Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Семиречье - взгляд сквозь годы

Прикосновение к вечности

Н. Г. Зуева,
старший преподаватель кафедры «Госуправление  и
менеджмент» Центрально-Азиатского Университета

25 ноября – поездка. В Алматы снег, но он не мешает думать о том, что предстоит нам увидеть.  Задача нашего  маршрута  – исследование небольшого отрезка Великого Шелкового пути – от Семиречья до Туркестана.
Великий Шелковый путь – это уникальный исторический памятник человеческой цивилизации, который, как магнит, притягивает умы ученых, подвигая археологов к  раскопкам. Это непочатый край работ в области археологии, истории, этнографии.  Нас,  туристов, он тоже не оставляет в покое. 
Великий Шелковый путь начал свое существование со второго века до нашей эры. Это единая трансконтинентальная трасса, которая стала связующим звеном между Европой и Азией. Основной тенденцией возникновения этой трассы является шелк, который везли из Китая в страны Европы.  Прежде всего, Шелковый путь – это некий символ связи времен: не зная его прошлого, невозможно проследить и объяснить многие исторические события, определявшие в последующем динамику развития цивилизации на Евразийском пространстве.
Сохранились исторические сведения, согласно которым буддийский паломник Сюань Цзянь, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие», в 629 г. отправился из Китая в Индию по международному пути, который связывал Китай с Западом. Прибыв  в тюркский каган, Сюань Цзянь в своих описаниях неоднократно подчеркивает, что тюркская знать носила роскошные шелковые одежды, сообщая также о подарках, которые он получил:  «Целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков шелка». 
Когда же «заработала» дорога – Шелковый путь?  Можно говорить лишь о его участках, начало контактов на которых восходит к III-II тыс. до н.э. Обменные  связи были налажены, благодаря разработке месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита – в верхнем течении р. Яркенд-Дарьи, в районе Хотана. Лазурит, добываемый в Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В середине I тыс. до н.э. бадахшанский лазурит появился и в Китае. Наряду с Лазуритовым путем, соединявшим Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, существовал еще Нефритовый, который связывал Восточный Туркестан с Китаем. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать Степной путь. Если следовать описаниям Геродота, то появилось еще одно направление Шелкового пути – из Причерноморья к берегам Дона, затем – в земли совраматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну агриппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этой дороге распространялись меха  и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
Совсем недавно считалось, что  изобретение шелка и начало торговли им относится к I тыс. до н.э. Однако китайские археологи, которые вели раскопки в провинции Чжецзянь, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса и пряжу, относящиеся к эпохе неолита. Возраст ткани – около 2750 г. до н.э. Анализ ее свидетельствует о том, что уже к этому времени, т.е. почти 5 тысяч лет тому назад, шелководство вышло из примитивной стадии. В  VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного из «царских» курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н.э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VI-V вв. до н.э. на юге и западе Европы. Считается, что лишь в середине II в. до н.э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
А все началось в 138 г., когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, сопровождавший князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада. Вслед за ним по этому пути пошли  на Запад караваны с шелком, а в Китай – караваны с товаром из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. 
Тихо ночь растаяла  и рассвет украл с небес последнюю звезду… И вот уже автобус подъезжает к Таразу – одному из наиболее древних городов Казахстана. В 629 г. Тараз (Далосы) описывает Сюаню Цзянь: «Пройдя 140-150 ли на запад от Цяньцюань, мы прибыли в город Далосы. Город в окружности 8-9 ли. В нем смешано живут купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земля и климат такие же, как в Суйе. Примерно в 10 ли на юге от него есть небольшой одинокий город с населением около 300 дворов. Это, собственно, люди из Срединного царства. Некогда они были взяты в плен Туцзюэ, но впоследствии объединились в  землячество и осели в этом городе, живя в его центральных усадьбах. Когда же одежда износилась, они стали одеваться как Тузцюэ, но их язык, обычаи и законы такие же, как в Китае».
Именно здесь родилась прекрасная легенда много веков назад. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть…». Эта легенда передается из уст в уста, из поколения в поколение. Дошла она и до наших дней. А связана она с мавзолеями – Айша-Биби и Карахана.  Айша-Биби – молодая девушка, красавица, жившая приблизительно  в XI в., ее отец Айткожа. Айша-Биби встретила Карахана, который прибыл в ее края, и они полюбили друг друга. Однако Карахан, получив весть о неожиданном нападении врага, вынужден был срочно  вернуться домой. Айша выходила каждый день в степь ожидая своего возлюбленного. Однажды девушки решили искупаться в реке, и в это время Айша-Биби увидела большие клубы пыли… Это возвращался ее суженый. Айша-Биби бросилась ему навстречу, но, наспех надев головной убор – саукеле, она  не заметила змею, которая заползла в ее шапочку…
…Темноту пронзили лучи,
Или отблеск бесцветной парчи
Заиграл у нее на щеке?
Вьется прядь… то змея на виске!
Услышав от девушек о случившемся, Карахан поспешил к ней. Но было поздно, Айша скончалась у него на руках. В память о своей любимой Карахан построил над ее могилой мавзолей. В центре мавзолея установлен надгробный кулпытас – памятник. На двух колоннах надписи арабской вязью: «Осень, тучи, жизнь продолжается…».
Мавзолей Карахана расположен в Таразе, а мавзолей Айша-Биби недалеко, в нескольких километрах от города, в небольшом поселке с одноименным названием  Айша-Биби. Смерть разлучила влюбленных, но каждое утро, когда солнце восходит, и каждый вечер, когда солнце садится – маковки куполов мавзолеев освещаются лучами и,  как по невидимому мосту, влюбленные встречаются в поцелуе.
Далее мы движемся к поселку Сайрам, он же Испиджаб – «Город на Белой реке», когда-то здесь был крупный мегаполис, который являлся одним из звеньев Шелкового пути. Он имел торговые постройки и караван-сараи, хозяевами которых были купцы из Бухары и Самарканда. Купцам из Испиджаба принадлежали даже фактории в Багдаде. Испиджаб был городом, из которого вывозили рабов. Предметами торговли являлись белые ткани, оружие, медь и железо…   Сейчас – это маленький поселок, который хранит память о прошлом. В Х11 в. в этом городе родился Кожа Ахмед Яссауи – среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Писал на шагатайском(среднеазиатско-тюркском) языке. Автор сборника мистических духовных стихов « Хикмат».
Автобус мчится навстречу «вечности»,  в поселок Шаульдер, где находится Отрарский  государственный археологический заповедник-музей, также запланировано побывать на руинах героического города Отрар, который подарил миру великих людей. Один из них Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870-950г.г.) – великий ученый энциклопедист, философ, мыслитель, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке, в связи с чем получил звание «второй учитель» (второй – т.е. после Аристотеля). Автор свыше 100 трудов по астрономии, философии, медицине, социологии, этике, поэзии и др.
… И вот позади Шымкент. Тучи отступили, и нежный рассвет открыл  безбрежные просторы степи. Солнце поднимается и как бы подталкивает автобус своими лучами. Сквозь слегка приоткрытое окно врывается легкий, пропитанный полынью, горьковатый ветер. Вдоль трассы разбросаны кусочки «белого золота» – это хлопок. Его уже собрали, но машины, вывозившие хлопок с полей, растеряли кусочки, и долгие километры устланы «белым золотом». Наконец впереди появилась арка, и автобус плавно въехал в поселок Шаульдер – чистый, аккуратный, небольшой населенный пункт. Вдоль главной улицы выстроились  светлые дома, как почетный караул, встречающий дорогих гостей. Поселок располагается близ того места, где река Арысь впадает в Сырдарью. Первыми собирателями археологической культуры здесь, в этом поселке, оказались сельские учителя,  которые собирали у населения предметы старины, случайные находки и бережно хранили их в школьных музеях. На основе этих музеев возник историко-краеведческий музей, преобразованный затем в Отрарский государственный археологический заповедник-музей. Перед зданием в центре бюст великому Абу Насыр аль-Фараби, старая казахская лодка Х1Х в. Всем невероятно хочется прикоснуться к ее сухим, потрескавшимся доскам. Лодка имеет интересную многогранную конструкцию.  На Сырдарье вблизи Отрара с древних времен были переправы Ушкайык, Акжар, Маякум, Шенгельды, где использовались казахские лодки. Основные части казахской лодки назывались «омыртка», «каракус», «жактау», «бериктик» и двигательно-направляющие части, называющиеся «шау», «булкын». Лодки изготавливались из туранги (тополь разнолистый), доски   тесно подгонялись друг к другу и скреплялись гвоздями из джиды. Промежутки между досками забивались тканью и затем обмазывались козьим жиром.
В самом музее, первоначально, предстает огромная панорама Отрара. Художники вдохнули в нее жизнь, город ожил, и можно легко представить, как живут и отдыхают жители данного города, а что далее? Это экспонаты: старинные монеты (в 2004 г. к западу от Отрара, в местности Жантакты ой, недалеко от мавзолея Арыстанбаба, талаптинский мираб А. Мамбетали, закрепляя отверстие арыка, нашел кувшин с золотыми монетами ХII-ХIII вв. (диаметр монет – 25-26 мм.), книги, предметы быта. С теплотой и какой-то гордостью, чувством причастности к этой древности, истории – экскурсовод мелодично ведет рассказ.
Время вновь летит неумолимо и наш автобус уже на пути к древнему городу Отрар. Он был центром большого земледельческого района, одной из опорных крепостей кочевников. Находясь на Великом Шелковом пути, с древнейших времен город был в постоянном научном, культурном, экологическом, дипломатическом контакте с Индией, Китаем, Византией и другими государствами. Через Отрар осуществлялась связь кочевников с оседлым миром. Он был…
785 лет назад произошла Героическая оборона г. Отрара. Как черный коршун, напал на город Чингисхан с несметными войсками. Ровно полгода Отрар держал оборону. Чингисхану пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы одолеть непокорных. Из-за предательства город пал. Он был разграблен, сожжен неприятелем, а глава города Кайырхан казнен.
                    
Один, осененный легенды крылом,
Чей верен был глаз и смертелен удар,
Шесть месяцев долгих умом и мечом
Сражался с врагом, защищая Отрар.
Он сотни сражений победой венчал,
Душой незлобив и коварство презрев.
В нем мудрость и сила – начало начал
Сплетались, сроднившись,
 как корни дерев.
Он знал наизусть Фараби, Яссауи,
В войне был бесстрашен,
хоть веровал в мир.
Любимец народа, с отвагой в крови,
Был ханом Отрара великий Кайыр.                                                                                      
М. Шаханов
    Наш автобус достиг цели. Дует пронизывающий ветер, а нас одолевает волнение. Мы ступаем на землю, где когда-то стоял могущественный город. Теперь это руины. Здесь тысячу лет назад жили люди. Они любили, устраивали быт, растили детей, изучали науки, а теперь это пылинки, как их много. Омар Хайям в своих рубаях часто сравнивает глину, из которой горшечник делает посуду, с прахом предков.
 Вчера зашел я в лавку гончаров,
Проворны были руки мастеров.
Но не кувшины я  духовным взором
Увидел в их руках, а прах отцов.
                           О. Хайям
Здесь, в этой степи, священная глина, прах предков. Жизнь так хрупка, так скоротечна. Что заставляет человека поднять меч на себе подобных? Ничто не может оправдать насилие, вероломство. «Пылинки прошлого» вопиют о помощи. Война не пощадила ни старцев, ни женщин, ни младенцев. Слава, власть, богатство – что по сравнению с маленькой искоркой жизни? Земля хранит в себе тайны прошлой жизни: курганы, пирамиды, целые города захоронений. Все скрыто от глаз, чтобы люди не могли видеть тленности человеческой власти.
Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти,
ни тленья;
Лишь дело героя да речь мудреца.
Проходят столетья не зная конца.                                   
                  Фирдоуси
Кто с точностью может сказать, сколько было войн на земле? Земля сотрясается от жестокости человека, плача и стона, а люди вновь ищут славы и власти. Кто может остановить тщеславие?
Мир вам, «пылинки вечности»!
Мир тебе, Земля!
Мир вам, живущие на планете Земля! 
Следующая наша остановка у мавзолея Арыстан Баб. Святой, согласно религиозным легендам, был первым учителем Ходжы Ахмеда Яссауи. Мавзолей был построен  Тимуром в XIV в.
И вот наконец Туркестан…
Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане (до XVI столетий город Яссы) в Южном Казахстане – уникальный памятник прошлого казахского народа.
Город Яссы располагался на одной из ветвей Великого шелкового пути – торговой дороги между Даштикипчакской степью и оазисом Средней Азии – городами Хорезмом, Ташкентом, Бухарой, Самаркандом. Здесь всегда велась оживленная торговля: Китай экспортировал фарфор, Персия – шкуры тигров, золотые и серебряные изделия, Византия – все виды тканей. Караваны увозили в Россию цветное Туркестанское стекло, тончайший шелк, семена хлопчатника. Ежедневно Туркестан посещали караваны из 500 верблюдов. В XV-X столетиях Туркестан был местом жительства казахских ханов.
В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссауи убеждал людей быть честными, учил презирать жадность и алчность. Его поэмы обладали большой популярностью, их учили наизусть и распевали далеко за пределами Даштикипчака. Известность поэта росла из года в год. Поэмы Яссауи вошли в культурное мировое наследие народов Центральной Азии.
По преданию, Яссауи был последователем пророка Мухаммеда. И достигнув шестидесяти трех лет, возраст, в котором пророк умер, Яссауи стал добровольным затворником в подземелье мечети, где и провел остаток жизни в молитвах и проповедях.
Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой почестью в маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение три раза этого мавзолея приравнивалось Хаджу к Мекке.
Существующий сегодня мавзолей был установлен спустя 233 года после его смерти по приказу Тимура. Строительство было возложено на Мавляна Убайбулла Садра. Мавзолей Ходжи Ахмада Яссауи – портально-купольное сооружение больших размеров. Его ширина 46,5м., длина – 65 м. Вокруг центрального зала расположены 35 помещений различного назначения. Главный фасад здания решен в виде гигантского портала. Арка портала поднимается на высоту 37,5 м. Толщина наружных стен 1,8-2 м., толщина стен казандыка – 3 м.
… Караван-баши,
Караван-баши…
Плавно тают в тени верблюды...   
Кто идет?
Паломники?
Торгаши?
Кто идет караваном?
Люди…
По песку многоточий
К колодцу ответов…                 
 О. Сулейменов

Великое счастье – видеть бесценное дело рук далеких предков. Связь времен, связь поколений. История хранит для потомков имена, даты, события. Жизнь вновь и вновь будет возвращать нас к прошлому, как  продолжению будущего!

"Учитель Алматы", № 4, 2009 г.
Категория: Семиречье - взгляд сквозь годы | Добавил: collegy (2009-04-13)
Просмотров: 4414 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru