Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Профессиональная компетентность педагога.
[size=12]Профессиональная компетентность педагога. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Компетенция, таким образом, это личная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач. Одной из задач исследования изменений в школе стало определение уровня развития профессиональных компетенций учителей. В школе было проведено анкетирование с целью определить, как затронул процесс происходящих изменений учителей, насколько активно подключились они к работе по внедрению новых подходов в обучении учащихся. Экспертная комиссия провела тщательный анализ анкет и получили результаты, которые представили в виде диаграммы уровня развития педагогической компетентности в целом по сумме средних значений ее составляющих. Рассматривая профессиональную компетентность учителя в аспекте его преподавательской деятельности, мы провели исследование развития основных его умений и навыков, которые применяются на уроках. В традиционной практике преподавания большое внимание уделяется речи учителя. Что же происходит при внедрении новых подходов в преподавании? Постепенно происходит осознание учителями того, что необходимо поощрять собственную речь учащихся как важную часть происходящих мыслительных процессов. Это даёт возможность видеть ход решения поставленной задачи, вовремя подкорректировать ошибки. Кроме того, совместное обсуждение проблемы даёт возможность находить альтернативы, подходить к решению поставленных задач творчески. Так, в начале исследования процент педагогов, чья речь занимает на уроках более 50% был достаточно высоким. Далее он заметно снизился и приобрёл следующую форму. Диаграмма1. Менее 50 % урока Диаграмма 2. Более 50 % урока Ещё одним важным моментом эффективности современного урока является положительная мотивация учащихся, когда отношения с педагогами носят доброжелательный характер и позитивный настрой сохраняется на протяжении всего урока. Из диаграммы видно, что и ранее данные показатели были достаточно высоки. Это говорит о хороших профессиональных данных учителей, благоприятном психологическом климате в школьном коллективе, демократическом характере отношений. Тем не менее, и здесь наблюдается рост (на 13%). Диаграмма 3. Мотивация сохраняется весь урок Исследуя компетентность учителей в вопросах целеполагания, следует отметить возрастающую потребность чёткого их формулирования для каждого этапа урока, а также привлечения к постановке целей об учения самих учащихся. Данные процессы также направлены на повышение мотивации и результативности преподавания и учения. Диаграмма 4. Привлечение учащихся к постановке целей урока Хороший учитель – всегда хороший организатор. Поэтому еще одной важной составляющей организации современного урока является его способность обеспечить конструктивное взаимодействие учащихся. При этом ученикам предоставляется возможность обсуждать задания со своими одноклассниками во время урока, они имеют возможность задавать друг другу вопросы, свободно передвигаться по кабинету для работы с другими учениками. Как показывает практика включённого наблюдения, это никак не сказывается на дисциплине и качестве урока. Вместе с тем, возможность совместного обсуждения проблемы, повышает уверенность при ответах, даёт толчок к развитию скрытых ранее способностей. Диаграмма 5.Свободное обсуждение между учащимися Диаграмма 6.Работа учащихся в группе Рефлексивные способности учителя тесным образом связаны с оцениванием собственной деятельности и результативности учащихся. За последнее время заметно возросла роль оценки, делаются попытки разработать универсальные критерии оценки, к этой работе зачастую привлекаются сами учащиеся. Большое значение придаётся процессам самооценки и взаимооценки. Диаграмма7. Самооценка Рефлексия в конце урока, возможность выразить своё мнение относительно урока вообще и своего в нем участия, в частности, позволяет осуществлять постоянную обратную связь, учитывать все нюансы при дальнейшем планировании. Диаграмма 8. Саморефлексия Диаграмма 9.Обратная связь Если ранее учебный процесс был ориентирован больше на среднего ученика, то сейчас, с внедрением новых подходов, учебный процесс стал более индивидуализирован. Важным при этом является тот факт, что сильные ученики становятся консультантами слабых, помогают им лучше усвоить учебный материал. Диаграмма 10. Помощь сильных учащихся слабым У учащихся происходит формирование необходимых умений и навыков, а именно: умение выявлять главное; проводить анализ и обобщать материал; составлять план; готовить материал и выступать с докладами и рефератами. Все эти умения формируются в тесном сотрудничестве с учащимися и педагогами, часто носят творческий характер. Можно сделать заключение о том, что с момента первого исследования все эти процессы носят более осмысленный, а значит и качественный характер. Диаграмма11.Сотрудничество учащихся Еще одной важной в педагогической деятельности компетентностью является информационная компетенция, которая также получила своё развитие с момента первоначального исследования. Учителя более активно стали использовать ИКТ как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью уроков нового формата. При подготовке к уроку учителя чаще стали использовать информацию из сети Internet, для урока готовят различный раздаточный и иллюстрационный материал. Все учителя умеют навыки пользователя ПК, владеют навыками работы с электронной почтой, с сайтами. Диаграмма 12.Использование ИКТ Таким образом, анализ повторного анкетирования позволил получить объективную информацию об эффективности форм работы по профессиональному развитию и созданию условий для педагогического роста педагогов, развитию их профессиональных компетентностей. Кроме того необходимо обращать внимание педагогов делать акцент не на формальных(количественных) результатах работы, а на постоянной рефлексии своей педагогической деятельности. Анализируя характер профессиональных компетентностей педагогов нашей школы, следует отметить их рост за прошедший отрезок времени, по сравнению со входящим исследованием. Психолого-педагогическая компетентность позволила не только повысить мотивацию учащихся, но и используя системный подход в преодолении трудностей в обучении, позволила накопить опыт самостоятельного учения, умения рефлексировать процесс собственного обучения. Компетентность отношений также получила своё развитие. Важное значение приобретает диалоговое обучение, учитель постоянно осуществляет обратную связь, ученики увереннее стали чувствовать себя в построении коммуникации. Как следствие снизилось доминирование учителя. Так, речь учителя в течение урока используется в среднем меньше на 21-30%. Использование ИКТ в обучении также заметно возросло (до 90%). Это прослеживается при подготовке к уроку и в процессе самого урока. Овладение новыми, более сложными программами позволяет учителям в поиске и систематизации материалов, а также позволяет активно обменивается наработанным опытом с коллегами. Учителя стали активнее осваивать профессиональные интернет сети, принимают участие в он-лайн олимпиадах, творческих конкурсах, размещают на сайтах собственные наработки. В преподавательской деятельности учителя по-прежнему важной является управленческая компетентность. Она позволяет правильно планировать урок, рационально использовать время, получать эффект от всех этапов урока, дифференцировать задания, использовать различные формы работы и получать соответствующий результат. Если сначала имелись определенные трудности, с которыми учителя, особенно молодые, часто сталкивались, то при использовании новых подходов эти проблемы отошли на второй план. Овладевая методикой преподавания, обучаясь у более опытных коллег, учителя успешно строят уроки, делают учебный процесс в классе более управляемым. На уроках используется взаимообучение сильными учениками слабых учеников, этот процесс также контролируется и направляется учителем. Оценивание и анализ учебного процесса приобретает центральное место в образовании, ориентированном на результат. Данная компетентность позволила расширить диапазон оценки, выявить слабые места в обучении учеников, искать пути их устранения.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: marika_6526 (2015-02-04) E
Просмотров: 425 | Комментарии: 5 | Теги: правильно планировать урок | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20725]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru