Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Внеклассное мероприятие "Этот удивительный мир"
Итоговое занятие объединения "Зелёная планета"эколого-биологического направления "Этот удивительный мир", расчитанное на обучающихся 11-15 лет
(автор: Сидорова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования РМОУ Мошковский дом детского творчества, Мошковского района, Новосибирской области)
Цели: обобщить и систематизировать знания, полученные на занятиях
Задачи:
• познакомить с живыми организмами, которым угрожает опасность исчезновения,
• изучить меры по сохранению окружающей среды,
• воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.
Оборудование:
• компьютер,
• мультимедийный проектор,
• презентации:
1) «Этот удивительный мир»
2) « Вода – живительная влага нашей планеты»
3) «Охрана земель и недр»
4) «Воздух, нам без него не прожить»
5) «Леса Земли»
6) «Жизнь под угрозой»
7) «Красная книга Новосибирской области и знаки предупреждения»
• таблицы «Редкие и исчезающие виды»,
• Красная книга Новосибирской области.
Ход мероприятия
(Приглушенно звучит вариация на тему русских мелодий, на сцене два ведущих)
Вед.1: Здравствуйте, друзья!
Вед.2: Добрый день дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Вед.1:Давайте совершим небольшое путешествие по планете Земля и её маленькой частице – нашей родной Новосибирской области.
Вед.2: Как прекрасна во Вселенной наша Земля. Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим. Земля родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.
Вед.1:Земля у нас только одна… Этот прекрасный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что.

Чтец: Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах,
И считанные рыбы ждут в реке
И восковые считанные зёрна
Не слышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы? (Р.Рождественский)

Вед.2: Как планета, Земля существует уже несколько миллиардов лет. И всего около 2-х миллионов лет назад на ней появился человек. Как же живётся сегодня этой планете вместе с человеком, благодаря человеку? К сожалению, нелегко:
Вед.1:Земля стоит перед угрозой глобальной экологической катастрофы.
Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это – не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.
(звучит фрагмент композиции "Industrial revolution. Overture" Jean-Michel Jarre,1988.Выходят обучающиеся первой группы и представляют презентацию проекта: «Вода – живительная влага нашей планеты»)
Чтец: Я ночью проснулся, мне кто-то сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал в полнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
“Эти, Байкал загубили которые?” (А.Вознесенский)
Вед.1:Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли компоненты стиральных порошков.
Вед.2:В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились микроорганизмы, которые вредны для людей и животных.
Вед.1:Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.
(звучит начальный фрагмент композиции "Industrial revolution. Part 1" Jean-Michel Jarre)
(Выходят обучающиеся 2 группы и представляют презентацию проекта «Охрана земель и недр»)
Вед.1:Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. Вед.2:А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Чтец: И та Земля, что держит нас под плечи,
Измерь её на север и на запад,
Тебя забыла, нежность человечья,
Какая ты на ощупь и на запах…
И сердце вдруг, смешалось, как ребёнок
И зарыдало громко, до удушья,
Над кровною святыней, погребённой
Под грудью людского равнодушья.
(звучит фрагмент композиции "Oxygene. Part I" Jean-Michel Jarre)
(Выходят обучающиеся 3 группы и представляют презентацию проекта «Воздух, нам без него не прожить»)
Вед.1:За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. Непредсказуемость погоды последних 10-и лет приводит к мысли об изменении климата. Среди прочих газов в атмосферу поступает около 1 млн.т хлорсодержащих фреонов. В результате источается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой.
Вед.2:В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.
Инсценировка. В сегодняшнем специальном репортаже мы расскажем вам, откуда взялись некоторые загрязнители, и какой вред они наносят людям, растениям и животным.
Итак, наше первое интервью – с твердыми частицами.
("Твёрдые частицы" в перепачканных и неопрятных костюмах подходят к нему, держа в руках плакаты и скандируя:)
Пыль, копоть и сажа!
Загрязнение – не преступление!
Копоть, сажа и пыль!
Охрана природы – вне закона!
Вед1, (кашляет и отмахивается от них): Итак, вы – твердые частицы.
Копоть: Да, я – Копоть, это Сажа, а это – Пыль.
Вед2: Так вы, ребята, и есть те мельчайшие частицы, из-за которых воздух выглядит задымленным?
Сажа: Да! Некоторые из нас попадают в воздух во время строительства или при добыче полезных ископаемых, или при распашке земли (Бросает в воздух щепотку пудры).
Копоть: Но больше всего нас попадает в воздух, когда что-то горит, например, бензин в двигателях автомашин, или уголь в топках электростанций, или просто дрова в печи.
Пыль: А я очень люблю забираться вам в глаза и делать так, чтобы они слезились и чесались, и чтобы в горле першило, и …
Сажа: Эй, Пыль, кончай хвастаться! Пора возвращаться. (уходят)
Вед1: А теперь я хочу представить вам Двуокись серы (поворачивается к ней и тут же зажимает нос). Насколько мне известно, вы только что прилетели с Кольского полуострова?
Д.С.: Конечно, я ни за что не упустила бы такой возможности.
Вед1: Уверен, всем интересно узнать, как вы попадаете в воздух, которым мы дышим.
Д.С.: Вы, что газет не читаете? Ведь обо мне пишут на первых страницах чуть ли не каждую неделю! В основном я появляюсь из труб электростанций, сжигающих уголь для получения электричества. Но и у вас я как дома. Половина домов на вашей станции отапливается углем. (обращается к зрителям) У кого дом отапливается углем? Аа! Родные мои! (приветливо машет им рукой).
В1: А какие пакости вы делаете?
Д.С.: Пакости – это по мне! (хихикает) Мне очень нравится делать так, чтобы людям стало трудно дышать. И даже деревья из-за меня медленнее растут. Но самая любимая моя гадость – это когда я поднимаюсь высоко в воздух и смешиваюсь с капельками воды. Тогда я превращаюсь в кислоту и проливаюсь на землю кислотным дождём. (брызгает водой в зрителей).
В1: Кислотные дожди – серьёзная проблема. Они угнетают растительность, усиливают коррозию металлов, разрушают мраморные сооружения.
Д.С.(с гордостью): Так точно! Я ведь могу преодолевать очень большие расстояния, чтобы делать свою чёрную работу.
В: Надеюсь, когда-нибудь мы от вас избавимся.
Д.С.: Где вам со мной справиться! (и улетает)
В: Что я могу сказать?! Эти загрязнители воздуха – крутые ребята. Но люди создали их, люди должны от них избавиться. И ждать нельзя – будет поздно.
(звучит начальный фрагмент композиции "Revolution" Jean-Michel Jarre)
(Выходят обучающиеся 4 группы и представляют презентацию проекта «Леса Земли»)
Чтец 1: Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собою,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукою”. (В.Лукина)
Чтец 2: Усиленно идёт “облысение” планеты.
За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Чтец 3: Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Вед.1: Подумай об этом, когда тебе захочется сломать ветку дерева.
Оно не может от тебя убежать.
Оно не может от тебя улететь.
Вед.2:Оно стоит на месте, чтобы постоять за тебя.
Помоги ему постоять за тебя.
Потому что сам за себя постоять без него ты не сможешь.
(Вопросы задаёт педагог каждой группе и зрителям в зале).
1.Сколько времени необходимо для восстановления 1 см почвы? (100-300 лет).
2.Кто занимает первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу? (Автотранспорт).
3.Как долго будет разрушаться выброшенная в лесу бумага? (1-2 года).
4.Как долго будет разрушаться брошенная на берегу пластиковая бутылка? (100 - 400 лет).
(Все вместе по 2 строчки)

Земля: Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Воздух: Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Лес : Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Вода : Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.

(звучит начальный фрагмент композиции "Revolution" Jean-Michel Jarre)
Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле нам повезло родиться.
Так пусть она цветёт всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на неё влюбленными глазами!
В1: Планета наша весьма заражена, но мы ещё не осознали всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живём, но смогут ли жить наши дети?
В2: Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей, 22 апреля объявлен Всемирным Днём Земли. В 1994 г., во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи с подписями были пронесены по всей стране. Из этих кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг, его площадь 660 кв. метров. К сегодняшнему Дню Земли, 5 группа приготовила для вас презентацию проекта «Жизнь под угрозой».
(Презентация проекта и чтение стихотворения А. Целещев «Всюду жизнь»).
Сизый селезень в озере воду крылом расплеснёт,
Серебристым дождём брызнет стайка рыбёшек.
И комар возопит из прозрачных тенёт,
Паучок упадет, как зелёный горошек.
Меж таинственных, кряжистых ив да осин
Ключевой ручеёк моет ноги смороде.
Тянет спиртом от сваленных бурей лесин:
Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.
Всюду жизнь!
Но умеем ли мы наблюдать?
Как жестоки порой наши вольные руки.
Где, вы, души, готовые петь и рыдать
Над невзрачным цветком в век могучей науки?
(звучит фрагмент начала композиции "Diva" Jean-Michel Jarre)
Вед.1: К сожалению, не все стремятся любить природу, слышать её язык, понимать и беречь. Многие считают, что разнообразие и численность животных и растительности настолько велики, что уничтожить их практически невозможно.
Вед.2: Красная книга говорит об обратном. И, может быть, скоро перестанет куковать нам кукушка, не пропоёт малиновка. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. Ребята 6 группы покажут вам презентацию проекта «Красная книга Новосибирской области и знаки предупреждения». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают эти знаки. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен.
Первый конкурс “Расшифруйте знак”(предлагаются знаки.)
«Загрязненный водоем» - предупреждение для любителей купания, рыбной ловли или неосторожных туристов, готовых взять воду для питья из открытого водоема
«Костровище» - знак указывает туристам на специально оборудованное костровище, где можно развести костер, не нанося вреда лесу и избегая угрозы пожара
«Молодняк» - знак обращает внимание на новые посадки деревьев, кустарников, предупреждает о необходимости обойти данный участок либо пройти аккуратно, чтобы не причинить вреда молодняку
Вед.1: Ни лес, ни река, ни озеро, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу мусор – приберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьёв… Первое, с чего начнёшь дружбу с природой, будет то, что ты не принесёшь ей вреда.
Вед.2: Наша Земля тяжело больна. Многие исследователи и ученые считают, что ещё можно остановить течение болезни. Нужно изменить своё отношение к природе. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город, каждый посёлок, каждая семья и каждый человек.
Вед.1: Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остаётся наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролёр. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Представители групп рассказывают о своих делах, посвященных Дню Земли.
(Тихо звучит композиция"The emigrant" Jean-Michel Jarre, на ее фоне громко звучат остальные слова)

Чтец: Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Чёрные сотрёшь ли, Человек?
В. Орлова

Литература:
1. Прокофьев А.М. Праздник. Праздник День Земли. //Биология в школе, №3, 1998. с 68-70.
2. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки.5-11 класс/сост.Т.Н.Андреева- Волгоград: Учитель,2009.
3.“Землянам – чистую планету!” Составитель - Дроздова Татьяна Павловна, учитель музыки Чайковской средней школы.
Категория: Экология | Добавил: s179 (2010-06-11) | Автор: Сидорова Юлия Викторовна
Просмотров: 3609 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 12:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru