Перекресток глазами гимназистов, или Что мы видим на углу улиц Кабанбай батыра - Наурызбай батыра
Наше недавнее сообщение о проведении краеведческой конференции в школе-гимназии № 25 на тему "Наш перекресток" вызвало живую читательскую реакцию. Суть ее - наш город невозможно не любить, и младое поколение это подтверждает делом Василий Шупейкин, "Вечерний Алматы" Тел.279-62-16 8-701-3374555 - Жаль, что не все из того, что гимназистам удалось разыскать в архивах, вы опубликовали в газете, - позвонила в редакцию Людмила Орлова, наша постоянная читательница и большой знаток истории города. А и правда, почему бы не предоставить ребятам возможность рассказать о своих краеведческих изысканиях всем поклонникам рубрики "Старая площадь", решили мы и с удовольствием начинаем серию публикаций. Первый материал, конечно же, должен рассказать о том, как родилась эта школа и какой она была много лет назад.
Выполнила работу Изотова Алена, ученица 9 "Б" класса ГУ "Гимназия № 25 им. И. Есенберлина". Руководитель - учитель истории Краснова О. Н. В 1937 году была образована полная средняя школа № 25 имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, которая вошла в систему Сталинского районного отдела народного образования. По документальным материалам установлено, что в 1961 году школа была преобразована в одиннадцатилетнюю с производственным обучением. Район, на территории которого находилось учебное заведение, в конце 1961 года стал называться Советским. Удалось узнать лишь то, что в 1941 году директором школы была назначена А. Болукова (к сожалению, имя и отчество найдены не были ни в одном документе). 12 января 1942 года ее на этом посту сменила Назаренкова Галина Порфирьевна. С 13 июля 1942 года директором школы зачислили товарища Потапову М. С. С 20 августа 1943 года директором стал Поляков Сергей Филиппович. С сентября 1954 года на этой должности руководил коллективом Селицкий Адольф Евсеевич. Все они внесли огромный вклад в развитие средней школы № 25. Вклад учителей также неоценим. Их фамилии: Каюкова Е. Ю., Чечурин А. И. , Чеботова В. Е., Конобрицкая Е. М., Садчикова А. Н. Еще один очень интересный факт - с 1943 по 1952 год средняя школа была мужской. А в годы войны в здании школы на 1-м этаже находился военный госпиталь. В то же самое время на 2-м и 3-м этажах проходили занятия. В школе имеется ряд кружков: танцевальный, хореографический, музыкальный. В городских соревнованиях ее ученики нередко занимали призовые места. Также проходили и такие мероприятия, как военная игра "На разгром" в честь 25-й годовщины ВЛКСМ (с 20 по 24 октября 1943 года). Каждый год при школе организовывались летние лагеря. Вот как об этом говорится в протоколе заседания родительского комитета, где был рассмотрен план работы МСШ № 25 на май - июнь 1954 года: "Организация летнего лагеря. Помощь школе в проведении выпускного вечера учащихся 10-х классов. …Также оказать помощь школе в проведении утренников и вечеров, посвященных выпуску учащихся, окончанию учебного года… Оказывать помощь школе в занятиях с учащимися, получившими работу на осень". В 1953 году была осуществлена экскурсия учащихся школы по маршруту Алма-Ата - Пржевальск. Она проходила, как свидетельствует документ, "…под руководством товарища Котурги". Родительским комитетом было решено оказать помощь малообеспеченным ученикам-экскурсантам в сумме 300 рублей. Проблемы школы в то время были такими же, как в наши дни Интересно узнать, какие оценки тогда получали школьники? В журналах того времени цифровые оценки не ставились, а записывались так: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - посредственно, 2 - плохо. Вместо оценки за год писали - испытание за год. Отмечались и неуспевающие школьники. Были второгодники. Оставленных на переэкзаменовку на осень в журнале отмечали: испытание по геометрии или по русскому письменно. В характеристиках писалось: скромная, дисциплинированная, серьезная и способная; очень любит подсказывать, способная; очень способный, но не дисциплинированный; способный, шалун; часто нарушал дисциплину, получал от класса выговор; любит на уроках разговаривать с соседками; ленивый, мог бы быть отличником. По окончании школы при положительных результатах учащиеся получали аттестаты зрелости, а некоторые - даже золотые медали. Однако имелись и нарушения трудовой дисциплины: невыполнение домашних заданий, а также единых требований (правила). Проводились общешкольные родительские собрания, на которых рассматривались итоги учебы. Отмечались положительные и отрицательные стороны обучения.
Рассмотрим протокол одного из таких собраний в 1955 году
В протоколе сказано, что проведено 58 комсомольских собраний, выпущено 55 стенных газет и столько же фотомонтажей, проведено свыше 100 культпоходов, посажено 670 деревьев. В проведении этих мероприятий участвовали родительские комитеты, они посетили на дому 170 школьников.
Малообеспеченным учащимся оказывалась посильная материальная помощь. При обследовании учащихся 7-х классов родительский комитет постановил: купить некоторым учащимся обувь, стеганки, фуфайки, ботинки, галоши, шапки, выделить через буфет школы завтраки.
На заседаниях родительских комитетов рассматривались и проблемы школы.
Плохое посещение учеников, нарушение школьного порядка, плохая успеваемость.
"Задачи родительских комитетов: 1. Не оставлять без внимания нарушения школьного порядка. 2. Воздействовать на родителей учеников, нарушающих дисциплину в школе. 3. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. 4. Необходимо обратить внимание родителей на успеваемость. …Неправильная помощь со стороны родителей ведет к плохим результатам".
На классном собрании рассматривалась плохая успеваемость ученика 8 "А" класса Юдина, у которого много плохих отметок: в класс является без тетради, разговаривает на уроках, на него влияют товарищи, которые не учатся в школе.
Директор школы Поляков Сергей Филиппович предлагает дать ученику Юдину 2 месяца сроку для исправления, то есть приобщить к общественной работе.
Также обсуждается поведение ученика 5 "Б" класса Усачева. Он аккуратный, но до уроков успевает подраться со всеми, а на занятиях бросает трубочки, лежит на парте, под партой, ходит по классу, один раз бросил табуретку в товарища - чуть не пробил ему голову.
Такого ученика было решено отстранить от занятий в школе, родителям рекомендовали взять преподавателя и усадить мальчика дома, чтобы он занимался по русскому языку и арифметике за 5-й класс. А ученика 4 "Б" класса Бусыгина отстранили от школьных занятий и рекомендовали устроить на трудовое обучение.
Можно наблюдать различия: так, в 40-50-е годы учеников отстраняли от занятий, рекомендовали родителям обучать детей на дому, приглашая учителей. В наши дни учеников не отстраняют от занятий, а оставляют на осень...
Это первый материал юных краеведов. Будут и другие.
По просьбе выпускников алматинских школ
(Продолжение. Начало в номере от 9 апреля с. г.)
1872 год Открыта первая аптека
1873 год Открыта первая ветеринарная аптека
1874 год Всем домовладельцам предложено обсадить свои дома со стороны улиц деревьями в два ряда
1876 год Открыты мужская и женская гимназии
1877 год Начали работать Городская дума и управа. Первым городским головой стал инженер-строитель П. М. Зенков
1878 год Учреждена Мещанская управа. Организованы метеорологические наблюдения
1879 год. Октябрь В новом городе 43 улицам даны названия. Организован Статистический комитет, проведена первая перепись населения г. Верного. Открыт первый детский приют на 20 человек
1882 год В северо-западной части города поселилась значительная группа дунган, уйгур, положивших начало Уйгурской, Дунганской и Кашгарской улицам
1887 год, 27 мая Произошло землетрясение огромной силы. Материальные убытки составили 2 548 208 рублей. Организован сейсмологический пункт
1894 год По настоянию областного лесничего О. Э. Баума старые деревья в городе были выкорчеваны и посажены новые.
1894-1897 годы В городе Верном находилась в ссылке Анна Семеновна Кочаровская, активная участница социал-демократического движения.
|