Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

К вопросу о развитие творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития посредством техники квиллинга во внеурочн
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
В своей статье мы хотели бы рассказать о детях с задержкой психического развития (ЗПР), об их особенностях и развитии творческих способностей через технику квиллинга.
Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.
Возможно, поэтому в последнее время к проблеме детей с ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. В начальной школе дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Нарушение тонкой моторики у младших школьников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является творчество.
Большая ответственность возлагается на педагога, который помогает ребенку с задержкой психического развития познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
Дети с ЗПР живут в своем закрытом, недоступном для нас мире, но они талантливы так же, как и все дети. Эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. В силу своих «ограничений» они воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др.
Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др.
Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.
Всем известно, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой творческой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
В ходе творческой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. В ходе творческой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.
В современном мире работа с бумагой носит название «квиллинг». Квиллингом (бумагокручением, по-английски - quilling, от слова quill, обозначающее «птичье перо») называют искусство рукодельного изготовления различных художественных композиций из длинных и узких полос бумаги посредством их скручивания в спирали.
История возникновения и развития квиллинга весьма необычна. Видимо, квиллинг появился в средневековой Европе. Тогда специальная бумага для осуществления квиллинга была недешевой, поэтому квиллинг стал искусством высших слоев тогдашнего общества. В виде инструмента для осуществления скручивания тогда применяли перья птиц, отсюда и происхождение названия квиллинг.
К примеру, в Корее, бумагокручение имело характерные, присущие только искусству Востока, свойства. Каждая из работ восточного мастера квиллинга могла потребовать большого времени для изготовления и выделяться величайшей кропотливостью. История квиллинга на востоке уходит вглубь веков.
Наиболее широко данное искусство распространилось в восточных странах. Богатые древние традиции данной работы с тончайшей пластикой и графикой дали этому искусству невиданные краски.
Восточные и западные техники квиллинга, равно, как и темпераменты, сильно различаются. В Европе предпочитают быстрые техники с небольшим количеством деталей, напоминающие мозаики, применяемые в виде украшений для рамок и открыток. У мастеров квиллинга основным инструментом для создания поделок является металлический либо пластмассовый стержень с прорезью на кончике. В результате скрученная спираль выходит с большим отверстием по центру.
На Востоке же кропотливо создаются квиллинг работы из очень тонких объемных кружев с множеством деталей, которые напоминают настоящие шедевры ювелиров. В виде инструмента восточные мастера применяют тонкое шило, при этом, сам кончик бумаги легко проскальзывает.
В Казахстане, в частности в городе Костанай, техника квиллинг является в большей степени семейным занятием, и мало где используется в виде творческих кружков, организаций. Мы полагаем, что использование техники квиллинг среди детских, школьных организаций является актуальной проблемой в наше время. Решение мы видим в разработке перспективного плана и создании мини-клуба «Волшебный завиток» во внеурочное время, для развития творческих способностей детей с ЗПР с помощью техники квиллинг.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: yulyazilowa (2016-08-08) | Автор: Юлия Жилова E
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 7:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru