Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Компетентностный подход в профессиональном образовании
Компетентностный подход в профессиональном образовании.

Новикова Людмила Викторовна,
КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания»,
преподаватель спецдисциплин высшей категории,

Ум заключается не только в знании, но и
в умении применять знания на деле. Аристотель.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем времени. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода. Латинское: compitentia–согласованность, соразмерность частей целого, compete-совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным, profession-официально указанное занятие, профессия.
Компетенция определяется как:
1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) способность выполнять особые трудовые функции.
В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций. «Компетенция является, таким образом, - сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», а «компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования».
Происходит резкая переориентация таких понятий, как «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия: «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.
Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».
Общие принципы компетентностного подхода:
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Главная задача компетентностного подхода – научить учащегося пользоваться полученными знаниями в работе, а также для решения различных производственных и социальных проблем.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1.Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2.Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3.Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4.Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5.Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6.Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму.
Существуют несколько видов компетенций.
Ценностно-смысловые компетенции, заключаются в способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурные компетенции: познание и опыт в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательные компетенции: совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает логику, общеучебную деятельность. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Информационные компетенции: владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции: знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.
Социально-трудовые компетенции: учащийся должен быть компетентен в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Профессиональная компетенция - качество, или состояние специалиста, обеспечивающее физическое психическое и духовное соответствие потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.
В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:
- совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;
-объем навыков выполнения задачи;
-комбинация личностных качеств и свойств;
-комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
-единство теоретической и практической готовности к труду.
Из собственного опыта я определила, что профессиональная компетентность объединяет такие понятия, как профессионализм, квалификация, профессиональные способности, профессиональный кругозор. Все это выражается в знаниях, умениях, навыках, используемых в профессиональной деятельности; а также в дипломах, приказах, инструкциях; проявляется в занимаемой должности и профессиональной деятельности.



Таким образом, цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня.
Результат внедрения компетентностного подхода заключается в том, каким должен быть выпускник :
1. Востребованным и конкурентоспособным.
2. Готовым к эффективной профессиональной деятельности.
3. Способным решительно действовать в различных ситуациях.
4. Эффективно решать производственные проблемы.
Преимущества компетентностного подхода:
1. Повышение профессиональной подготовки учащихся.
2. Взаимодействие обучающегося и преподавателя.
3. Быстрая адаптация молодых специалистов на производстве.
4. Владение знаниями работы на современном оборудовании.
5. Формируется производственная культура, профессиональный кругозор и уважение к выбранной профессии.
6. Учащийся может работать по смежным профессиям.
Например, кондитер может работать тестомесом, пекарем, оформителем кондитерских изделий.
Официант - барменом, метрдотелем, барристом, сомелье.






Для успешного внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании, нужны определенные методы, они могут быть различны, на своих уроках я использую такие:
- проведение экскурсий;
- личный показ технологических приемов и отдельных элементов;
- демонстрация кинофильмов, презентаций;
- использование лабораторно-практических и самостоятельных работ учащихся;
- использование тестов, технологических схем, карточек-заданий;
- пополнение кабинета наглядными и учебными пособиями.
Данные методы способствуют формированию профессиональных компетенций по предмету «Организация обслуживания посетителей»:
овладение основами теории: базовые понятия, приемы обслуживания;
- иметь представление об основных правилах сервировки, подачи блюд, методах обслуживания;
- знание правил по технике безопасности;
- владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования;
- самостоятельная познавательная деятельность учащихся, основанная на усвоении способов приобретения профессиональных знаний на уроках п/о, теоритического обучения, на практике;
- профессиональная грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у учащихся способность высказывать хорошо обоснованные суждения;
- вырабатывать у учащихся умения применять полученные знания и навыки в нестандартных ситуациях;
- уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере;
- разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Итак, используя эффективные методы и приемы компетентностного подхода в профессиональном образовании, преподаватель должен в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Источник: http://Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании: итоги осмысления и векторы реализации // «Субъектно-развивающие
Категория: Профессиональное образование | Добавил: timati_kst (2015-04-10) | Автор: Новикова Людмила Викторовна E
Просмотров: 2394 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru