Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ – ВЕКТОР КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «ТРИЕДИНСТВО ЯЗЫКОВ»
Одним из важнейших аспектов происходящей в казахстанском обществе экономической и соци¬альной модернизации выступает политика в области языка. Внимание Лидера нации к этой состав¬ляющей государственной политики очевидно и заслуживает самого пристального изучения и анализа, поскольку именно в нашей республике реализуется уникальный проект, инициированный Главой го¬сударства, — триединство языков. В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как ни-когда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации обществ. В связи с этим значимость и актуальность полиязычного образования, являющегося результатом внедрения идеи Президента о триединстве языков, не вызы¬вают сомнения.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неодно¬кратно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» [2].
Для казахстанцев идея триединства язы¬ков особенно важна, поскольку сформулирована была Главой государства как ответ на вызов време¬ни, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобаль¬ный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение домини¬рующими языками. Благодаря инициативе Президента наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конку-рентоспособности Казахстана.
Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой национальной модели не оставляют без внимания и вопросы качества подготовки педагогических кадров.
В Послании уделяется особое внимание человеческому капиталу, говорится о создании равных возможностей для всех граждан нашей республики, повышении уровня образования, здравоохранения. Фактически нынешнее Послание направленно на то, чтобы будущие поколения казахстанцев жили в процветающей, развитой стране. Президент говорит: «Главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа». Все это – результат идеологии Гуманизма, которой придерживается лидер страны с самого начала построения независимого Казахстана.
В послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», говорится о Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира и обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы.
В Послании Президент акцентирует внимание на том, что путь страны «…в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Для реализации вышесказанного Президент указывает, что необходимо решить ряд задач по нескольким приоритетным направлениям. Одно из направлений связано с улучшением качества всех звеньев национального образования, а именно с формированием «…национальной системы дуального технического и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования» [1].
К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Не только выпускники школ, но и студенты – будущие специалисты должны владеть тремя языками, именно поэтому в вузах Республики Казахстан вводиться поэтапное поликультурное обучение[1].
Актуальность полиязычного образования определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. Полиязычное образование направлено на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов различных специальностей, обладающих языковой компетенцией на основе параллельного овладения казахским, русским и английским языками, мобильных в международном образовательном пространстве и на рынке труда, способных к межкультурной коммуникации.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы обозначены мировые тенденции развития системы образования: интеграция, интернационализация; мобильность обучающихся, преподавателей, знаний и инноваций; образование через всю жизнь; информатизация и развитие электронного обучения; синтез триады «наука — образование — инновация» [4].
Отмечена необходимость обеспечения интеграции в европейскую зону высшего образования путем приведения содержания и структуры высшего образования в соответствие с параметрами Болонского процесса. В целях развития академической мобильности, как одного из принципов Болонской декларации, студенты будут обучаться за рубежом не менее одного академического периода за весь период обучения, в том числе за счет международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак».
Как подчеркивает глава государства, большинство студентов владеют сегодня двумя и более языками, что позволяет строить оптимистичные прогнозы на будущее: число казахстанцев, владеющих казахским и английским языками, к 2020 году составит 95% и 20%, соответственно.
За 2011-2012 годы более 1000 студентов и магистрантов прошли обучение в 40 странах мира.
Происходит трансферт знаний из ведущих университетов мира.
Для полного овладения всеми казахстанскими гражданами казахским языком будет создана система непрерывного обучения государственному языку «Детский сад - школа, профессиональный лицей, колледж - высшее учебное заведение» на основе международного стандарта владения языками.
Будет внедрена система оценки уровня знаний казахского языка - Казтест с выдачей сертификата для граждан Казахстана (школьники, студенты, магистранты, работники различных сфер) и иностранных граждан, работающих в Казахстане.
Начата подготовка полиязычных кадров в 32 вузах в специальных отделения с общим контингентом более 10 тыс. человек.
На сегодняшний день поликультурное образование в Республике Казахстан является одним из главных направлений в системе высшего образования. Так как ВУЗ является важным этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы.
Одним из эффективных путей первичной подготовки полиязычных кадров является включение в перечень базовых дисциплин типовых учебных планов таких дисциплин как «Профессионально-ориентированный иностранный язык», «Профессиональный казахский/русский».
Современный этап развития полиязычного образования в Казахстане нуждается в орга¬низационных формах при его реализации, которыми могут выступить: Республиканский координацион¬ный и научно-исследовательский центр по проблемам полиязычного образования, центры развития полиязычного образования в вузах и при областных департаментах образования, обучающие семина¬ры по внедрению уровневой модели обучения казахскому, русскому, английскому языкам, механиз¬мы педагогического мониторинга полиязычного образования 3.

Список литературы
1 . Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»// www.akorda.kz
2 Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстан¬ская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля.
3. От идеи «Триединство языков» Н.А.Назарбаева до полиязычного образования в Казахстане // Б.А.Жетписбаева, О. Т. Аринова, Вестник КарГУ, Карагадна.2012, №4. / http://articlekz.com/node/1411.
4 Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // www.edu.gov.kz
Категория: Профессиональное образование | Добавил: yulyazilowa (2016-08-08) | Автор: Юлия Жилова E
Просмотров: 198 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20793]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [182]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru