Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Компетентностный подход в профессиональном образовании
Компетентностный подход в профессиональном образовании.

Новикова Людмила Викторовна,
КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания»,
преподаватель спецдисциплин высшей категории,

Ум заключается не только в знании, но и
в умении применять знания на деле. Аристотель.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем времени. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода. Латинское: compitentia–согласованность, соразмерность частей целого, compete-совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным, profession-официально указанное занятие, профессия.
Компетенция определяется как:
1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) способность выполнять особые трудовые функции.
В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций. «Компетенция является, таким образом, - сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», а «компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования».
Происходит резкая переориентация таких понятий, как «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия: «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.
Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».
Общие принципы компетентностного подхода:
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Главная задача компетентностного подхода – научить учащегося пользоваться полученными знаниями в работе, а также для решения различных производственных и социальных проблем.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1.Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2.Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3.Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4.Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5.Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6.Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму.
Существуют несколько видов компетенций.
Ценностно-смысловые компетенции, заключаются в способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурные компетенции: познание и опыт в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательные компетенции: совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает логику, общеучебную деятельность. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Информационные компетенции: владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции: знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.
Социально-трудовые компетенции: учащийся должен быть компетентен в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Профессиональная компетенция - качество, или состояние специалиста, обеспечивающее физическое психическое и духовное соответствие потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.
В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:
- совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;
-объем навыков выполнения задачи;
-комбинация личностных качеств и свойств;
-комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
-единство теоретической и практической готовности к труду.
Из собственного опыта я определила, что профессиональная компетентность объединяет такие понятия, как профессионализм, квалификация, профессиональные способности, профессиональный кругозор. Все это выражается в знаниях, умениях, навыках, используемых в профессиональной деятельности; а также в дипломах, приказах, инструкциях; проявляется в занимаемой должности и профессиональной деятельности.



Таким образом, цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня.
Результат внедрения компетентностного подхода заключается в том, каким должен быть выпускник :
1. Востребованным и конкурентоспособным.
2. Готовым к эффективной профессиональной деятельности.
3. Способным решительно действовать в различных ситуациях.
4. Эффективно решать производственные проблемы.
Преимущества компетентностного подхода:
1. Повышение профессиональной подготовки учащихся.
2. Взаимодействие обучающегося и преподавателя.
3. Быстрая адаптация молодых специалистов на производстве.
4. Владение знаниями работы на современном оборудовании.
5. Формируется производственная культура, профессиональный кругозор и уважение к выбранной профессии.
6. Учащийся может работать по смежным профессиям.
Например, кондитер может работать тестомесом, пекарем, оформителем кондитерских изделий.
Официант - барменом, метрдотелем, барристом, сомелье.






Для успешного внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании, нужны определенные методы, они могут быть различны, на своих уроках я использую такие:
- проведение экскурсий;
- личный показ технологических приемов и отдельных элементов;
- демонстрация кинофильмов, презентаций;
- использование лабораторно-практических и самостоятельных работ учащихся;
- использование тестов, технологических схем, карточек-заданий;
- пополнение кабинета наглядными и учебными пособиями.
Данные методы способствуют формированию профессиональных компетенций по предмету «Организация обслуживания посетителей»:
овладение основами теории: базовые понятия, приемы обслуживания;
- иметь представление об основных правилах сервировки, подачи блюд, методах обслуживания;
- знание правил по технике безопасности;
- владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования;
- самостоятельная познавательная деятельность учащихся, основанная на усвоении способов приобретения профессиональных знаний на уроках п/о, теоритического обучения, на практике;
- профессиональная грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у учащихся способность высказывать хорошо обоснованные суждения;
- вырабатывать у учащихся умения применять полученные знания и навыки в нестандартных ситуациях;
- уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере;
- разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Итак, используя эффективные методы и приемы компетентностного подхода в профессиональном образовании, преподаватель должен в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Источник: http://Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании: итоги осмысления и векторы реализации // «Субъектно-развивающие
Категория: Профессиональное образование | Добавил: timati_kst (2015-04-10) | Автор: Новикова Людмила Викторовна E
Просмотров: 941 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru