусинками, биссером и вышивается очень красиво и разноцветно, а мужские тюбитейки вышиваются более скромно. Иногда применяются блестящие нитки. Шьют эти тюбитейки в ателье Это индивидуальный заказ. То есть человек приходит и заказывает себе нужную тюбитейку. Возможно из вас кому-то придётся там работать. III. Сегодня у нас будет необычный урок. Ребята давайте представим свою шеберхану как-бы в ателье. Я директор этого ателье (на стол поставлю вывеску с надписью «директор»). А вы рабочие. Теперь нам нужен приёмщик заказов. Давайте дети выберем приёмщика. (Дети выбрали 1-го ученика, посадили за отдельный стол с вывеской «приёмщик). Ещё у нас будут заказчики. Наше ателье называется «Ою- өрнек». (Я открываю доску, там написаны красивые и разноцветные слова «Ою- өрнек»). Так же рекламы и виды тюбитеек, виды орнаментов, нитки и ткань, на плакате новые слова, последовательности обработки тюбитейки. - Ребята, раз уж мы находимся на производстве, начнём свою работу. Все вместе смотрите у всех есть принадлежности. Раздаю работу им работу, вышивка тюбитеек, сшить аппликацию и т.п. - Так как мы рабочие, тем более находимся на производстве, что мы должны сделать? Да, мы должны строго соблюдать трудовую дисциплину и технику безопасности. Кто расскажет как вы соблюдаете технику безопасности. 1 ученик: -Иголку держать правильно, надо поднимать всё время вверх. 2 ученик: - Аккуратно пользоваться рабочими инструментами. 3 ученик: - Нельзя подавать ножницы остриём вперёд. - Хорошо, технику безопасности вы знаете, значит вы сможете смело работать на производстве. Продолжайте работу. IV. В это время стук в дверь. Заходит опоздавший, (ученик говорит на казахском языке). - Кіруге болама? Кешіріңізші, кешігіп қалдым? - Сәлеметсіңбе? Подойди поближе. Ребята, что, у нас сегодня есть опоздавший? Ну ка, все смотрим на часы, на сколько он опоздал? - А у тебя есть оправдание? - Да есть, извините пожалуйста, проспал. - Саша, тебе не кажется, что ты нарушил трудовую дисциплину. Ребята, все вместе вспомним ещё раз правила соблюдения трудовой дисциплины. 1 ученик: - На работу приходить без опозданий. 2 ученик: - Соблюдать технику безопасности на производстве. 3 ученик: - Бережно относиться к инвентарю. 4 ученик: - Самое главное вовремя и качественно выполнять заказы. - Спасибо ребята, вы хорошо подсказали. Я думаю он вспомнил наши правила, в этот раз мы тебе делаем устный выговор, а в дальнейшем – ответственно относись к своим трудовым обязанностям и не опаздывай на работу. Понятно. - Понял, спасибо. - Садись, продолжай работать. V. Входит заказчик с ребёнком. - Сәлеметсіздерме? - Ребята, вот пришёл наш деловой партнёр, наш заказчик. - Здравствуй Сергей, подойди пожалуйста к нашему приёмщику. Приёмщик: - И так, что Вас интересует? Заказчик: - Я пришёл к вам заказать для праздничного представления тюбитейку. Вот для моего племянника. Приёмщик: - Хорошо, (берёт бланки, заполняет). Ваша фамилия, домашний адрес, телефон, записывает. Приёмщик показывает заказчику фасон тюбитейки, виды ткани, орнаментов, необходимых украшений. Заказчик с ребёнком выбирает нужную тюбитейку, виды орнаментов и т.д. Приёмщик с малыша снимает мерки головы. Заполняет квитанцию и спрашивает: -Как Вы будете рассчитываться, наличными или перечислением? Я хочу Вам сделать скидку. Заказчик: - Почему? Приёмщик:: - Потому что Вы постоянный наш клиент. Заказчик: - Спасибо, я рассчитаюсь наличными, сколько будет стоить мой заказ.? Приёмщик: - (на калькуляторе) Работа и ткань стоит 2000 тенге, у Вас есть скидка, Вы будете платить 1650 тенге. Заказчик: - У меня с собой нет такой суммы, я сделаю предоплату – заплачу 850 тенге, а потом рассчитаюсь полностью. (Он даёт 850 тенге приёмщику). Приёмщик: - пересчитывает деньги, отмечает в квитанции. Передаёт квитанцию заказчику. - Вот Ваша квитанция, заказ будет готов через неделю, приходите мы Вас ждём. До свидания. Заказчик: - Спасибо, до свидания. Заказчик с ребёнком уходит. Приёмщик вызывает одного из рабочих и даёт ему заказ. - Вот тебе заказ, заказчик придёт через неделю, успеешь ли ты? Вот лекала 52-го размера, сегодня приготовь выкройку. - Хорошо, я сделаю. - Рабочий приступает к работе, подходит к столу закройщика… VI. Один рабочий встаёт, подходит к преподавателю и говорит: - Вот я завершил работу, давайте вызовем заказчика и отдадим готовую продукцию. - Хорошо, вот номер телефона заказчика, позвони и вызови. Рабочий набирает номер и звонит. - Сәлеметсізбе? Это 63-58-51? Вас беспокоют из шеберхана «Ою-өрнек». Ваш заказ готов. Можете забрать, мы Вас ждём. (Все работают). Он садится и продолжает работу. Звенит звонок. VII. Учитель: - Ребята, время производственной зарядки. Ученик: - Давайте сделаем разминку. Сидя за столом сделаем круговые движения глазами. 1-ое упражнение: смотрим вверх и вниз. Повторяем 3-4 раза. 2-ое упр.: смотрим слева вниз и вверх направо, повтор 3-4 раза. 3-е упр.: смотрим справа вниз и вверх налево, повтор 3-4 раза. 4-ое упр.: смотрим слева на право и наоборот, повтор 3-4 раза. 5-ое упр.: зажмурить глаза посильнее на 5 секунд затем открыть, повтор 3-4 раза. - Закончили, спасибо, продолжайте работать. VIII. Приходит другой заказчик. Заказчик: - Сәлеметсіздерме? Я пришла за заказом. Рабочий: - Вот Ваш заказ (показывает саукеле), проверьте качество, довольны ли Вы выполненной работой? Заказчик: - Да, очень довольна, спасибо вам (благодарит на казахском языке). Рабочий: - Вы рассчитались с нами? Заказчик: - Да, я полностью заплатила, вот моя квитанция. Рабочий: - Хорошо, в таком случае приходите ещё, до свидания. Заказчик: - Сау болыңыз. (радостно уходит). IX. При выходе заказчика на встречу заходит ребёнок: -Вы не подскажите, здесь находится шеберхана «Ою-өрнек»? Заказчик: - Да, здесь, проходите вот приёмщик. Он подходит к приёмщику, здоровается. Приёмщик: - Что вы хотели? Ребёнок: - Вот я прочитал (в руках газета) ваше объявление о приёме на работу . Приёмщик: - Я данный вопрос не решаю, пройдите к нашему директору. Ребёнок подходит к директору. Директор: - Есть ли у Вас документы? Ребёнок: - Да, у меня есть документы. Директор: - Хорошо, покажите. Ребёнок показывает всё что у него есть: удостоверение личности, трудовая книжка, диплом). Директор: - Так как у Вас документы в порядке, я хочу ознакомить с правилами нашего ателье. Ребята, вот новый человек, хочет устроиться на работу, давайте поможем ему. Кто скажет какие правила мы знаем. 1 ученик: - Нужно соблюдать трудовую дисциплину. 2 ученик: - Нельзя опаздывать на работу. 3 ученик: - Необходимо знать и соблюдать технику безопасности. 4 ученик: - быть хорошими специалистами и справляться со своими обязанностями. 5 ученик: - Самое главное вовремя и качественно выполнять работу. Директор: - Хорошо ребята, спасибо вам! Вы согласны с нашими условиями. Ребёнок: - Да, я согласен с вашими условиями. Директор: - В таком случае напишите заявление, образец заявления вам даст приёмщик. Завтра к девяти, без опоздания приходите сюда. До свидания! Ребёнок подходит к приёмщику, получив дополнительную информацию уходит из класса. X. На доске висят новые слова. Я проверяю их работу, затем у них спрашиваю, что мы сегодня услышали? Новые слова повторяем и тренируемся. 1 клиент – постоянный покупатель, заказчик. 2. партнёр – участник какой-либо совместной деятельности. 3. Скидка – сумма, на которую понижена цена товара. 4. Индивидуальный – единичный. Ребята, очень хорошо, так как сегодня мы находились на производстве, я вам оценки ставить не буду. Спасибо вам, я думаю сегодняшний урок вам пригодится в будущем. Давайте попрощаемся с гостями. | |
Просмотров: 635 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|