Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Разработка открытого урока по теме "Удельная теплота плавления"
Тема урока:Температура. Удельная теплота плавления.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: повторить и углубить знания об агрегатном состоянии вещества, изучить удельную теплоту плавления, применить полученные знания при решении задач
Задачи урока:
Образовательная:
ввести новую физическую величину – удельная теплота плавления;
вывести формулу расчета количества теплоты для плавления и отвердевания;
выяснить на сколько увеличивается при плавлении внутренняя энергия различных веществ.
Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитательная: воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала +изучение нового + первичное закрепление нового материала)
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Форма урока: Индивидуальная, фронтальная, парная.
Технология: РКМЧП, ИКТ, проблемное обучение, здоровье сберегающее
Ресурсы: Презентация, учебник, модели кристаллической решетки, видеоролик «Плавление металла».

Организационный этап – 2 мин
Подготовка класса к уроку. Создание коллаборативной среды методом «Добрые пожелания»

Проверка домашнего задания – 10 мин

1. Тест-игра «Кто хочет стать отличником?». 5 мин.
Взаимооценивание «Правильный ответ-1 балл»

Правило игры: На экране поочерёдно задаются вопросы и даётся четыре варианта ответа на каждый вопрос. Учащиеся за 30 секунд должны дать ответ на вопрос. Ответы учащихся записываются в таблицу для фиксации итоговой оценки. По истечении времени (2 минут) подводятся итоги, подводиться подсчет баллов.

Вопросы:

Температура плавления – это..
Любая температура, которая больше 0 С
0 С
100 С
Температура при которой вещество плавится
Вещества отвердевают при температуре……..
Критической
При абсолютном нуле
При которой плавятся
0°С
Формула Q=cm(t2-t1) используется для….
Вычисления плотности вещества
Потенциальной энергии тела
Определения скорости тела
Для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
Величина с в формуле Q=cm(t2-t1) это…
Удельная теплоемкость вещества
Удельной теплоты сгорания топлива
Температура тела
Количество теплоты
По формуле Q=qm вычисляется…
плотность вещества
скорость тела
количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива
кинетическая энергия тела
Величина q – это….
масса вещества
удельная теплота сгорания топлива
удельная теплоемкость вещества
количество теплоты

Проверка: 1-D; 2-С; 3-D; 4 –A; 5-С;

2. Логические задачи и вопросы – 3 мин (Оценивание учителем)

Какой из кусков – стальной или вольфрамовый – останется в твердом состоянии, если будет брошен в расплавленное железо
Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют спиртовые термометры а не с ртутью?
Можно ли расплавить в алюминиевой кастрюли расплавить медную деталь? Почему???

3. Разбор графика у доски « График плавления и отвердевания льда» - 4 мин

3. Актуализация знаний - 3 мин
При изучении нового материала мы будем опираться на материал предыдущих уроков Мы с вами знаем, что называется процессами плавления и отвердевания, в чём отличие в молекулярном строении твёрдых тел от жидкостей, мы знаем, что при плавлении вещества идёт процесс разрушения его кристаллической решётки, при этом необходимо затратить энергию, а при кристаллизации эта энергия выделяется. Т.е. процессы плавления и отвердевания мы изучили качественно.

(Учителем создается проблемная ситуация для вывода целей и задач новой темы учащимися)

Какая же с задача заключается в том, чтобы научиться вычислять количество теплоты, затраченное на плавление и выделившееся при отвердевании, т.е. изучить эти процессы количественно.
Давайте определим какие задачи вы перед собой поставите. Что мы должны изучить сегодня?
(ответы учащихся)
(Четко сформулировать задачи)

Задачи:
Дать определение физической величины: «Удельная теплота плавления».
Узнать единицы измерения данной величины.
Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.
Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.
Применять изученную на уроке формулу при решении задач.
Приводить примеры практического применения изученного материала.

4. Изучение нового материала и первичное закрепление – 10 мин.

Сейчас мы с вами попытаемся достичь наших целей

1. читают;
2. отвечают на вопросы параграфа
3. самостоятельно выводят формулы для расчетов и записывают в тетрадь;
4. анализируют таблицу 4. учебника; (первый ряд – алюминий, второй ряд – олово)
5. выступление для получения дополнительных знаний «Аморфные тела» - ученик А – 3 мин

5. Физминутка – 1 мин (просмотр видео) учащиеся в расслабленном положении слушают учителя.

Учитель: Пример практического применения изученного материала : металлургия. Используя изученную нами сегодня формулу, металлурги вычисляют количество теплоты, необходимое в доменных печах, мартенах. От правильности их вычислений зависит качество выплавленного чугуна, стали, других металлов. Для выплавки, например, чугуна требуется очень большое количества теплоты, а значит и сжигаемое топливо должно иметь большую теплоту сгорания. Одним из видов такого топлива является кокс, который получают из высококачественных сортов каменного угля – антрацит на специальных комбинатах. Один из крупных комбинатов по черной металлургии в Казахстане является Карагандинский в г.Темиртау. Наш город в котором мы с вами живем, также является крупнейшим поставщиком железа.

6. Закрепление изученных знаний – 15 мин
Зная условие которое необходимо для плавления веществ мы теперь можем спокойно перейти на выполнение упражнения
Устно -упр. 9 (3);
Устно – упр.9 (4)
У доски – упр.9 (7)
(работа с правильным оформлением задачи)

7. Подведение итогов. Домашнее задание – 3 мин
§14 читать, выуч. формулы и определения, упр.9 (2, 8)

дополнительно - Синквейн «Плавление» или «Отвердевание»
первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

8. Рефлексия. – 1 мин.
Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? Решили?
Добились поставленной цели?
Где мы на практике можем использовать эти знания? Кому нужна формула, которую мы изучили?

Ответь на вопросы

сегодня я узнал(а)…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

я смог…
Категория: Физика | Добавил: super0018 (2015-11-08) | Автор: Умашева Сауле Темирхановна E
Просмотров: 551 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru