Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Отрадных Любовь Анатольевна, Гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек» Использование компьютерных технологий на уроках физики «В действительности нет ничего более удивительного и непонятного, чем то, что современные методы обучения еще не полностью истребили святое любопытство исследования; это нежное маленькое растение помимо стимуляции нуждается, прежде всего, в свободе; без нее оно не может развиваться и гибнет». А. Эйнштейн Как известно, существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний учащимися,всестороннего и гармоничного развития личности. Современными требованиями к структуре урока является использование методов, вызывающих активность ребенка. Сегодня от образования требуется намного больше, чем вчера.И поэтому учителю необходимо построить учебный процесс наиболее эффективно, познавательно и интересно. Ведь прочитав определенную тему, мы просто знакомимся с открытиями, которые были сделаны до нас, и принимаем их как догму. А где же познание, переживание вместе с великими учеными Ньютоном, Архимедом, Кеплером, Бруно? Где муки поисков Истины? Разочарования, ошибок иногда даже трагедий… И роль учителя - подтолкнуть ученика именно на путь исследования, поиска, открытий. Выдвигать гипотезы, строить догадки о существовании определенных соотношений, закономерностей, а затем вместе с учеником экспериментально подтвердить их или опровергнуть, получив определенные результаты.Эти бесценные навыки пригодятся ребятам потом на всю оставшуюся жизнь. Никакая другая наука не в состоянии научить их всему этому так, как это в состоянии делать физика, которая является «фундаментальной наукой о Природе». Использование компьютерных моделей позволяет это сделать, используя высокую степень наглядности, простоту использования, способствует формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний.А это, в свою очередь ведет к лучшему усвоению учебного материала.На таких уроках ученик может сам исследовать то или иное явление, изменяя параметры, моделируя физические процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Кроме этого, современные электронные учебники и энциклопедии на уроках позволяют демонстрировать сложные опыты (не всегда есть необходимое оборудование, и многие эксперименты просто нагляднее идут на экране, где виден каждый нюанс). Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, представляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и представлять любые решения без риска получить за то низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Каждый получает возможность свободно выбирать свою собственную, оптимальную скорость усвоения, именно ту скорость, которая соответствует его индивидуальным особенностям.Использование компьютерной техники на уроках позволит индивидуализировать процесс обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого учащегося, выстроить его индивидуальную образовательную траекторию. Использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление и технический интеллект. Исходя из целей урока, могут быть использованы различные программы, которые должны соответствовать курсу физики и астрономии. Современные информационные технологии позволяют включать любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Ожившие схемы намного эффективнее доносят смысл и идею той или иной физической модели, явления. Это также существенно упрощает подготовку к урокам, автоматизирует процесс построения урока, позволяет проводить детальную диагностику развития знаний и умений учащихся. Компьютер – это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. Практика работы показала, что ребятам стало интереснее учиться. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Каждый современный педагог просто обязан использовать информационные ресурсы на своих уроках. Для меня компьютер - это источник информации через всемирную сеть, это средство, позволяющее использовать многочисленные электронные учебники и энциклопедии на уроках. Они позволяют учащимся самостоятельно добывать знания путем собственной творческой деятельности, позволяют создать и удерживать высокий и устойчивый интерес к учебному труду, развивают продуктивное мышление, прочные и действенные результаты обучения. Наличие обратной связи наглядно демонстрируют учителю и учащимся возможности каждого, к тому же у машины нет «любимчиков». Те знания, навыки, умения, которые учащийся «добудет» сам укрепятся в его сознании и позволят развивать кругозор в дальнейшем. Литература: 1. Кавтрев А.Ф. Информационные технологии и электронные образовательные ресурсы для учителя физики // Школьные технологии, № 4, 2005. 2. Мартынов В.А. Информационно-компьютерное обеспечение мотивационного программно-целевого управления: Материалы сборника БГПУ, Барнаул) 3. А.А.Веряев ”Педагогика информатики”. Барнаул, 1998. 4. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002. 5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил. 6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. | |
Просмотров: 460 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|