Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Развитие истории Казахстана на современном этапе
Развитие истории Казахстана на современном этапе
Елентаева Ж.У, учитель
«Нам необходимо вглядеться в прошлое,
чтобы понять настоящее и увидеть контуры
будущего»
Н. А. Назарбаев

«Народ, который не уважает свою историю, -не уважает себя...Бережное отношение к истории - лучший гарант того, что сегодня и завтра мы не совершим новых трагических ошибок» говорится в книге «В потоке истории» Н.А.Назарбаева. Как мы знаем,в начале прошлого века рухнула одна из крупнейших империй мира – Советский Союз.Получили государственную независимость веками стремившиеся к свободе республики. Поэтому было бы несправедливо, если бы эти страны не возродили свою национальную государственность.
У казахстанского народа путь к независимостии свободе был долгим и тернистым. И сегодня нам надо все взвесить и взглянуть новым взглядом в национальную историю народа.Так два с половиной столетия система царской администрации ставила под угрозу исчезновения историю казахского народа. Советская идеология запретила публикацию научно-исторических трудов, касающихся вопросов национальной проблемы, которые указали бы прямой путь возрождения национального направления.
Историческая наука Казахстана переживает сложный путь становления в качестве самостоятельной научной дисциплины. Это означает не только отход от старых схем и конструкций исторического прошлого, основанных на догмате классовой борьбы. Это означает формирование новой концепции собственной истории казахского народа, свободной от идеологии советской исторической школы. Соответственно, меняются роль и место истории Казахстана в политической и социально-экономической сферах жизни общества. Следствием всех преобразований явилось стремление казахского народа переосмыслить свою историю. А это означает, на мой взгляд, воссоздание объективной, свободной картины исторического прошлого Казахстана, что является основой возрождения исторической памяти народа, одним из важнейших факторов формирования национального единства, воспитания гражданственности и патриотизма.
Казахстанские историки за годы независимости предприняли попытки выработать новые подходы, позволяющие видеть исторический процесс таким, каким он был на самом деле - взаимосвязанным, интегрированным, находящимся в процессе развития. Появились труды, написанные на основе новых архивных фондов, публикации, открывающие неизвестные страницы истории Казахстана - депортацию народов СССР в Казахстан и республики Средней Азии, коллективизацию, репрессии 1930-1950 годов и другие. Однако, процесс переосмысления исторического прошлого казахского народа имел и негативную сторону. Появилось немало трудов, особенно по новой и новейшей истории Казахстана, в которых прошлое разоблачалось, исторические факты отвергались или рассматривались исключительно в негативном плане. Немало авторов увлеклось сенсационностью, чрезмерным субъективизмом при освещении отдельных исторических фактов и событий, стремлением поразить воображение читателя любым способом. Сенсационно звучат сами названия таких публикаций: «О чем молчат учебники», «История Казахстана: белые пятна», «О чем не говорили» и тому подобные. Среди публикаций на исторические темы немало таких, в которых сложные вопросы этнической, политической и социальной истории решаются на любительском уровне, непрофессионально. Ярким примером могут служить издаваемые отдельными авторами или творческими коллективами учебники по истории Казахстана. В особенности, это учебники, изданные в конце прошлого и начале нынешнего веков.
Я думаю, что это были скорее издержки роста и повышенного интереса к истории, когда субъективные точки зрения ученых возобладали над необходимостью объективного анализа. Но основная причина, на мой взгляд, была в том, что источниковая, доказательная база исторических процессов в Казахстане была ничтожно мала. Практически все крупные события основывались на источниках имеющих общее значение для советской истории, в целом. Отсюда, с одной стороны, скудость материала, а с другой - его предопределенная заданность, когда многие события просто не рассматривались, или же освещались неполно и односторонне. Я считаю, что прежде всего необходимо заострить внимание ученых на узловых проблемных аспектах истории Казахстана, которые требуют более детальной проработки.
Например, древнейший, древний и раннесредневековый период истории Казахстана. Изучение этого периода истории Казахстана на современном этапе становится очень важным. Объясняется это тем, что с эпохи бронзы на территории Казахстана начался процесс формирования кочевой цивилизации, появления ранних кочевников, далеких предков казахского народа. Например, процесс формирования казахского этноса, который занял не одно тысячелетие, К сожалению, учеными до сих пор не рассмотрены с новых методических позиций такие сложнейшие и масштабные темы, как создание и распад ранних государственных образований в древнетюркской степи Дешт-и-Кыпчак, ареал распространения тюрко-кыпчакского населения, история топонимики Евразии и так далее. Необходимо более системно изучить сакскую культуру, особенно массагетов, саков-тиграхауда и аримаспов. Не должны выпасть из внимания ученых древнетюркское государство, Тюргешский и Карлукский каганаты. Потому что именно к ним уходят корни тюркской базовой этнокультурной и цивилизационной идентичности. Одной из самых противоречивых и спорных в восприятии отечественной истории выступает эпоха Чингисхана. Вообще, история казахской степи в системе империи Чингисхана и ее правопреемников требует самого пристального внимания. Вместе с тем история Казахстана- это также история других этнических групп, которые позднее поселились на этой землеи часто не по своей воле. Мы должны объективно изучать эти процессы формирования полиэтничности страны.
Актуальной проблемой стала проблема этногенеза казахов, происхождения и семантики термина «казах», генезиса и эволюции казахской государственности, формирования этнической территории казахского народа. На сегодняшний день исследованы многие аспекты данной проблемы: территориальные границы расселения казахов, время образования Казахского ханства и установление его преемственности от тюркских каганатов и кипчако-монгольских государств. Проблема казахской государственности в советской историографии занимала подчиненное положение, и это становилось предметом дискуссий еще в советский период. Более того, проблема имела несколько точек зрения, которые сохранились и сейчас в российской историографии.
История Казахстана нового времени - XVIII- начало XX века. Этот период соотносится с колонизацией Казахстана Российской империей и анализом последствий этого процесса. Советская историография накопила, казалось бы, огромный материал, однако все исследования базировались на ограниченном круге архивных данных, которые в свою очередь проходили своеобразное рецензирование. Примером такого подхода являются оценки всех восстаний и движений казахского народа в XIX-начале XX веков. Например, восстания 1916 года. В результате работ казахстанских историков сменились акценты в оценке национального движения в Казахстане в этот период. Реабилитировано движение К.Касымова, которое трактуется сегодня, как кульминация национально-освободительное движения казахского народа в период присоединения к России.На мой взгляд, назрела необходимость создания капитального исследования по проблеме присоединения Казахстана к России. Широкой дискуссии подвергается проблема влияния российской экономики на пастбищно-кочевую общину казахов. Особенно яркой в этом плане является работа Н.Э. Масанова«Кочевая цивилизация казахов», изданная в 2001 году, в которой автор, в отличие от советских историков, доказывает, что капиталистический уклад, который постепенно проникал в экономику Казахстана, не мог серьезно отразиться на казахском ауле и тем более привести к его трансформации, расслоению и разложению. Колониальные власти, наоборот, стремились законсервировать родовой строй и патриархальный уклад в казахском обществе.
История Казахстана новейшего времени. Это наиболее изучаемый период в казахстанской историографии. Дискутируется широкий круг проблем по истории Советского Казахстана. Одним из ведущих направлений является реабилитация деятелей алашордынского движения и исследования по истории возникновения и развития казахской национальной интеллигенции, проблема коллективизации и массового оседания кочевых и полукочевых хозяйств, репрессии 1930-1950-х годов в Казахстане, по-иному звучит оценка последствий освоения целинных и залежных земель.Какие же шаги необходимо нам предпринять для изучения истории своей страны? Основная концепция развития национальной истории Республики Казахстан в современный период должна соответствовать геополитическим интересам Казахстана и опирается на современные технологии проектирования информационных систем с соблюдением базовых принципов, обеспечивающих достоверность и полноту информации об исследуемом историческом объекте.. Исследование генезиса казахстанской государственности и независимости наряду с рядом других актуальных проблем истории Казахстана потребовало пристального внимания исследователей к созданию единой концепции исторической науки, развитию новых направлений национальной истории и методов исследований. На современном этапе развития казахстанской исторической науки отмечается выход проводимых исследований на глобальный уровень.. Национальная история сегодня для Казахстана – это самая проблемная область науки. Историческое прошлое Казахстана составляет важную часть гуманитарного пространства на разных уровнях общественного сознания – от политического языка политиков до повседневной жизни населения. В связи с этим, следует излагать исторические события и факты с точки зрения, которые соответствуют геополитическим интересам Казахстана. Так необходимо поступать не только тогда, когда речь идет о межгосударственных вопросах, но и о внутренних казахстанских проблемах. Концепция исторической науки должна быть основана на единстве системы взглядов на исторические события. Следует применить новый подход к изложению исторических событий, как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, а логически увязанному с историческим прошлом, политическим и социально-экономическим развитием страны. Только на основе научного исторического анализа возможно получение нового исторического знания, свежих идей и позитивного вклада исторической науки в модернизацию страны, ее гуманитарного сопровождения, без которого невозможны решения никаких социальных и экономических задач.. Следует шире использовать пространственный подход при изложении исторических событий, что позволяет достовернее и полнее исследовать историю Казахстана рамках конкретно локального исторического времени. Таким образом, основная концепция развития национальной истории Республики Казахстан в современный период должна соответствовать геополитическим интересам Казахстана и опирается на современные технологии проектирования информационных систем с соблюдением базовых принципов, обеспечивающих достоверность и полноту информации об исследуемом историческом объекте.

Список литературы

1. М.Садыков, Изучение истории Казахстана должно быть комплексным. Уральск, 2015
2. Материалы международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы исследования и преподавания национальной истории на современном этапе».ЕНУ им.Гумилева,2014
3. Ксенжик Г. Н. Публикации автора «Единство системы взглядов»
4. Источник: http://e-history.kz/ru/expert/view/38
© e-history.kz
Категория: Профессиональное образование | Добавил: zhanna1271 (2015-11-15)
Просмотров: 2354 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 12:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru